Рады, что вам понравилась статья 😊
Центральной проблематикой философской науки во все времена оставался вопрос соотношения субъекта и объекта в процессе познания. Анализ этих категорий происходил в полярно противоположных идейных системах: от полного антитетического противоречия двух понятий, недопустимых к слиянию, до снятия противоречия в диалектическом единстве познающей и познаваемой стороне понимания действительности.
Заметка 1 Первая трактовка, по которой субъективные и объективные принципы сознания не соотносятся, принадлежала Рене Декарту.
Рисунок 1 - Трактовки вопроса о объекте и субъекте познания в философии
Пример 1 Признается, что познавательный процесс субъектом возможен при принятии во внимание побочных явлений: социальных, культурных или исторических.
Категория познавательного субъекта постоянно активна. Однако погрешность состоит в том, что человеческое сознание засорено различного рода багажом, мешающим всесторонне объективно смотреть на реальность.
Пример 2 Это, например, элементы высшего порядка: особое строение психики, восприятия, памяти. Или же обыденного: опыт, особенности проявления внимания, идейные установки.
Тем не менее, целью познавательного процесса признается независимое объективное знание.
Познавательный субъект использует в процессе познания две методологии: эмпирическую или рационалистическую. Рационализм указывает на неполноценность и острую субъективность чувственного знания, следовательно, лишь разумом измеряется и оценивается мир.
Рисунок 2 - Практическое проявление познавательного субъекта
Заметка 2 Рационализм построен на применении дедукции. Эмпиризм же утверждает примат чувственного освоения мира.
Однако с той поправкой, что чувственное знание подтверждается целенаправленным опытным путем, иначе не будет соблюден принцип истинности.