Рады, что вам понравилась статья 😊

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) — это экзамены, которые проводятся университетами помимо ЕГЭ. Эта практика существовала задолго до введения единого государственного экзамена, когда каждый вуз самостоятельно оценивал знания поступающих.
После стандартизации экзаменационной системы ведущие университеты сохранили право на проведение собственных испытаний для абитуриентов. ДВИ разрабатываются преподавателями конкретного вуза и позволяют оценить знания и способности поступающих глубже, чем это можно сделать с помощью ЕГЭ.
Для чего же нужны дополнительные экзамены? Университеты используют их как инструмент отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов. Внутренние испытания помогают выявить не только формальные знания по предмету, но и кругозор, способность нестандартно мыслить и применять знания на практике.
Московский государственный университет — единственный вуз, где дополнительные вступительные испытания обязательны для всех факультетов без исключения. Экзамены проводятся по профильным предметам и разрабатываются преподавателями соответствующих факультетов.
В последние годы МГУ активно внедряет цифровые технологии в процесс приема абитуриентов. Так, в 2024 году внутренние экзамены проводились с использованием системы прокторинга, позволяющей сдавать испытания дистанционно.
Подготовка к ДВИ в МГУ требует особого внимания, поскольку задания часто включают вопросы повышенной сложности, выходящие за рамки школьной программы.
В Московском государственном институте международных отношений ДВИ различаются в зависимости от выбранной специальности. Для поступающих на «Международную журналистику» предусмотрен творческий конкурс, а для направлений, связанных с международными отношениями и правом — испытание по иностранному языку.
Стоит учесть важный нюанс: абитуриенты, набравшие на внутреннем экзамене менее 60 баллов из 100, теряют возможность участвовать в конкурсе на поступление. Это подчеркивает значимость тщательной подготовки к ДВИ в МГИМО.
Дополнительные испытания по другим предметам проводятся только для тех, кто поступает не по результатам ЕГЭ.
НИУ ВШЭ проводит дополнительные вступительные испытания преимущественно для творческих и гуманитарных специальностей. К ним относятся:
На эти направления конкурс традиционно высокий, а ДВИ помогает отобрать абитуриентов с ярко выраженными творческими способностями и склонностью к выбранной профессии.
Полную информацию о форматах и сроках проведения экзаменов можно найти на официальном сайте приемной кампании университета.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы проводит дополнительные испытания творческой и профессиональной направленности для следующих образовательных программ:
Форматы проверки знаний в РАНХиГС разнообразны: это могут быть тесты, эссе или развернутые ответы на вопросы. Для каждой программы предусмотрен свой подход к оценке способностей абитуриентов.
В отличие от других ведущих вузов, Московский государственный технический университет проводит только одно дополнительное испытание — для поступающих на направление «Дизайн». На все остальные программы абитуриенты зачисляются по результатам ЕГЭ.
Это объясняется технической направленностью большинства специальностей университета, для оценки готовности к освоению которых достаточно результатов единого государственного экзамена по профильным предметам.
В Российском государственном гуманитарном университете дополнительные испытания ждут поступающих на направления:
При поступлении на первые два направления абитуриенты проходят тестирование, а для «Дизайна» и «Реставрации» нужно подготовить портфолио своих работ и пройти собеседование по нему.
Российском университете дружбы народов дополнительные вступительные испытания проводятся только для направлений «Журналистика» и «Телевидение». Формат испытания — тест с закрытыми вопросами.
Также дополнительно тестируют поступающих на «Архитектуру» и «Дизайн архитектурной среды», где требуется выполнить задание по рисунку.
Московский государственный лингвистический университет проводит дополнительное творческое испытание только для желающих поступить на направление «Журналистика». Абитуриенты выполняют практические задания творческой направленности в письменной форме и могут дополнительно представить свое портфолио.
Согласно нормативным документам Министерства образования и науки РФ, дополнительные вступительные испытания могут проводиться по 70 различным направлениям подготовки. Большинство из них относятся к гуманитарной сфере.
Цель дополнительного испытания — выйти за рамки школьной программы и оценить кругозор абитуриента в выбранной области. Университетские комиссии используют различные форматы проверки знаний:
Для разных направлений подготовки характерны свои типы испытаний. Например, при поступлении на «Журналистику» часто нужно написать эссе или пройти тест на знание СМИ. Для архитектурных и дизайнерских специальностей оценивают творческие работы и умение рисовать. Вступительные испытания на направления, связанные с искусством, обычно включают тесты по истории культуры.
Первый и самый важный шаг в подготовке — изучение заданий, которые предлагались абитуриентам в предыдущие годы. Большинство топовых вузов публикуют архивы таких материалов на своих официальных сайтах.
Анализ прошлогодних заданий поможет понять формат и уровень сложности предстоящего испытания, а также выявить типичные темы и вопросы, которые могут повториться.
Задания ДВИ во многих университетах сравнивают с олимпиадными по уровню сложности. Если начать готовиться заранее (за 6–8 месяцев до экзамена), можно одновременно подготовиться и к университетскому испытанию, и к профильным олимпиадам, дающим льготы при поступлении.
Незаменимый источник информации о внутренних экзаменах — студенты, недавно прошедшие через ДВИ. Найти их можно в социальных сетях или на форумах университета.
Действующие студенты поделятся опытом, расскажут о подводных камнях экзамена и дадут советы, которые не найти в официальных источниках. Например, на какие темы стоит обратить особое внимание, какую литературу использовать при подготовке или как справиться с волнением в день испытания.
Такое общение не только поможет в подготовке, но и даст представление о студенческой жизни в выбранном вузе.
Многие университеты организуют специальные подготовительные курсы для абитуриентов. Они проводятся как в очном, так и в дистанционном формате. Поступить на них могут учащиеся 9–11 классов.
Преимущество таких курсов в том, что их ведут преподаватели, часто входящие в состав экзаменационных комиссий. Они знакомы с требованиями и критериями оценки работ и могут дать ценные рекомендации по подготовке.
Занятия обычно проходят в вечернее время в будние дни, что позволяет совмещать их с учебой в школе.
Форматы проведения дополнительных вступительных испытаний в разных университетах имеют свои особенности. В одних вузах их можно сдавать дистанционно, в других — только при личном присутствии. Но есть и общие моменты, знание которых поможет абитуриентам лучше подготовиться к процедуре поступления.
Первая важная особенность — наличие минимального порогового балла за ДВИ. В большинстве ведущих вузов абитуриенты, набравшие менее 50–60 баллов из 100 возможных на дополнительном экзамене, выбывают из конкурса независимо от результатов ЕГЭ.
Вторая особенность — сроки проведения испытаний. ДВИ обычно проводятся в первой половине июля, после завершения основного периода ЕГЭ. Поскольку экзамены проходят во всех вузах примерно в одно время, даты могут пересекаться. Поэтому абитуриентам, планирующим поступление в несколько университетов с ДВИ, стоит заранее составить график и уточнить возможность сдачи экзаменов в резервные дни.
Третья особенность — возможность дистанционной сдачи. Некоторые вузы, идя навстречу абитуриентам из других регионов, проводят ДВИ с использованием технологий удаленного контроля. Например, для сдачи вступительного экзамена в МГУ достаточно подключиться к системе в указанное время с включенной веб-камерой, обеспечивающей обзор рабочего места.
Четвертая особенность — отсутствие возможности пересдачи. На демонстрацию своих знаний и умений дается только одна попытка. В случае неудачи можно попробовать снова только в следующем году.
Можно ли поступить в топовый вуз без сдачи ДВИ?
В большинство ведущих вузов Москвы можно поступить без сдачи ДВИ, но только на определенные направления подготовки. Например, в МГТУ им. Баумана дополнительные испытания предусмотрены только для направления «Дизайн», а на все инженерные специальности принимают по результатам ЕГЭ.
За сколько времени до ДВИ нужно начинать подготовку?
Оптимальный срок начала подготовки — за 6–8 месяцев до экзамена. Это позволит равномерно распределить нагрузку, постепенно проработать все темы и выполнить достаточное количество тренировочных заданий без лишнего стресса.
Как найти задания ДВИ прошлых лет для подготовки?
Большинство университетов публикуют архивы заданий на своих официальных сайтах в разделе для абитуриентов. Также можно найти их в специализированных группах в социальных сетях, на студенческих форумах или обратиться напрямую в приемную комиссию вуза.
Можно ли сдать ДВИ дистанционно, если я живу в другом городе?
Некоторые вузы предоставляют такую возможность. Например, МГУ в последние годы проводит внутренние экзамены с использованием системы прокторинга. Информацию о возможности дистанционной сдачи следует уточнять на официальном сайте конкретного университета или в приемной комиссии.
