27.07.2024
#Маркетинг
42

Смысл, определение и построение кривых безразличия

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие кривых безразличия
  2. Суть кривых безразличия
  3. Разновидности кривых безразличия
  4. Построение кривых безразличия
  5. Точки на кривых безразличия
  6. Практическое применение теории кривых безразличия
  7. Подведем итоги
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам

Понятие кривых безразличия

Определение: Кривые безразличия — соединение всех вариантов благ потребителя, которые выполняют одну и ту же функцию и не обладают предпочтением.

То есть, потребитель безразличен в выборе одного из блага. Термин разработали двое ученых: Вильфредо Парето, Френсис Эджворт. На данный момент кривые безразличия находят применение в экономике.

Суть кривых безразличия

Определим суть и свойства кривых безразличия.

Суть кривых

Напомним, что данные графики используются в выборе товара или блага, обладающими одинаковой полезность для потребителя. В данной ситуации потребителю необходимо сделать выгодное решение. Он не может ориентироваться только на цену — слишком дорогую или слишком дешевую.

Работает график по следующей схеме. В выборе из двух товаров потребитель опирается на желаемую потребность-полезность и не учитывает ряд дополнительных особенностей товаров. В графике точками и являются данные виды блага или товаров.

Чаще кривые безразличия используются в ситуациях с ограниченным бюджетом на покупки. График позволяет выбрать экономичный вариант с учетом гарантии полного удовлетворения потребности.

Свойства кривых

Перечислим ряд свойств, характерных для данного вида графиков:

  • направление графика в отрицательные значения;
  • график имеет выпуклость в начале;
  • кривые не пересекаются друг с другом;
  • абсолютные кривизна и наклон равны у разных графиков;
  • параллельных ход графиков;
  • построение графика, который проходит через любую совокупность благ или товаров.

Определение: Карта безразличия — координатная плоскость, на которой расположены несколько графиков кривых безразличий.

Все графики разделяются на группы одной пары благ и одного потребителя. Таким образом, на данной плоскости отражены желания, потребности и предпочтения. Стоит учесть, что чем дальше график отходит от начала координат, тем больше он реализует полезность потребителя.

Разновидности кривых безразличия

Разберем несколько видов данного графического изображения.

Определение: Линейная кривая безразличия — график в виде прямой линии, возникающий в результате сравнении двух взаимозаменяемых товаров или благ.

Не имеет значения в данной ситуации выбирать первый или второй вариант продукта.

Определение: Угловая кривая безразличия — график в виде двух перпендикулярных линий, образованный двумя дополняющими друг друга товарами или благами.

В данном варианте товары не могут заменяться.

Определение: Обратная кривая безразличия — график в виде вогнутой параболы в сторону от начала координат, образованный желаемыми товарами.

Чем больше потребитель получает данный вид товаров, тем больше хочет их иметь.

Дополним, что первый вариант, рассмотренный в определении, является стандартной формой кривой безразличия. В данной ситуации рассматриваются товары, количество которых можно выбрать равномерно и получить максимум удовлетворенности.

Данные названия не приняты в науке. Мы привели их для большей наглядности определения. Приведем также рисунок с примерами. На нем можно заметить линейный вариант (U3), угловой вариант (U2), обратный вариант (U1).

Разновидности кривых безразличия

Построение кривых безразличия

Разберем принципы построение графиков безразличия и выявим основные закономерности.

Графическое представление кривых

Полученное изображение должно отражать всю полезность товаров или благ для потребителя. Будем придерживаться следующих правил в процессе построения:

  • выборка совокупности исходной информации;
  • прочертить координатные оси;
  • отметить количества товаров X (Qx) и Y (Qy) на соответствующих осях;
  • соединить отмеченные метки в один график;
  • провести анализ результатов.

То есть в ходе построения будем пользоваться следующими операциями:

  • группировка товаров и благ по категориям;
  • выделение особенной группы с желаемым результатом;
  • назначение выбора каждого потребителя-участника;
  • агрегирование — объединение элементов в единое целое;
  • исключение ошибочных суждений;
  • проведение анализа полученного графика;
  • реализация математических действий: интерполяции и экстраполяции.

