29.07.2024
#Философия
42

Милетская философская школа: проблематика и представители

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Милетская школа и проблема первоначала
  2. Представители Милетской философской школы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

VII век до н. э. стал веком рождения греческой философской традиции. Зарождение философии совпало с революционными процессами в жизни греческой цивилизации, в сферах архитектуры, юриспруденции, государственного строительства. Предшественниками философской традиции стали так называемые «семь мудрецов». Это были люди совершенно разных профессий, например, жрецы или политики, которые прославились своими изречениями и наставлениями. Они не были философскими, но были приближены к таковым. Вскоре была основана первая греческая философская школа, называемая Милетской.

Милетская школа и проблема первоначала

Милетская школа и проблема первоначала

Фото:Bing AI

Первым греческим философом и основателем Милетской философской школы считается Фалес, один из «семи мудрецов». Школа получила название от греческого города Милета, расположенного в Малой Азии. В Милете жил Фалес и его ученики.

Особенности Милетской школы

Основным отличием размышлений и изречений представителей новой философской школы стала попытка рационально аргументировать собственные выводы, а не просто постулировать их. Именно переход от умозрительных утверждений к аргументированным и обоснованным теориям является точкой, с которой принято отсчитывать появление философского мышления и греческой философской традиции. 

Основная проблема, волновавшая философов Милетской школы

Основная проблема, занимавшая милетских мыслителей — вопрос о первоначале бытия. Мифологическое объяснение, принятое в греческом обществе и тесно связанное с традиционным прочтением греческой религии не удовлетворяло их. Вместо него, Фалес и его ученики полагали, что возникновению мира нужно найти материальное объяснение. Каждый из них рассматривал мировое начало в качестве какого-то из общепринятых материальных элементов: вода, воздух, земля, огонь. Анаксимандр же считал, что все элементы порождены из неописуемого начала.

Общие представления о Милетской школе

В ранний период существования греческой философии проявляется наивная диалектика. Милетские мыслители анализировали развитие материального мира во всей сложности, непоследовательности и многообразии форм. Они хотели постичь мир в динамике его изменчивости и развития. Первая греческая философская школа основывалась на наивном материализме. 

Помимо поиска первоначала, Фалес и его ученики занимались различными исследованиями природы, астрономическими наблюдениями. В начальный период развития философское мышление не было отдельно от научного.  Представители милетской школы породили традицию, которой придерживались многие мыслители архаического и классического периодов в истории греческой философии — совмещать естественнонаучные и философские изыскания.

Милетская школа, как предшественница материализма

Милетскую философскую школу характеризует склонность к интуитивному материализму. Ее представители анализировали мир в первую очередь как материальный. Они напрямую не выступали против духовных практик и религиозных представлений современного им греческого общества в целом, отстаивая лишь свою точку зрения в вопросе о первоначале. Проблема взаимоотношений материального и идеального миров еще не поднималась.

Представители Милетской философской школы

К философам Милетской школы традиционно относят Фалеса и его последователей Анаксимандра и Анаксимена. В схожем контексте рассматривается Гераклит из Эфеса, так как он проявлял интерес к схожей проблематике.

Фалес Милетский

Фалес (640–562 гг. до н. э.) был создателем первой греческой школы философии в Милете. Первый греческий философ имел знатное происхождение, был коренным милетцем. Его интересы были разносторонними, кроме философии он пробовал себя в торговле и политике. Фалес смог получить хорошее образование в нескольких дисциплинах. Ему удалось добиться результата благодаря высокому уровня образованности в его Отечестве. Фалес совершил значительное количество путешествий в разные страны Восточного Средиземноморья. Он собирал все доступные на тот момент знания. Взаимодействуя с образованными представителями ближневосточных государств Фалес имел возможность ознакомится с работами ученых-халдеев.

Фалес Милетский

Фото: Fooocus AI

Считается, что первый греческий философ спрогнозировал солнечное затмение, произошедшее 28 мая 585 года до н.э. Примечательна его идея деления «небесной сферы». В соответствии с представлениями мыслителя, она разделена на 5 поясов: арктический, летний тропический, небесный экваториальный, зимний тропический и антарктический. 

В ходе поездки в Египетское и Вавилонское царства философ познакомился с их достижениями в области сельского хозяйства, что углубило его знания в области геометрии. Фалес сформулировал несколько геометрических теорем, в основном связанных со строением треугольника. Фалес заметил, что углы у основания равнобедренного треугольника равны и определил условия, в которых треугольники похожи. Склонность к геометрическим построениям и абстракциям мог повлиять на философские интересы Фалеса и его стремление создать умозрительную систему устройства бытия. 

