24.07.2024
#Философия
42

А. Тойнби как классик цивилизационного подхода

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Краткая биография А. Тойнби
  2. Основное содержание цивилизационной концепции А. Тойнби
  3. Отличие концепции Тойнби от других классических концепций в рамках цивилизационного подхода
  4. Значение концепции Тойнби в современности
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В этой статье мы расскажем о концепции А. Тойнби. Этот британский философ является одним из классиков цивилизационного подхода и создателем оригинальной модели развития мировой истории.

Краткая биография А. Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби родился 14 апреля 1889 года в Великобритании в семье ученых и интеллектуалов. Получил престижное образование в элитных высших учебных заведениях своей страны. Тойнби специализировался на греческой истории и современности, являясь знатоком положения дел в Греции. Занимал ряд консультативных должностей в ходе важных международных переговоров с британской стороны.

Самый известный труд А. Тойнби — «Постижение истории» публиковался в период с 1934 по 1961 год. В нем автор излагает оригинальную концепцию мирового исторического развития, которая сосредоточена вокруг рождения, жизни и смерти отдельных цивилизаций, представления о внешних вызовах, как о основных двигателях развития человеческих обществ. Труд А. Тойнби вызвал полемику в историко-философских кругах своего времени, став классической работой в рамках цивилизационного подхода к изучению истории.

А. Тойнби скончался в 1975 году.

Основное содержание цивилизационной концепции А. Тойнби

А. Тойнби разрабатывал концепцию в рамках цивилизационного подхода к изучению человеческой истории. Этот подход появился в конце XIX – начале XX веков. В России его основателем и первым представителем считается Н. Я. Данилевский, создавший труд «Россия и Европа» в конце XIX века. В Европе цивилизационный дискурс зародился самостоятельно, его первым представителем считается О. Шпенглер и его работа «Закат Европы».

Цивилизационный подход противостоял линейному представлению о мировом историческом развитии. Последнее предполагает наличие единой линии прогресса для всех человеческих обществ. Отличается только скорость, с которой разные общества проходят одни и те же этапы развития, вырабатывая более-менее одинаковые институты и преодолевая одинаковые испытания. Ярким примером линейной концепции развития человеческой истории является исторический материализм, принятый в марксистском дискурсе и выражающийся в формационном подходе.

Сторонники цивилизационного подхода, в том числе А. Тойнби, резко оппонировали таким концепциям. В рамках цивилизационного подхода единство человеческой истории отрицается, как и поступательное прогрессивное развитие каждого из человеческих обществ. Вместо этого единицей исторического развития признаются отдельные общества со своими уникальными особенностями, проходящими стадии зарождения, развития, расцвета и увядания. История представляется в качестве жизненного процесса нескольких крупных цивилизаций.

А. Тойнби работал в этом дискурсе. В отличии от Шпенглера, который употреблял термин «цивилизация» для обозначения позднего периода развития общества, когда оно исчерпывает собственный потенциал и вступает в стадию угасания, Тойнби именовал «цивилизацией» отдельную историческую единицу, самобытное общество, сформировавшееся и структурировавшейся в качестве ответа на внешний вызов.

Тойнби, будучи религиозным мыслителем, видел содержание истории в вызовах, которые Бог посылает человеческим обществам и в том, каким образом эти общества на них отвечают. Причиной формирования «цивилизаций» становятся события, заставляющие вырабатывать самобытные культурные концепции. Они объединяют людей в общества для решения возникших проблем. В борьбе с вызовами и неурядицами «цивилизации» рождаются, развиваются и угасают, исчерпав свой потенциал.

А. Тойнби выделял два типа вызовов, с которыми может столкнуться общество: 

  1. Природные. К ним относятся географические и климатические условия, в которых существует то или иное общество, и порождающие перед ним необходимость гармонично выстроить повседневную жизнь в их рамках. К примерам вызовов данного типа можно отнести условия, поставленные перед представители древнеегипетской цивилизации. Они были вынужденные создать сложную ирригационную систему для продолжения своего существования. Поддерживая и расширяя эту систему египетское общество неизбежно усложняло и расширяло собственные институты, что привело его к состоянию высокоразвитой цивилизации.
  2. Человеческие. К ним о вызовы представляют собой ситуации, связанные с взаимодействием с представителями иного общества. К ним относится внешнее вторжение или нужда конкурировать с другим государством за ресурсы или торговые пути. Примером формирования цивилизации в ответ на внешний человеческий вызов, согласно Тойнби, является русская цивилизация. Восточнославянские племена были вынуждены постоянно противостоять степным кочевникам, что привело к формированию у них сложной системы общественных институтов, опираясь на которые они смогли победить наследников империи монголов и завоевать основные земли их извечных врагов.

Тойнби выделял основные типы вызовов, с которыми исторически сталкивались отдельные цивилизации:

  • вызов неблагоприятного климата;
  • вызов новых земель;
  • вызов перманентного давления извне;
  • вызов внешнего ущемления общества;
  • вызов неожиданной внешней экспансии.

Основной актор в рамках общества, отвечающий на внешние вызовы — интеллектуальная и политическая элита, которая направляет значительную часть общества, создает смыслы и культурные концепции, составляющие содержание культуры той или иной цивилизации. Массы так или иначе следуют за интеллектуальным и наиболее влиятельным меньшинством. Основополагающим видом культурной ценности цивилизации выступает ее религиозная составляющая.

Ни одна из цивилизаций не развивается вечно, каждое общество проходит стадии зарождения, расцвета, надлома и угасания. В момент надлома элита исчерпывает активный ресурс и становится неспособна генерировать идеи и смыслы в рамках устоявшейся культуры. Со временем цивилизация, не скрепляемая больше актуальными культурными фантомами, угасает и исчезает, уступая место молодым обществам. 

Некоторые цивилизации наследуют более ранним, продолжая часть их культурного и материального наследия. Так эллинское общество, под которым Тойнби понимал весь греко-римский мир, наследует минойской цивилизации. Из него, в свою очередь, генеалогически происходит как западная, так и византийская православная цивилизации. 

Далеко не всем цивилизациям суждено пройти цикл полностью, некоторые из них застревают в развитии под влиянием внешних обстоятельств или недостаточной способности генерировать новые идеи и смыслы. К таким обществам Тойнби относил эскимосское, скандинавское, спартанское и тюркское-кочевое. У них нет истории в том смысле, в каком она есть у состоявшихся цивилизаций.

К состоявшимся же цивилизациям философ относил следующие:

  • египетская;
  • андская;
  • древнекитайская;
  • минойская;
  • шумерская;
  • майяская;
  • сирийская;
  • индская;
  • хеттская;
  • эллинская;
  • западная;
  • японо-корейская;
  • византийско-балканская;
  • русская;
  • китайская;
  • иранская;
  • арабская;
  • индуистская;
  • мексиканская;
  • юкатанская;
  • вавилонская.

Отличие концепции Тойнби от других классических концепций в рамках цивилизационного подхода

Концепция Тойнби имеет некоторые отличия от концепций Данилевского и Шпенглера. Главная плоскость, в которой лежат эти отличия – темы, интересовавшие исследователей. Данилевский фокусируется на противостоянии славянского и европейского культурно-исторического типов, а Шпенглер – на причинах упадка и разложения западной цивилизации. Более современные представители цивилизационного подхода, в частности, Хантингтон, делают акцент на противостоянии и противоречиях между цивилизациями. 

Главной особенностью концепции А. Тойнби является важность понятия вызова, с которым сталкивается то или иное общество. По мнению мыслителя, внешние факторы заставляют людей создавать сложные структуры, с помощью которых они решают возникшие проблемы, в процессе чего формируется отдельная цивилизация. Также следует указать на значительную роль религиозной компоненты в концепции Тойнби. По мнению философа, вызовы, с которыми сталкиваются люди, непосредственно связаны с Божьим промыслом, а религия является важнейшим культурным феноменом, определяющим облик и тенденции развития той или иной цивилизации. 

Значение концепции Тойнби в современности

В современности цивилизационный подход к изучению истории и концепция А. Тойнби становятся вновь востребованы на фоне происходящих на мировой арене событий. Торможение глобализационных процессов, обособление отдельных обществ и стремление национальных государств проводить самостоятельную суверенную политику заставляет усомниться в линейности и единстве исторического развития человеческих обществ и дает повод обратиться к цивилизационным концепциям для анализа происходящих процессов. Теория А. Тойнби считается одной из крупных и авторитетных в этой области.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту