18.07.2024
#Философия
42

Николай Кузанский, жизнь философа и его идеи

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Краткая биография Николая Кузанского 
  2. Общий обзор его философских взглядов
  3. Основные идеи
  4. Связь между религией и философией в работах Кузанского
  5. Влияние на науку
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Краткая биография Николая Кузанского 

Философ родился в 1401 году в городе Куза на территории Священной Римской империи. Сейчас его малая родина называется Бернкастель-Кус. Этот город находится на западе Германии у границы с Люксембургом.

Сведений о его детстве не сохранилось. Известно, что его отец был зажиточный лодочник, а деревня находилась на берегу реки Мозель в местности с виноградниками.

От деревни Кус или Куза происходит его прозвище – Кузанский или Кузанец.

Свое образование он начал в Гейдельберге в 1417 году. Из Германии он уехал в итальянские земли, которые тогда занимали лидирующие позиции в Европе по уровню культуры и науки. Николай продолжил образование в городе Падуя. В последнем он получил степень доктора права и вернулся в западногерманские земли, в Кёльн, в 1425 году.

На новом месте Николай продолжил образование. Он изучал теологию и стал секретарём архиепископа города Трира.

Этот период его жизни совпал с завершением войн католических правителей против гуситов в Чехии и с противостоянием в католической церкви. В последнем принимали участие:

  • сторонники папы римского Евгения IV.
  • антипапы, избранного собором в Базеле – Феликса V или бывшего герцога Савойского Амадея VIII.

Николай Кузанский занял сторону первого, поэтому в 1437 году отправился в составе посольства в Константинополь.

Заметка: Следует понимать международную обстановку во 2-ой четверти XV века. Византия была совсем слабой. Император Иоанн VIII контролировал только Константинополь и окрестности. Патриарх в Константинополе готов был согласиться на унию с католической церковью, ожидая получить в обмен помощь против Османской империи.

Следующая дипломатическая миссия Николая Кузанца заключалась в том, чтобы перетянуть правителей германских княжеств на сторону римского папы Евгения IV. Действия дипломата иногда не находили понимания и вызывали нападки на него в трудах оппонентов из среды духовенства.

Наградой за деятельность в качестве дипломата стало назначение в 1448 году Николая на пост кардинала-священника римской базилики Святого Петра в веригах.

Спустя 2 года он стал епископом Бриксена в северной Италии. В следующие годы его карьера была связана с работой в германских землях в качестве папского легата и с противостоянием с местными князьями. 

В 1458 году Николай Кузанский получил должность генерального викария римского папы, Пия II, имевшего репутацию гуманиста. Вскоре философ сделал устав «больницы для бедных» в родном городе, которая открылась через год после его смерти.

В этом хосписе, существующем до сих пор, хранится библиотека мыслителя. 

Николай Кузанский скончался в 1464 году в городе Тоди, расположенном в центральной Италии, в регионе Умбрия. Через несколько дней скончался и его покровитель – папа римский Пий II.

Философ Возрождения

Фото: YandexArt

Общий обзор его философских взглядов

Николай был автором более чем 30 сочинений. Его философские взгляды означали переход общества из Средних Веков в ранее Новое время и в Возрождение. 

Например, он стал одним из первых мыслителей, поставивших под сомнение Дар Константина – фальсифицированный документ, согласно которому император Константин I передавал верховную власть в Западной Римской империи IV века папскому престолу.

В своих исследованиях он стремился к осмыслению бесконечности божественной природы в рамках Вселенной. Бог, по его мнению, творец всего сущего и бесконечность в действии.

Как и другие философы эпохи Возрождения, Николай Кузанский примирял христианскую мысль с античностью. Доктрина аристотелизма была принята христианской схоластикой ещё в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского.

Среди предшественников мыслителя можно назвать философа поздней античности Боэция, жившего на рубеже V–VI веков.

Среди последователей, развивавших учение о бесконечном, оказался Джордано Бруно, казненный в 1600 году.

Следовательно, опередив Бруно и предвосхитив Декарта, Кузанский сблизил космологию и теологию. 

Основные идеи

Главные идеи мыслителя можно сформулировать так:

  • Бог – бесконечность в действии. 
  • Вселенная – бесконечность по умолчанию.

Другая концепция заключалась в совпадении противоположностей в Боге – метафизического и теологического.