Первоначалом в учении основоположника первой греческой философской школы в Милете выступала вода. Ее свойство «порождать» из себя остальные элементы бытия Фалес не связывал с потусторонней силой, как и не утверждал, что любая вода перманентно им обладает. Скорее речь шла о «водности», потенциале самого водного элемента, обладающего свойствами разбавления и сгущения. Эти свойства становятся причиной происходящего в дальнейшем формирования остальных элементов, составляющих бытие. 

Мыслитель считал, что Земля имеет форму диска. Представление о воде, как об основе мира и первоначале приводило Фалеса к представлению о том, что земной диск, имеющий дыры и поры, дрейфует в нескончаемом океане. Он объяснил землетрясения океаническими штормами. Процесс развития всех элементов из «водности» в представлении философа давал основание утверждать, что все в мире одушевлено. Это было связано с представлением о душе, как о двигательной составляющей. Примером одушевленного движения Фалес считал принцип действия магнита. «Все полно богов», — утверждал он. Из цитаты видно совмещение философом религиозных и философско-материалистических представлений.

Анаксимандр

Анаксимандр (610–545 г. до н. э.), стал продолжателем дела наставника, Фалеса, и вторым представителем милетской школы. Как и его учитель, Анаксимандр относится к интуитивным материалистам. Оставшиеся сведения позволяют полагать, что он был натурфилософом и изучал природу. Учение Анаксимандра является продолжением и развитием взглядов Фалеса, например, в том, что касается астрономических наблюдений. Он не оставил каких-либо работ в области геометрии и геометрическими построений.

Самым примечательным из астрономических построений Анаксимандра может считаться теория, согласно которой Земля свободно парит в пространстве, не удерживаемая внешней точкой опоры. Она равноудалена от всех остальных небесных объектов и тел. Эти утверждения предвосхитили геоцентрический взгляд на строение Вселенной. Согласно представлением Анкасимандара холод и тепло появляются за счет непрерывного вращательного движения, в котором находится Земля. Этот мыслитель, как и Фалес, затрагивает вопрос о мировом начале. По его мнению, первоначалом не может быть ни один из четырех основных элементов, так как оно бесконечно и беспредельно. 

Анаксимандр называл первоначало Апейроном. Апейрон — беспредельная и несводимая к какому-либо объекту сущность, порождающая саму возможность противоречий. В ходе противоречивых взаимодействий, залогом которых и является первоначало, мир рождается и формируется. 

Анаксимандра интересовал вопрос, как возникла и сформировалась жизнь. Философ утверждает, что первые животные были водоплавающими, а затем, по мере развития появились сухопутные виды. Человек по мнению Анаксимандра произошел от другого вида. В теоретических построениях мыслителя можно усмотреть интуитивные представления об эволюции видов в современном смысле слова.

Анаксимен

Анаксимен (585–524 г. до н. э.) был третьим выдающимся представителем Милетской философской школы. Он являлся последователем и учеником Анаксимандра. Подобно Анаксимандру и Фалесу, он изучал различные астрономические явления, пытаясь объяснить их естественным образом. Анаксимен усилил и довел до логического завершения материалистические тенденции в Милетской школе. 

Анаксимен, как и его предшественники, поднимал вопрос о первоначале. Он считал, что определенный тип материи, а именно воздух, является фундаментальным принципом всего. Речь идет не о конкретном воздухе, а о «воздушности», как свойстве, являющимся залогом существования остальных элементов. Вакуум приводит к появлению огня. Утолщение воздуха вызывает ветры, формирующие облака, воду, землю и камни. 

Воздух является причиной и залогом всех изменений в мире, и сам находится в постоянном движении. Земля является плоским диском, парящим в воздушном пространстве, поддерживающим ее стабильность. Луна, Солнце и звёзды плоские и парят над Землей.

Гераклит Эфесский

К представителям Милетской школы относят Гераклита Эфесского (около 544 до н.э. — около 483 до н.э.). Хотя этот философ не жил в Милете, его интересовала проблема первоначала. Гераклит создал фундаментальный труд «О природе», написанный очень сложным языком, ориентированным на выдающихся интеллектуалов. 

В качестве первоначала Гераклит выделял огонь. Как и в случае с предшествующими мыслителями, речь идет не о конкретном пламени, а о свойствах огня как таковых. Из-за его изменчивости, пылкости и способности то разгораться, то затухать, Гераклит избрал его в качестве основной метафоры своей философии. 

Важное место в представлениях философа занимает процесс изменчивости и борьбы противоположностей, являющихся сущностью и постоянным содержанием всего бытия. Основной формой существования Гераклит считает движение, которое есть суть мира, происходящее за счет борьбы противоречивых сущностей друг с другом, их принципиального противостояния. Мир представляет циклическую динамику роста и затухания. Сгорая, он возрождается вновь и вновь. Представления Гераклита о борьбе противоположностей стали одним из важных первоисточников диалектического метода в философии.

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту