Рады, что вам понравилась статья 😊
Государственный аппарат — это сложная и многофункциональная структура, где суд его неотъемлемая часть. Государственная власть характеризуется качеством судебной деятельности, правовым, справедливым управлением страной. Исторические данные о становлении российского государства и юриспруденции отражают сложные этапы развития. Пришедшие к власти Советы, приступили коренным образом изменять существующую судебную систему, правовое регулирование и юрисдикционные органы. В Советском государстве создали разные по правомочиям суды, назначение таких органов было охранять общественный порядок. Судебная система СССР за годы существования Советского Союза не раз подвергалась реформам, корректировке законодательных положений.
Когда к власти пришли большевики, они активно приступили к упразднению старого государственного аппарата. Не стало полиции, жандармерии, судов, прокуратуры, уничтожены были каталоги с именами преступников, которые формировались годами. Прежний опыт правоохранительных органов и судов считался старорежимным, а значит преступным. Новая власть создавала революционные органы и судебно-следственные учреждения, которые должны были бороться с контрреволюционными течениями.
Принудительные меры использовали, чтобы подавлять сопротивление свергнутого класса. Старые законы упразднили, новые не приняли. В стихийно сформированных органах судебной власти расследование дел и назначение наказания происходило по революционному правосознанию. В процессах судопроизводства участники считали себя последователями, обвинителями и судьями. Первый законодательный акт в ноябре 1917 года принял Совет Народных комиссаров, это Декрет №1 — о суде.
Законотворцы первых нормативных актов, называли письменные распоряжения, касающиеся формирования судебной системы, исходящие от властных органов — декретами. Судебные нормативы, применяемые советской властью в 1917–1918 годы, исполняли регулятивную функцию. Советы пытались отрегулировать и упорядочить деятельность правовых органов, так как формат дореволюционных мировых судов, все же оставили. Не искоренили юрисдикционные идеи из старорежимных уставов 1864 года. В первом декрете в ст.3 рассматривается правосудие с предварительным следствием, где судебные обязательства по-прежнему возлагают на местных судей. Нормативный акт внес существенные изменения в юрисдикцию:
Подведомственность местных судов позволяла рассматривать ряд гражданских дел, иски которых не превышали 3 000 руб. Разбирательство осуществляли по уголовным правонарушениям, при условии, если за преступление лишают свободы до 2-х лет.
На основании нормативных распоряжений прекратил существовать прокурорский надзор, упразднено судебное следствие, присяжные и адвокатура. Деятельность адвокатов в царской России доказала свою необходимость. Советская власть решила, что предварительным следствием могут заниматься местные судьи, а роль обвинителей и защитников будут исполнять мужчины или женщины, обладающие гражданскими правами. Действия нормативного акта не долго распространялись на судебные органы, по причине неэффективности, указанных норм. Советская судебная система разработала и приняла:
В Москве все дела рассматривались не в областном, а в едином кассационном суде.
В 1924 году была принята Конституция Советского Союза. На основании законодательных положений основного закона страны был создан Верховный Суд СССР. Цель вновь созданного правового органа, состояла в утверждении революционной законности во всех республиках СССР. Историки считают, что завершение формирования советской судебной системы произошло после создания высшего органа судебной власти — Верховного Суда СССР. Создавался ВС вместе с образованием союзных республик. Советам необходим был единый судебный орган для контрольно-надзорных функций, который бы координировал деятельность судов каждой отдельной республики. Конституция СССР наделила ВС компетенцией:
Действия ВС СССР были разграничены, в состав входили коллегии для ведения гражданских, уголовных и военных дел. На Пленуме ВС СССР разрешались спорные ситуации, возникшие между судами советских республик. ВС рассматривал кассационные вопросы, надзорного порядка. При ведении кассационных дел определялась законность вердиктов нижестоящего по подсудности суда, которые не вступили в законную силу. Высший орган занимался надзором при поступлении протестов на вынесенное решение — постановление, которое приобрело юридическую силу.
Упразднение ВС произошло вместе с распадом Советского Союза и высших органов власти государства.
Основным звеном в судебной системе Советского Союза был народный суд. Этот государственный орган в качестве первой судебной инстанции обладал широкими полномочиями, в порядке рассмотрения гражданских и уголовных дел. Неподсудными для народного суда были тяжкие преступные деяния:
Судебные разбирательства осуществлялись совместно с народными заседателями, которые были наделены правом участия в принятии решений, применении законов. Основана деятельность народных судов на главенствующих принципах Конституции:
Развитие народных судов происходило по временным этапам:
Вначале народных судей назначал областной совет народных депутатов на 10 лет. С 1991 года срок увеличился до пожизненного. В 1996 г. произошло упразднение народных судов. В связи с принятием федерального конституционного закона о судебной системе, полномочия были переданы районным и городским судам.