Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: YandexArt
Светское государство — это конституционно-правовая характеристика, согласно которой, церковь отделена от правового регулирования и не может влиять на сферы общественной жизни. В Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия является светским государством — ни одна религия не может фиксироваться в качестве государственной или обязательной, и все религии одинаково равны перед законом в своих правах.
В современном обществе светское государство — наиболее распространённый тип регулирования общественной жизни. Светскими являются североамериканские, треть африканских и европейских стран, некоторые азиатские страны. Противоположность светского государства — теократическое (клерикальное) государство. Религия во многом определяет взгляды людей и влияет на устройство быта.
Фото: YandexArt
Черты «светскости» начали проявляться еще в государственном управлении Древней Греции. Общественная жизнь в полисах была значительна отделена от какого-либо признанного вероучения, но религиозность была присуща почти всем членам древнего общества. В мировоззрении греков и других народностей существовало понятие высшего божества, глава государства считался избранником бога, а жрецы везде были уважаемыми людьми, так что отрицать влияние религии на жизнь древних народов невозможно.
Абсолютизм, возникший на истоках зарождения монархических государств, обычно предполагал теократию: царь считался полубогом или Божьим избранником. Идеи о светском государстве тесно связаны с секуляризацией, то есть с освобождением сознания от влияния религии. Особенно в странах эпохи позднего феодализма и Нового времени. Люди хотели иметь право выбирать религию, взывали к демократическим идеям античности и были убеждены, что церковь не должна иметь вес в государственном управлении.
Выделяются две основные причины появления светских государств — церковь в качестве органа управления теряет нравственный авторитет и впоследствии начинает заменять собой государство. Как следствие, начиналось недовольство действующей навязываемой религией, принимались попытки создания альтернативных вероучений, приверженцы конфессий не принимали новые течения, а консервативное духовенство распыляло вражду. Пример: конфликты между протестантами и католиками.
Немалую роль в становлении светских государств сыграли борьба против колониализма, войны за независимость и революционные движения. Так, например, в результате революции во Франции церковь отделилась от государства.
Несмотря на все предпосылки, ни одно из государств вплоть до XIX века не отказывалось от государственной религии. Только в начале XX века «светскость» начинает приобретать государственный статус и утверждается в качестве полноправной классификации. В России церковь отделяется от государства с приходом советской власти. В 1996 году «Международный пакт о гражданских и политических правах» закрепляет право человека на самоопределение в рамках религии.
Как мы уже говорили, светское государство — это государство, в котором церковь не влияет на правовые нормы. Светскому государству присущи определенные черты, без которых невозможно говорить о принадлежности государства к таковому:
Заключение браков и правосудие являются прерогативой права, это означает, что человеку не придётся обращаться ни к одному вероучению, чтобы обладать всеми правами и полноправно участвовать в социальной жизни. Светское государство не может полноценно противостоять религиозным розням, которые связаны с мировоззрением отдельных людей, но дискриминация ни в коем случае не может быть закреплена конституционно.
Федеральный закон «О свободе совести о религиозных объединениях» устанавливает свободу человека в религиозном самоопределении, запрещает вторгаться в деятельность конфессий, разрешает религиозным сообществам реализовывать деятельность автономно.
В мировой практике известны три модели конфессиональных взаимодействий: в стране: государство со статусом обязательной религии, теократическое государство, в котором власть принадлежит членам религиозной общины и светское государство. Частный случай — государства, в котором любая религиозность подавляется как в гражданско-правовом отношении, так и в культурной жизни людей. Такое государство называется атеистическим, например, СССР. Внутри светского государства тоже существуют разные отношения. Существуют критерии классификации несветских и светских государств, которые оценивают: На их основании государства подразделяются на типы, и одной из самых популярных является типология И. В. Понкина, в которой представлено четыре модели: Все эти модели так или иначе предусматривают вмешательство церкви в быт людей. Полностью избавиться от принадлежности большей части населения к определенному вероисповеданию практически невозможно, потому что религиозность — это результат воспитания в определенных традициях. Но и теократические государства в современном обществе реализовать тяжело: свобода совести, право на самоопределение — это естественные права, которые нельзя отнять у свободной личности в демократическом обществе.