Профессия пожарного привлекает многих своей значимостью и героическим характером работы. Однако для успешного поступления и дальнейшей службы необходимо соответствовать определенным требованиям.
Работа пожарного связана с экстремальными условиями и высокими физическими нагрузками. Будущий специалист должен обладать следующими качествами:
Задумайтесь: готовы ли вы работать в условиях повышенного стресса, когда каждая минута может стоить чьей-то жизни? Профессия пожарного требует не только физической силы, но и особого склада характера — решительности, смелости и глубокого чувства ответственности.
К здоровью будущих пожарных предъявляются строгие требования. Медицинская комиссия проверяет отсутствие противопоказаний для службы. Основные ограничения включают:
✏ ЗаметкаПеред подачей документов рекомендуется пройти предварительное медицинское обследование, чтобы оценить свои шансы на поступление и при необходимости заняться укреплением здоровья.
Существует несколько образовательных путей для тех, кто решил связать свою жизнь с пожарной службой. Выбор зависит от вашего текущего уровня образования, возраста и карьерных целей.
После 9 класса можно поступить в профильный колледж или техникум МЧС. Этот путь имеет свои преимущества:
При поступлении в колледж МЧС после 9 класса особое внимание уделяется физической подготовке абитуриентов. Наряду с результатами ОГЭ, проводятся вступительные испытания по физической культуре.
💡 СоветНачните подготовку к физическим испытаниям минимум за полгода до поступления. Особенно важно развивать выносливость, силовые показатели и скоростные качества. Многие колледжи публикуют нормативы на своих официальных сайтах — используйте эту информацию для составления программы тренировок.
Получение высшего образования в вузе МЧС открывает более широкие перспективы карьерного роста. Преимущества этого пути:
Обучение в вузе МЧС занимает 4–5 лет в зависимости от специальности. Выпускники получают не только профессиональные навыки, но и управленческие компетенции, необходимые для руководящих должностей.
Помимо традиционного образовательного пути, существуют альтернативные способы стать пожарным:
Для тех, кто уже имеет высшее образование по другой специальности, возможно прохождение профессиональной переподготовки по программам МЧС.
Процесс поступления в учебные заведения МЧС включает несколько этапов испытаний, направленных на комплексную оценку подготовки абитуриента.
При поступлении после 9 класса необходимо сдать следующие предметы ОГЭ:
Для поступления в вуз МЧС после 11 класса требуются результаты ЕГЭ по предметам:
Конкретный набор предметов может различаться в зависимости от выбранного направления подготовки. Например, для специальности «Пожарная безопасность» часто требуется физика, а для «Судебной экспертизы» — обществознание.
Особое место при поступлении занимают испытания по физической подготовке. Основные нормативы включают:
📖 ПримерДля мужчин типичные нормативы включают подтягивание не менее 12 раз, бег 100 м за 13,6 секунд, бег на 3 км за 12 минут. Для девушек — комплексное силовое упражнение не менее 35 раз, бег 100 м за 16,5 секунд, 1 км за 4 минуты 30 секунд.
Помимо экзаменов и физических нормативов, абитуриентам предстоит пройти:
В ходе этих испытаний оцениваются личностные качества кандидата, его мотивация и психологическая готовность к службе в МЧС.
В России существует сеть специализированных учебных заведений, готовящих профессиональных пожарных и спасателей.
Ведущие высшие учебные заведения для подготовки пожарных:
Каждое учебное заведение имеет свои особенности и специализации. При выборе стоит учитывать не только географическое положение, но и направления подготовки, материально-техническую базу и наличие бюджетных мест.
Для получения среднего профессионального образования можно поступить в:
Обучение в колледжах длится от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от базового образования и выбранной специальности.
Процесс поступления в учебные заведения МЧС состоит из нескольких этапов, каждый из которых требует внимательной подготовки.
Для поступления необходимо подготовить следующий пакет документов:
Основной прием документов начинается в июне и заканчивается в июле. Точные даты следует уточнять на официальных сайтах выбранных учебных заведений.
После предварительного рассмотрения документов абитуриенты направляются на медицинскую комиссию и психологическое тестирование. Эти этапы включают:
Помните, что медкомиссия и психологическое тестирование — это не просто формальность. К ним нужно готовиться так же серьезно, как и к экзаменам. Особенно важно быть честным при прохождении психологических тестов, так как они содержат «шкалы лжи» для выявления неискренних ответов.