Рассмотрим пример потребителя и его желаемых товаров. Потребитель поступает в магазин и предпочитает яблоки и груши. Он одинаково хочет приобрести и яблоки, и груши. Поэтому потребитель задумывается приобрести составной набор. Есть несколько наборов:

  • 10 яблок и 25 груш;
  • 14 яблок и 20 груш;
  • 20 яблок и 15 груш;
  • 28 яблок и 10 груш;
  • 38 яблок и 5 груш.

Он расчерчивает в специальном приложении координатную плоскость. Отмечает за оси два вида товаров: яблоки и груши. Потребитель отмечает точки — наборы. Соединяет точки в график. Глядя на график, потребитель делает выбор, что ему без разницы, как из данных наборов выбрать. Желание и потребность в одинаковом счете будут исполины.

Закономерность кривых безразличия

Разбираем суть данного построения. График не соединяет точки, а проводит среднюю кривую. Те точки, которые попадают на нее и станут желаемыми результатами. Потребителю необходимо выбрать лишь наиболее выгодный вариант.

Точки на кривых безразличия

Точка на графике — наборы из определенного количества первого товара и определенного количества второго товара. Потребителю не важно: какой из наборов выбирать. Главное — попадание точек на прочерченную линию. 

Точки на кривых безразличия

Разберем действие графика на примере рисунка. Снова выбираем два полезных товара Y и X. При первом выборе мы рассматриваем вариант из двух товаров Х и трех товаров Y. Значит действие одного товара Х компенсируется большим количеством Y.

Потребитель независимо выбирает определенный набор. Следуя кривой, он понимает гарантированное получение удовлетворения от данного выбора. Все варианты на графики одинаково хороши и оценены.

Вернемся к рисунку. Обнаружим, что точки A и B стоят на одной линии. Это значит, что данные наборы одинаково выполняют полезность для потребителя. Третья точка С отделяется и встает на график выше. Это выбор, который обладает большим предпочтением в сравнении с вариантами A и B. Вариант С обладает одинаковым количеством товаров Y и большим количеством товаров Х.

Подведем итог из вышесказанного: чем дальше располагается график безразличия, тем он обладает большей выгодой. Так график U3 является самым желаемым и выгодным. А линия U2 обладает большей выгодой по отношению к U1.

Практическое применение теории кривых безразличия

Определим практическое значение данного вида графиков. Выделим области применения:

  • экономика — определение стратегии ведения экономических дел;
  • менеджмент — управление компанией;
  • финансовая грамотность — грамотное владение денежными средствами;
  • предпринимательство — грамотное ведение бизнеса;
  • ведение семейного бюджета — рациональное распоряжение семейными сбережениями;
  • ведение личного бюджета — рациональное распоряжение личными сбережениями;
  • инвестирование.

Подведем итоги

Таким образом, кривые безразличности на практике помогают потребителю сделать правильный и экономичный выбор. Перечислим основные принципы данного метода и преимущества, а также дополним двумя законами и определением эффекта:

  • возможность потребителю сделать рациональный выбор;
  • действие правила максимизации полезности: распределение денежных средств так, чтобы каждая единица обеспечила максимальное удовлетворение потребностей;
  • увеличение количества блага истощает его полезность до нулевого значения (об этом говориться в первом законе Госсена);
  • максимальная полезность складывается из совокупности максимальных удовлетворенностей каждым благом в графике (об этом говориться во втором законе Госсена);
  • явление эффекта дохода заключается в изменении спроса на продукт в результате колебания потребителей в вопросе покупки при росте цен;
  • излишек потребителя — разница между средствами, направленными на покупку, и средствами, затраченными в реальности;
  • в виде кривой безразличия можно представить выбор двух товаров, в котором будет учитываться их полезность и количество; 
  • потребитель безразлично делает выбор, используя данный метод.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту