Рады, что вам понравилась статья 😊
Категории априорного и апостериорного получили распространение в философской науке благодаря учению одного из ведущих мыслителей немецкой классической философии (рис. 1) Иммануилу Канту.
Рисунок 1. Философы направления
Определение 1 Априорным называется совокупность тех объектов, явлений и процессов, которые доступны осознанию человеческого разума от природы, без обоснования и доказательств.
Априорное предшествует опыту. Этими знаниями человек овладевает в процессе познания, поэтому априорные знания значимы для последующих открытий.
Определение 2 Апостериорным называется совокупность объектов, явлений и процессов, которые познаются человеком эмпирическим путем (благодаря опыту).
В целом Кант полагал, что процесс познания начинается с опыта. Другими словами, сначала человек испытывает и проживает некий процесс или явление, и только потом этот процесс переходит в статус познанных.
Свои размышления об априорном и апостериорном Кант основал на идее своего предшественника, также немецкого математика и философа Готфрида Лейбница, который априорное знание называл «истиной разума», а опытное апостериорное — «истиной факта».
Апостериорное знание получают благодаря чувственному опыту. Однако знание, полученное таким образом, согласно Канту, не может признаваться истинным. Для того чтобы апостериорное знание приобрело статус истинного, нужно его доказать на базе априорного знания. Так, например, Кант называл математические знания априорными, а познания в физике — апостериорными.