30.07.2024
#Философия
42

Учение Платона об идеальном государстве

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Краткая биография
  2. Философия Платона
  3. Идеальное государство Платона
  4. Место семьи в идеальном Государстве
  5. Виды государственных устройств
  6. Интересные факты
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Краткая биография

Величайших мыслителей античности, родился в 427 году до н.э. в Афинах, в семье аристократов. Его настоящее имя было Аристокл, но позже он получил прозвище «Платон», что означало «широкий» и, возможно, относилось к широким плечам и лбу.

Семья была влиятельной и состоятельной: отец, Аристон, утверждал, что является потомком последнего царя Афин, Кодра. А мать, Периктиона, происходила из рода Солона, знаменитого афинского законодателя.

С юных лет Платон проявлял интерес к образованию. Он стал учеником Сократа, чье влияние определило направление философских исследований. Платон находился под наставничеством Сократа до его казни в 399 году до н.э. После смерти учителя Платон покинул Афины и начал путешествовать, посещая различные города и страны, включая Италию, Сицилию и Египет.  В 387 году до н.э. Платон вернулся в Афины и основал Академию, первую в истории Запада высшую школу. Академия стала центром философского образования и исследований, привлекая учеников со всего греческого мира. Среди его учеников был и Аристотель, который впоследствии стал одним из самых влиятельных философов всех времен.

Кроме своей академической деятельности, Платон также активно участвовал в политической жизни. Он несколько раз пытался воплотить свои философские идеи в реальной политике, особенно в Сиракузах, где теоретик надеялся создать идеальное государство под руководством философа-царя. Однако попытки оказались неудачными, и он даже несколько раз попадал в опасные ситуации, включая плен и угрозу казни.

Философ умер в 347 году до н.э., оставив весомое философское наследие.  Академия просуществовала более 900 лет и закрылась в 529 году н.э. по указу византийского императора Юстиниана, стремившегося подавить языческую философию. Несмотря на это, идеи Платона продолжали жить в последующих столетиях.

Философия Платона

Философия Платона охватывает широкий спектр тем, включая метафизику, эпистемологию, этику, политику и эстетику. Основополагающим является теория Идей, которая является основой понимания реальности и познания. Теория Платона утверждает, что за изменчивым миром чувственных вещей стоит мир вечных и неизменных мыслей. Эти Идеи, представляют истинные сущности вещей. Например, круги в нашем мире несовершенны, но они стремятся к Идее совершенного круга, которая существует вне времени и пространства.

Эта теория нашла широкий круг приверженцев, так уже в XIX веке известный ученый Ламарк вывел собственную теорию уже в биологии, основываясь на представлениях античного мыслителя. Люди, находящиеся в пещере, видят тени истинных объектов и принимают их за реальность. Только сомневающийся, выходя из пещеры, способен узреть истинные Идеи и понять подлинную природу вещей.

Среди Идей мыслитель подмечал, что высшее благо заключается в познании Идеи Добра, которая является источником Идей. Платон делит душу на три части: разумную, яростную и вожделеющую. Справедливость достигается, когда все части выполняют функцию и подчиняются разуму.

По Платону, добродетель — это гармония и баланс между частями души, что приводит к истинному счастью.

Идеальное государство Платона

Политическая философия Платона находит свое выражение в диалоге «Государство», где он описывает утопическую модель идеального государства. Софист делит общество на три класса: правителей-философов, стражей и производителей. Правители-философы обладают знанием Идей и управляют государством, руководствуясь мудростью и справедливостью. Стражи защищают государство и поддерживают порядок, а производители обеспечивают материальные потребности общества.

Правители-философы — это элита общества, обладающая знанием Идей и способная принимать мудрые и справедливые решения. Платон считает, что только те, кто посвятил свою жизнь поиску истины и добродетели, могут эффективно управлять государством. Философы должны быть освобождены от личных интересов и материальных забот, чтобы сосредоточиться на благе всего общества. Их образование и воспитание включают изучение математики, диалектики, музыки и гимнастики, что позволяет развить умственные и физические способности.

Стражи — это воины, защищающие государство и поддерживающие порядок. Они проходят строгое физическое и моральное воспитание, направленное на развитие мужества, дисциплины и преданности общему благу. Стражи обязаны подчиняться правителям-философам и защищать общество от внутренних и внешних угроз. Платон подчеркивает важность единства и сплоченности стражей, для чего предлагает систему общности жен и детей, чтобы укрепить коллективную идентичность.