Для середины XV века в его трудах заметен высокий уровень веротерпимости. Кузанский вёл полемику об исламе и признавал за этой мировой религией право на существование. 

С другой стороны, он считал необходимым убедить исповедующих ислам в справедливости догмата о триединстве Бога. У мусульман это вызывало неприязнь и ассоциации с язычеством. В Коране отсутствует догмат о Троице, когда речь идет о жизни пророка Исы (Иисус Христос).

В молодости мыслитель стал врагом схоластики и сторонником гуманистической образованности. Самое значительное его произведение можно перевести с латыни как «Об умудренном неведении». Трактат относится к 1440 году. Спустя 4 года он завершил работу над трактатом «О предположениях». В нем высказана идея «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

В 1450 году вышло 4 диалога его авторства. Они получили название «Простец». Названия у них были такие:

  • «О мудрости». Первые два диалога. 
  • «Об уме». 
  • «Об опыте с весами». 

Используя мистику, Кузанский стремился эффективному богопознанию.  

В поздних произведениях он трактовал Бога в абстрактно-философском плане. К таковым относятся: «О возможности-бытии» и «О неином».

В других сочинениях последних лет жизни мыслитель формулировал свои мысли в аллегорическо-символической форме. К последним его работам относятся «Об игре в шар» (1463), «О вершине созерцания» (1464).

Кузанец предвосхитил возникновение математического естествознания. Для него было важным заметить в мире соотношения меры, веса и числа.

Он исходил из того, что во время сотворения мира божественное искусство состояло из трех компонентов:

  • арифметика;
  • геометрия;
  • музыка.

В своих рассуждениях о творце и числе Кузанский переходил на позицию пифагорейцев, пытаясь подменить идеи числами.

Математику он готов был применять в вопросах богословия. Троицу он сравнивал с треугольником, который считал бесконечным.

Помимо этого, выступал в защиту объективно-идеалистической идеи развития, корни которой уходили в неоплатонизм.

Его антисхоластический динамизм напоминал античные рассуждения представителей натурфилософии.

Мыслью о действительном развитии в органической натуре он дополнял идеи об универсальных связях в природе. 

Мир природы, согласно Кузанскому, состоит из трёх частей:

  • «Малый мир». Индивид.
  • «Большой мир». Мир вокруг человека. Общество и природа.
  • «Максимальный мир». Творец.

Человеческий ум он считал сложной системой способностей из трёх элементов: чувство, рассудок и разум. Рассудок выступает посредником между чувствами и разумом.

Сила рассудка, по его мнению, проявляется в искусстве логики. 

Разум от двух других компонентов отличается тем, что способен постигнуть всеобщее, нетленное и постоянное. И в этом постижении приближается к бесконечному, то есть божественному. 

Итальянский город эпохи Возрождения

Фото: YandexArt

Связь между религией и философией в работах Кузанского

Согласно его рассуждениям, исток веры предшествует знанию. Вера устремлена за пределы знания. Она неуловима, но чувство уверенности индивида свидетельствует о её наличии.

Любые поиски веры в области познанного, приводят к неудаче. Следовательно, движение к знанию без веры невозможно.

Знание связано с сомнениями, гипотезами, догадками, неопределенностями. Сила веры даёт развитие, то есть неясное становится обозначенным. 

Разумом руководит вера. Она распространяет его своей силой.

Вера проникает в обе части мира – познанного и предвосхищаемого. 

Хорошим примером таких рассуждений могут служить великие географические открытия. К концу жизни мыслителя португальцы добрались до Гвинейского залива. Им потребовалось ещё 80 лет, чтобы достигнуть южной окраины Японии. С 1490-х гг. к экспедициям приступили испанцы, а в XVI веке – англичане, французы и голландцы. 

Вера руководила ими в поисках неизведанных земель. Католики её активно распространяли, например, в Южной Америке.

Влияние на науку

Ценность творчества Николая Кузанского для современного человека в том, что позволяет проследить развитие антично-средневековой мысли в научную картину мира Нового времени. За последней последовали постмодернистские дискуссии о единстве и множественности, а также о тождестве и различии.

Значение философского наследия этого мыслителя для человека XXI века связано с такими процессами:

  • Тенденция к переосмыслению начала культуры Новейшего времени и ещё к поиску ее новаторского характера.
  • Переоценка роли философской мысли, а также культуры в традиции Западной Европы.
  • Интерес к исследованию немецкой мистики XV века.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту