Рады, что вам понравилась статья 😊
Философы арабо-исламского мира, во многом основываясь на мнении античных авторов, наряду с остальными понятиями разрабатывали идеи разума, души, интеллекта, знания. Особое внимание проблематике знания и разума было уделено школой мутазилитов, относившихся к философам религиозного направления. Желая совместить веру и разум, они пытались обосновать божественное с его помощью, дабы прийти к их синтезу.
Рисунок 1. Наука логики в арабо-исламской философии
Заметка 1 Благодаря мутазилитам арабо-исламское сообщество познакомилось с работами древнегреческих философов о логике и путях достижения истины.
Основываясь на трудах Аристотеля, процесс познания в арабо-исламском философском сообществе подразумевал разделение на его чувственные и рациональные составляющие. Чувственному знанию присуща субъективная истинность, так как оно всегда отражает случайности и индивидуальные человеческие мнения, основанные на эмоциональном опыте. С помощью чувственного познания невозможно четко обозначить явление, можно лишь обрисовать его формы без осознания сути. В противоположность этому рациональное знание подразумевает нахождение сущности того или иного явления, оно не зависит от образных или чувственных представлений.
Заметка 2 Философские понятия высшего порядка могут быть рассмотрены, по мнению арабо-исламских философов, с точки зрения разума и присущей ему интуиции.
Особое значение в данной логической философии отводится интуитивному и доказательному процессу познания.
Пример Если из первого могут образовываться суждения, факты, неосложненные принципы, основанные на чувственном опыте, то с помощью второго возможен анализ трансцедентальных философских величин, естественнонаучных понятий, так как здесь используется логика мышления.