Производители — это многочисленный класс, включающий земледельцев, ремесленников и торговцев. Их роль заключается в обеспечении материальных потребностей общества. Производители не участвуют в управлении государством, но их труд и продукция необходимы для функционирования общества. Платон признает важность каждого класса и считает, что справедливость достигается, когда гражданин выполняет свои обязанности в соответствии с природными способностями и дарованиями.

Важной частью учения Платона об идеальном государстве является система образования. Платон считал, что образование должно начинаться с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Целью образования является развитие добродетели и познание Идей. Вначале дети должны развить тело, потом  изучать музыку и искусство, что способствует гармоничному развитию тела и души. По мере взросления они переходят к изучению математики и философии, что позволяет им понять природу вещей и подготовиться к роли правителей или стражей.

Платон также рассматривает экономическую организацию идеального государства. Он предлагает, чтобы правители и стражи не имели частной собственности и жили на общественные средства. Это должно предотвратить коррупцию и личные интересы, которые могут навредить общему благу. Производители, с другой стороны, могут иметь собственность и заниматься торговлей, но они должны подчиняться установленным законам и порядкам.

Место семьи в идеальном Государстве

В концепции идеального государства Платона, представленной в диалоге «Государство», семья занимает особое место. Платон предлагает реформы, которые были радикальны для современников автора. Его предложения по организации семейных взаимоотношений направлены на устранение личных интересов и укрепление общественного единства, справедливости. Платон считает, что традиционные семейные структуры создают множество проблем, таких как личные амбиции, зависть и разногласия, которые могут подорвать гармонию и стабильность государства. Поэтому он предлагает, чтобы в идеальном государстве у правителей и стражей не было частной семьи. Вместо этого все женщины и дети должны быть общими для всех членов этих классов.

Правители-философы и стражи должны жить в условиях, где отсутствует тяга к материальному обогащению. Они не должны вступать в моногамные браки и иметь свои семьи. Воспитание детей также должно быть общим делом. Дети, рожденные от союзов правителей и стражей, должны воспитываться государством и не будут знать своих биологических родителей. Это обеспечит равные условия для всех детей и устранит влияние плохих качеств и привязанностей на государственное управление.

Платон полагает, что общность жен и детей устранит зависть, ревность и семейные конфликты, которые часто возникают из-за личных отношений. Такое общество будет сплоченным, поскольку каждый гражданин будет чувствовать себя частью семьи и будет заботиться о благополучии государства как о собственном. Это также позволит правителям и стражам посвятить себя службе социуму, не отвлекаясь на личные дела и заботы.

Частью платоновской концепции является контроль над браками и рождением детей. Платон предлагает, чтобы государство организовывало брачные союзы с целью улучшения потомства. Союзы должны заключаться между наиболее добродетельными и способными гражданами, чтобы производить на свет достойных детей. Эти союзы будут временными, и после выполнения репродуктивной функции мужчины и женщины вступают в новые союзы. Государство контролирует, чтобы потомство было здоровым и одаренным, что будет приближать общее благо и процветание.

Виды государственных устройств

Платон различает пять видов государственных устройств, которые он рассматривает в «Государстве»: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Аристократия, почти не имеет недостатков, представляет собой государство, управляемое философами, обладающими знанием и мудростью.

Тимократия возникает, когда власть переходит к военным и основана на военной доблести.

Олигархия характеризуется властью состоятельных людей, где богатство становится основополагающим  критерием для управления.

Демократия, по Платону, представляет собой правление народа, где равенство предшествует хаосу и отсутствию дисциплины.

Тирания возникает, когда человек захватывает власть и правит, подавляя народ. 

Платон считает, что у этих видов правления есть недостатки, и только аристократия философов способна дать справедливое и гармоничное общество.

Интересные факты

  1. Кроме концепций Платон умел грамотно преподнести идеи, софист писал философские труды в форме диалогов, что казалось новаторским подходом в то время. Эти диалоги не только излагают философские идеи, но и демонстрируют искусство риторики и аргументации. Известно, что Сократ, учитель Платона, часто является главным персонажем в диалогах, через которого Платон излагает мысли.
  2. Идеи Платона оказали влияние на христианскую теологию, через работы Августина Блаженного. Августин интегрировал платоновскую концепцию Идей в христианскую догму, особенно в понимании Бога как возвышенной Идеи.
  3. Помимо влияния на христианство труды древнего философа повлияли на ранний период развития ислама, данный промежуток времени был интересен тем, что греческие труды переводились на арабский, этот факт позволил переосмыслить старые концепции.
  4. Идеи об идеальном государстве стали прообразом для утопистов последующих эпох, например: «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту