Рады, что вам понравилась статья 😊
Известно, что мыслитель XVIII века Гердер (рис. 1) слушал лекции
Рисунок 1 - Общие сведения
знаменитейшего представителя немецкой классической философии Канта, был знаком с Дидро и Лессингом, а спустя несколько лет встречался с самим Гете.
Будущий философ получил теологическое образование, служил советником в церковной коллегии, затем возглавлял лютеранскую церковь в одном из немецких городов.
Заметка 1 Гердера называют жемчужиной немецкого Просвещения.
Философ полагал, что с течением времени человечество утрачивает первозданность, и именно в культуре цивилизаций постепенно произрастают те ростки, которые впоследствии будут разрушать эту цивилизацию.
Гердер отрицал значимость логических построений в философской науке, поскольку был убежден в том, что философия — это в первую очередь инструмент для развития человека и его духовного начала. Поэтому поздний Гердер негативно оценивает построенную на логике критическую философию Канта.
Заметка 2 Философа называют главным инициатором литературного движения в Германии, участниками которого были Гете, Шиллер, Вагнер и др. Движение, названное «Буря и натиск», отрицало рационализм в литературе и выступало за свободное, не стесненное рамками творчество. Литераторы обращались к образам сильных независимых личностей; преобладали драматургические произведения, в прозе значимую роль играло автобиографическое начало.
О философии истории Гердер писал, что история народа напоминает этапы взросления человека, а историю человечества можно сравнить с деревом, в котором древние нации образуют ствол, а новые — ветви.
Мыслитель оптимистически смотрел в будущее (идея органического развития мира), полагая, что человечество развивается и прогрессирует, стремясь к высшей цели — счастью, причем жизнь человека вечна, потому что некая часть его духа перерождается и переходит в следующие, недоступные человеку формы.