Одной из наиболее ярких черт процесса регионализации является рост власти экономических субъектов и одновременное сокращение роли государств. Это облегчает образование связей между регионами, что, в свою очередь, содействует глобализации. В этой ситуации возрастает роль каждого региона. Чтобы успешно существовать и развиваться в условиях глобализации и регионализации, он должен обладать рядом качеств, позволяющих участвовать в рыночных отношениях на равных основаниях с другими аналогичными субъектами, а возможно, и в чем-то их превосходить.
При этом в само понятие «регион» разные исследователи вкладывают разный смысл. Нередко он рассматривается как часть страны – историческую провинцию или современный субъект федерации. Часто под этим термином подразумевается группа субъектов, отдельное государство или даже группа стран. П. Джеймс и Дж. Мартин говорят о регионе как об однородной территории, которая обладает специфической однородностью, являющейся основанием для того, чтобы выделить эту территорию [2]. Большинством российских исследователей принято определение региона как территории в административных границах субъекта федерации. В дальнейшем мы будем говорить о регионе именно как о субъекте федерации.
Конкурентоспособность региона будем рассматривать как качество, определяющее рейтинг данного территориального образования внутри страны в сравнении с другими регионами.
Читать дальше
Основной проблемой оценки конкурентоспособности регионов является сложность определения показателей конкурентоспособности и точность полученных данных. Говоря об оценке конкурентоспобности регионов, необходимо представлять себе, что речь идет не о предприятии, созданном человеческими руками, изначально имеющем узкую специализацию, в рамках которой подбирается персонал и выстраивается система взаимоотношений. Региональная конкурентоспособность предполагает иные горизонты. Поэтому предлагается ввести в качестве определяющих две шкалы: временную и шкалу масштабов оценки.
На начальном этапе следует определиться, с какой целью будет производиться оценка конкурентоспособности региона. Речь идет о выборе формата начальных данных, критериев оценки и собственно методов расчета.
Показатель конкурентоспособности обычно используется для прогнозирования дальнейшего развития предприятия, региона или иного субъекта, в отношении которого производятся расчеты. Предполагается, что при расчете определяется исходное положение субъекта, для которого выстраивается стратегия поведения, приводящая его к максимально выигрышной позиции в данной области. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться: на какой срок строится прогноз.
При выборе временной шкалы предлагается отталкиваться от минимального срока президентских полномочий. В случае России этот показатель, согласно последним правкам, внесенным в Конституцию страны, составляет 6 лет.
Читать дальше
Страна получила проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. И чего теперь ждать России? Куда она пойдет в соответствии с данной Концепцией и куда придет? Какой она будет через 12 лет?
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (далее - Концепция), пожалуй, первый в истории постсоветской России документ, показывающий стратегию развития страны в социальном, отраслевом, региональном и внешнеполитическом аспектах. Кроме того, 17 лет жизни без четкого ответа на вопрос «Куда идет страна?», в конечном счете, начинают раздражать. Сохраняющаяся благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на углеводороды и усиление государственной власти стали необходимыми и достаточными условиями для подготовки документа, дающего ответ на поставленный вопрос.
Появление этой «управленческой инновации» связано с поручением Президента России, и Концепцию-2020 можно рассматривать как инициированный государством национальный Форсайт, отражающий официальное видение будущего России. Открытый характер этого документа позволяет обществу выразить свою точку зрения, и чем ярче и тверже она прозвучит, тем больше у нее шансов быть услышанной и учтенной. Первый раунд обсуждения Концепции заставил разработать вторую версию документа.
Рассмотрим несколько важных положений второй редакции Концепции, которые требуют серьезного осмысления и твердых решений.
Читать дальше
Рыночную самонастройку нельзя считать как рыночную стихию. На рынке труда представлена широкая дисперсия заработной платы в государственных и частных компаниях, неорганизованном секторе, где нет профсоюзов. Рынок труда - это та область, где в конечном счете формируется общественная оценка различных видов труда. Она представлена среднестатистической заработной платой по различным профессионально-квалификационным группам, категориям, отраслям, регионам, стажу, полу, возрасту.
В выявлении среднестатистической заработной платы заинтересованы и государство, и частные компании. Государство периодически проводит обследования, а частные компании и неорганизованный рынок труда предоставляют все необходимые сведения. Полученные данные о среднестатистической заработной плате администрация компаний закладывает в середину диапазона заработной платы по каждому разряду.
Среднестатистичекая заработная плата отражает общественную оценку труда. Она является не только связкой между рынком труда и конкретной фирмой, но и служит инструментом равной оплаты за равный труд.
Все предприятия (фирмы) стремятся к соблюдению этого принципа, так как он позволяет:
1) сдерживать рост заработной платы;
2) предотвращать утечку наиболее квалифицированных кадров.
Рыночная самонастройка представляет собой систематическую, самостоятельную корректировку заработной платы каждой фирмой с учетом среднестатистической заработной платы по всем указанным параметрам.
Защита номинальных доходов от инфляции является составной часть политики доходов. В развитых капиталистических странах она осуществляется путем индексации доходов как на государственном уровне (на основе соответствующего законодательства) так и на уровне отдельных фирм (компаний) через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход (от полной компенсации самых низких доходов и полного ее отсутствия у высокодоходных групп населения).
Читать дальше
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Инновационная деятельность - это совокупность определенных научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
Читать дальше
1. Брагин П.П. Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы оценки // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). – СПб: Реноме, 2012.
2. Брунецкене Ю., Дагилене Л., Симанавичене Ж., Дапкус М. Опыт оценки конкурентоспособности регионов // Методы социологических исследований. – 2009. – № 2.
3. Гамбеева Ю.Н. Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов) // Российское предпринимательство. — 2013. — № 21 (243).
4. Как оценить конкурентоспособность российских регионов // ИА «Альянс Медиа». 10 октября 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=833237.
5. Новоселова И.А. Интегральная оценка конкурентоспособности экономики регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал: (16) РЭУ. – 2008. – № 4.
6. Печаткин В.В. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. – 2010.№4.
Читать дальше