Финальным этапом поступления является профессиональный отбор, включающий:
По результатам профессионального отбора формируются списки рекомендованных к зачислению. Абитуриенты, успешно прошедшие все испытания, зачисляются в учебное заведение приказом руководителя.
Могут ли девушки поступать в учебные заведения МЧС на специальность пожарного?
Да, девушки тоже могут поступать на специальность «Пожарная безопасность», однако для них установлены отдельные нормативы по физической подготовке. Стоит учитывать, что эта профессия требует серьезной физической силы и выносливости.
Какие льготы при поступлении существуют для абитуриентов МЧС?
Преимущественное право на поступление имеют дети сотрудников МЧС, погибших при исполнении служебных обязанностей, дети-сироты, а также победители и призеры профильных олимпиад. Для некоторых категорий граждан предусмотрены особые квоты.
Можно ли поступить в вуз МЧС после колледжа?
Да, выпускники профильных колледжей могут поступить в вуз МЧС на ускоренную программу обучения. В этом случае срок обучения сокращается до 3–3,5 лет в зависимости от специальности.
Какие карьерные перспективы у выпускников учебных заведений МЧС?
Выпускники могут работать в пожарно-спасательных частях, инспекциях пожарного надзора, аварийно-спасательных формированиях. С получением опыта открываются возможности для карьерного роста до руководящих должностей в структурах МЧС.
Правовые нормы, закрепленные в законодательстве, остаются лишь текстом на бумаге, если они не находят своего воплощения в действиях людей. Именно через практическую реализацию нормативные предписания обретают жизненную силу и становятся действующим регулятором социальных взаимодействий.
Реализация права представляет собой воплощение юридических предписаний в фактическом поведении участников правоотношений. По существу, это трансформация формальных моделей поведения в конкретные действия людей и организаций.
Каждый из нас ежедневно участвует в правореализационных процессах, зачастую даже не отдавая себе в этом отчета. Остановка перед светофором на запрещающий сигнал, внесение коммунальных платежей, оформление договора купли-продажи — все это примеры того, как право из теоретической конструкции становится частью повседневности.
Рассматривая реализацию права с процессуальной стороны, мы видим цепочку последовательных шагов, направленных на достижение определенного правового эффекта. Для иллюстрации возьмем процесс получения водительских прав: сначала обучение в автошколе, затем сдача экзаменов, медицинское освидетельствование и, наконец, получение удостоверения.
В качестве результата правореализация представляет достижение полного соответствия между требованиями юридических норм и фактическими поступками субъектов. Только когда все элементы правовой нормы нашли свое отражение в действительности, можно говорить о завершенной реализации.
✏ ЗаметкаИнтересная особенность правореализации заключается в ее дифференцированном характере. Некоторые нормы реализуются автоматически и незаметно, тогда как другие требуют сложных процедур с участием государственных органов. Это зависит от содержания самой нормы и характера регулируемых ею отношений.
Современный этап правореализации отличается рядом характерных черт:
📖 ПримерПри приобретении недвижимости покупатель и продавец вступают в сложную цепочку правореализационных действий: заключение договора, государственная регистрация права собственности, передача имущества, расчеты. Каждый шаг регламентирован правовыми нормами и вместе они образуют целостный процесс реализации права.
Правовая теория традиционно выделяет четверку основных форм реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение. Первые три формы представляют собой непосредственный перевод правовых предписаний в действия участников правоотношений, тогда как четвертая требует вовлечения компетентных органов и должностных лиц.
💡 СоветИзучая правореализационные формы, старайтесь анализировать их через призму собственного опыта. Попробуйте определить, какие формы реализации вы использовали сегодня: воздержались от нарушения закона (соблюдение), выполнили гражданскую обязанность (исполнение) или воспользовались каким-либо правом (использование).
Соблюдение права выражается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. Эта форма правореализации имеет следующие отличительные признаки:
В повседневной жизни мы постоянно соблюдаем правовые запреты: не нарушаем границы чужой собственности, не используем недопустимые методы конкуренции, не распространяем конфиденциальную информацию. Именно массовое соблюдение запретов создает фундамент правопорядка и законности.
Исполнение права представляет активную форму реализации, требующую совершения субъектом действий, предписанных юридическими нормами.
Исполнение как форма правореализации характеризуется:
Примеры исполнения многочисленны: уплата установленных налогов, выполнение воинского долга, исполнение родительских обязанностей, соблюдение требований охраны труда. За неисполнение обязанностей законодательство предусматривает различные виды юридической ответственности.
Использование права отражает реализацию юридических возможностей по усмотрению управомоченного субъекта.
Характерные черты использования:
Примерами использования субъективных прав служат: подача искового заявления в суд, регистрация предпринимательской деятельности, вступление в общественную организацию, заключение сделок. Важно подчеркнуть, что в отличие от должностных лиц, граждане вправе решать, реализовывать свои права или нет — это их возможность, а не обязанность.
Применение права выступает особой формой реализации, представляющей властную деятельность уполномоченных органов по конкретизации правовых предписаний и разрешению юридических вопросов.
Правоприменение можно сравнить с работой инженера, который на основе общих технических норм создает индивидуальный проект для конкретной ситуации. Без такой конкретизации многие правовые нормы остались бы нереализованными, а субъективные права — незащищенными.
Правоприменительная деятельность обладает набором специфических характеристик:
К правоприменению прибегают при наличии определенных условий:
📖 ПримерПроцесс регистрации права собственности на недвижимость требует правоприменения. Регистрирующий орган устанавливает юридические факты (наличие оснований для возникновения права), проверяет законность сделки и издает индивидуальный акт — запись в государственном реестре, подтверждающую право конкретного лица.
Правоприменительная практика подразделяется на два ключевых направления:
✏ ЗаметкаВ современном правовом государстве особую значимость приобретает судебное правоприменение, выступающее наиболее эффективным инструментом разрешения правовых конфликтов и защиты прав граждан. Именно судебные решения часто становятся ориентиром для других правоприменителей и развития всей правовой системы.
Правоприменительный процесс структурирован и включает следующие этапы:
Тщательное соблюдение всех стадий — необходимое условие законности и обоснованности правоприменительного решения. Ошибка на любом этапе может привести к неправильному применению права и ущемлению законных интересов.
Эффективная реализация права требует наличия специальных механизмов и инструментов, обеспечивающих воплощение правовых предписаний в жизнь.
Право можно представить как сложный социальный механизм, работоспособность которого зависит не только от качества самих норм, но и от системы гарантий, обеспечивающих их реализацию: от контроля за соблюдением до защиты нарушенных прав.
Система государственной защиты включает:
Данные механизмы позволяют восстановить нарушенные права, пресечь противоправные действия и привлечь виновных к соответствующей ответственности.
Помимо государственных институтов защиты существуют негосударственные формы:
💡 СоветПри выборе способа защиты своих прав учитывайте не только юридическую эффективность, но и практические аспекты: временные затраты, возможность исполнения решения, расходы на юридическое сопровождение. В сложных случаях целесообразно комбинировать различные механизмы защиты.
В чем принципиальное отличие правоприменения от других форм реализации права?
Правоприменение отличается от иных форм реализации своим властным характером, осуществлением специально уполномоченными субъектами, строгой процессуальной регламентацией и завершением в виде индивидуального правового акта. В отличие от правоприменения, соблюдение, исполнение и использование осуществляются непосредственно участниками правоотношений без властного вмешательства.
Допустима ли самозащита прав с юридической точки зрения?
Самозащита признается легитимной формой защиты и реализации права при соблюдении определенных условий: соразмерности защиты характеру нарушения, ненарушения прав других лиц, соответствия методов защиты требованиям закона. К правомерным способам самозащиты относят необходимую оборону, действия в состоянии крайней необходимости, удержание имущества должника, отказ от исполнения незаконных требований.
Какие правовые последствия возникают при неисполнении обязанностей?
Неисполнение юридических обязанностей квалифицируется как правонарушение и влечет применение мер юридической ответственности соответствующего вида: гражданско-правовой (взыскание убытков), административной (штрафы), дисциплинарной (выговор, увольнение), уголовной (лишение свободы). Конкретные санкции определяются характером нарушения и степенью его общественной опасности.
Может ли наступить ответственность за неиспользование субъективных прав?
Для граждан и организаций неиспользование своих субъективных прав не влечет юридической ответственности, поскольку использование права — это возможность, а не обязанность. Однако неосуществление предоставленных полномочий должностными лицами и государственными органами может квалифицироваться как бездействие власти и влечь дисциплинарную или иную ответственность, поскольку для них полномочия одновременно являются и должностными обязанностями.