Рады, что вам понравилась статья 😊
Философ родился в 1401 году в городе Куза на территории Священной Римской империи. Сейчас его малая родина называется Бернкастель-Кус. Этот город находится на западе Германии у границы с Люксембургом.
Сведений о его детстве не сохранилось. Известно, что его отец был зажиточный лодочник, а деревня находилась на берегу реки Мозель в местности с виноградниками.
От деревни Кус или Куза происходит его прозвище – Кузанский или Кузанец.
Свое образование он начал в Гейдельберге в 1417 году. Из Германии он уехал в итальянские земли, которые тогда занимали лидирующие позиции в Европе по уровню культуры и науки. Николай продолжил образование в городе Падуя. В последнем он получил степень доктора права и вернулся в западногерманские земли, в Кёльн, в 1425 году.
На новом месте Николай продолжил образование. Он изучал теологию и стал секретарём архиепископа города Трира.
Этот период его жизни совпал с завершением войн католических правителей против гуситов в Чехии и с противостоянием в католической церкви. В последнем принимали участие:
Николай Кузанский занял сторону первого, поэтому в 1437 году отправился в составе посольства в Константинополь.
Заметка: Следует понимать международную обстановку во 2-ой четверти XV века. Византия была совсем слабой. Император Иоанн VIII контролировал только Константинополь и окрестности. Патриарх в Константинополе готов был согласиться на унию с католической церковью, ожидая получить в обмен помощь против Османской империи.
Следующая дипломатическая миссия Николая Кузанца заключалась в том, чтобы перетянуть правителей германских княжеств на сторону римского папы Евгения IV. Действия дипломата иногда не находили понимания и вызывали нападки на него в трудах оппонентов из среды духовенства.
Наградой за деятельность в качестве дипломата стало назначение в 1448 году Николая на пост кардинала-священника римской базилики Святого Петра в веригах.
Спустя 2 года он стал епископом Бриксена в северной Италии. В следующие годы его карьера была связана с работой в германских землях в качестве папского легата и с противостоянием с местными князьями.
В 1458 году Николай Кузанский получил должность генерального викария римского папы, Пия II, имевшего репутацию гуманиста. Вскоре философ сделал устав «больницы для бедных» в родном городе, которая открылась через год после его смерти.
В этом хосписе, существующем до сих пор, хранится библиотека мыслителя.
Николай Кузанский скончался в 1464 году в городе Тоди, расположенном в центральной Италии, в регионе Умбрия. Через несколько дней скончался и его покровитель – папа римский Пий II.
Фото: YandexArt
Николай был автором более чем 30 сочинений. Его философские взгляды означали переход общества из Средних Веков в ранее Новое время и в Возрождение.
Например, он стал одним из первых мыслителей, поставивших под сомнение Дар Константина – фальсифицированный документ, согласно которому император Константин I передавал верховную власть в Западной Римской империи IV века папскому престолу.
В своих исследованиях он стремился к осмыслению бесконечности божественной природы в рамках Вселенной. Бог, по его мнению, творец всего сущего и бесконечность в действии.
Как и другие философы эпохи Возрождения, Николай Кузанский примирял христианскую мысль с античностью. Доктрина аристотелизма была принята христианской схоластикой ещё в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского.
Среди предшественников мыслителя можно назвать философа поздней античности Боэция, жившего на рубеже V–VI веков.
Среди последователей, развивавших учение о бесконечном, оказался Джордано Бруно, казненный в 1600 году.
Следовательно, опередив Бруно и предвосхитив Декарта, Кузанский сблизил космологию и теологию.
Главные идеи мыслителя можно сформулировать так:
Другая концепция заключалась в совпадении противоположностей в Боге – метафизического и теологического.
Для середины XV века в его трудах заметен высокий уровень веротерпимости. Кузанский вёл полемику об исламе и признавал за этой мировой религией право на существование.
С другой стороны, он считал необходимым убедить исповедующих ислам в справедливости догмата о триединстве Бога. У мусульман это вызывало неприязнь и ассоциации с язычеством. В Коране отсутствует догмат о Троице, когда речь идет о жизни пророка Исы (Иисус Христос).
В молодости мыслитель стал врагом схоластики и сторонником гуманистической образованности. Самое значительное его произведение можно перевести с латыни как «Об умудренном неведении». Трактат относится к 1440 году. Спустя 4 года он завершил работу над трактатом «О предположениях». В нем высказана идея «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».
В 1450 году вышло 4 диалога его авторства. Они получили название «Простец». Названия у них были такие:
Используя мистику, Кузанский стремился эффективному богопознанию.
В поздних произведениях он трактовал Бога в абстрактно-философском плане. К таковым относятся: «О возможности-бытии» и «О неином».
В других сочинениях последних лет жизни мыслитель формулировал свои мысли в аллегорическо-символической форме. К последним его работам относятся «Об игре в шар» (1463), «О вершине созерцания» (1464).
Кузанец предвосхитил возникновение математического естествознания. Для него было важным заметить в мире соотношения меры, веса и числа.
Он исходил из того, что во время сотворения мира божественное искусство состояло из трех компонентов:
В своих рассуждениях о творце и числе Кузанский переходил на позицию пифагорейцев, пытаясь подменить идеи числами.
Математику он готов был применять в вопросах богословия. Троицу он сравнивал с треугольником, который считал бесконечным.
Помимо этого, выступал в защиту объективно-идеалистической идеи развития, корни которой уходили в неоплатонизм.
Его антисхоластический динамизм напоминал античные рассуждения представителей натурфилософии.
Мыслью о действительном развитии в органической натуре он дополнял идеи об универсальных связях в природе.
Мир природы, согласно Кузанскому, состоит из трёх частей:
Человеческий ум он считал сложной системой способностей из трёх элементов: чувство, рассудок и разум. Рассудок выступает посредником между чувствами и разумом.
Сила рассудка, по его мнению, проявляется в искусстве логики.
Разум от двух других компонентов отличается тем, что способен постигнуть всеобщее, нетленное и постоянное. И в этом постижении приближается к бесконечному, то есть божественному.
Фото: YandexArt
Согласно его рассуждениям, исток веры предшествует знанию. Вера устремлена за пределы знания. Она неуловима, но чувство уверенности индивида свидетельствует о её наличии.
Любые поиски веры в области познанного, приводят к неудаче. Следовательно, движение к знанию без веры невозможно.
Знание связано с сомнениями, гипотезами, догадками, неопределенностями. Сила веры даёт развитие, то есть неясное становится обозначенным.
Разумом руководит вера. Она распространяет его своей силой.
Вера проникает в обе части мира – познанного и предвосхищаемого.
Хорошим примером таких рассуждений могут служить великие географические открытия. К концу жизни мыслителя португальцы добрались до Гвинейского залива. Им потребовалось ещё 80 лет, чтобы достигнуть южной окраины Японии. С 1490-х гг. к экспедициям приступили испанцы, а в XVI веке – англичане, французы и голландцы.
Вера руководила ими в поисках неизведанных земель. Католики её активно распространяли, например, в Южной Америке.
Ценность творчества Николая Кузанского для современного человека в том, что позволяет проследить развитие антично-средневековой мысли в научную картину мира Нового времени. За последней последовали постмодернистские дискуссии о единстве и множественности, а также о тождестве и различии.
Значение философского наследия этого мыслителя для человека XXI века связано с такими процессами: