Понятие и сущность местного самоуправления предусматривают известную децентрализацию во власти, определенную самостоятельность местных органов. Сама отрасль стала формироваться в России в начале 90-х годов. Определение местного (муниципального) самоуправления закрепилось сначала в союзном, а затем и российском законе. Однако необходимо отметить, что формирование этой ветви власти в некоторой степени началось в России еще до революции.
Так, например, Александр Второй направлял городскую и земскую реформу на децентрализацию и обеспечение развития начал территориального регулирования в стране, вводя в закон указанное понятие.
Местное самоуправление после 1917-го года основывалось на принципе единства Советской системы как комплекса органов государственной власти. Для этой системы была характерна жесткая соподчиненность нижестоящих вышестоящим. Понятие местного самоуправления отвергалось как буржуазный путь формирования власти на местах. Такой путь был совершенно неприемлем для Советского государства, имевшего централизованный характер. Только к концу 80-х годов правительство признало необходимость использовать понятие местного самоуправления. Таким образом, началось реформирование территориальной власти.
В Законе, принятом 9 апреля 1990-го года, были закреплены общие принципы, определяющие понятие местного самоуправления и хозяйства СССР. Так, были установлены главные направления развития этой ветви власти, основы организации и деятельности.
В 1991-м году был принят Закон, в соответствии с которым начал осуществляться процесс преобразования территориальных органов, формирования всей системы местной власти в стране.
Дальнейшее развитие структура получила в положениях Конституции государства. Таким образом, было официально признано понятие местного самоуправления. Система получила юридический статус и гарантии законодательства.
Целью работы является уточнение сущности органов местного самоуправления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность местного самоуправления;
- рассмотреть структуру органов местного самоуправления;
- изучить полномочия органов местного самоуправления.
Объект исследования – система отношений связанных с осуществлением полномочий органами местного самоуправления.
Предметом исследования являются особенности и система органов местного самоуправления в РФ.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности органа местного самоуправления. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Читать дальше
Местное самоуправление в РФ представляет собой гарантированную Конституцией и государством форму осуществления гражданами своего права на управление страной. Эта форма обеспечивает принятие и осуществление людьми решений, связанных с управлением конкретным муниципальным образованием в интересах проживающего здесь населения.
К основным источникам, регулирующим местное самоуправление в РФ, следует отнести, помимо основного закона государства, Европейскую Хартию по основам организации данных органов власти, а также федеральный закон, регламентирующий деятельность власти на местах.
Именно в Конституции закреплены основные гарантии местного самоуправления в России. К ним в первую очередь следует отнести правовое признание местных органов власти самостоятельными и не относящимися напрямую к государственным органам управления. Помимо правовых существуют и финансовые гарантии осуществления местной власти, которые включают в себя право на владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью, в том числе, с целью извлечения из нее дохода. Кроме того, руководители муниципальных образований для осуществления своей деятельности имеют право забирать часть налогов (например, на землю) в местную казну .
Местное самоуправление в РФ осуществляется как непосредственным путем при помощи проведения референдума по тем или иным вопросам, так и через представителей, которые выбираются в порядке, определенном федеральным законом.
Читать дальше
Органы местного самоуправления являются избирательными и, согласно законодательству, выбираются жителями той или иной местности на референдумах, выборах или другими формами добровольного гражданского волеизъявления. Население совместно с избранной властью решает различные вопросы местного, регионального значения.
Система органов местного самоуправления такова, что представители этих органов избирались гражданами муниципий (сёл, деревень, районных центров, городов, областей и т.д.), именно граждане и являются в местном самоуправлении первичными субъектами, а сами органы – вторичными. Т.е если народ избрал главу поселковой администрации, а он, по мнению граждан, не справляется с возложенными на него обязанностями, нарушает закон, совершая какие-либо противоправные действия, избиратели имеют право потребовать снять с поста это должностное лицо и заменить его более подходящей кандидатурой .
Структура органов местного самоуправления состоит из следующих элементов:
• глава образованной муниципии;
• местный административный исполнительно-распорядительный орган;
• орган контроля муниципии;
• другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах .
Читать дальше
Под местным самоуправлением понимается одна из децентрализованных форм реализации народом имеющейся у него власти. Подобная форма управления предполагает определенную самостоятельность, а также автономность региональных органов, которые выступают в виде территориальных самоуправляемых сообществ.
Что касается структур местного самоуправления, устанавливаемых уставами региональных образований, то они представлены: главами территориальных образований; местными администрациями; контрольными органами; представительными органами; иными формами.
Органы местного самоуправления признаются выборными и иными наделенными комплексом полномочий органами, которые сопряжены с решением вопросов, имеющих локальное значение и не входящих в системы государственной власти. По своей форме они принадлежат к числу юридических лиц в соответствии с утвержденными уставами региональных образований.
Полномочия местного самоуправления конкретизируются в правах населения на реализацию регионального самоуправления, а также в правовых статусах различных региональных образований, их коллегиальных органов и должностных лиц. Федеральным законодательством регламентировано, что государственной властью обеспечивается комплекс гарантий прав населения на реализацию местного самоуправления. Под его полномочиями понимают комплекс закрепляемых нормативов и обязанностей, необходимых для выполнения функций и различных задач местного самоуправления. Они включают: полномочия, признаваемые за местным самоуправлением государством и обеспечивающие самостоятельное разрешение населением разнообразных вопросов регионального значения. Подобные вопросы сопряжены с непосредственным обеспечением всех аспектов жизнедеятельности населения различных муниципальных образований. Основную долю упомянутых полномочий реализуют органы местного самоуправления, поэтому они выступают составным элементом компетенций муниципальных органов; отдельные конкретизированные государственные полномочия, делегированные законодательными актами.
Следует указать, что в соответствии с российскими конституционными нормами местное самоуправление реализуется гражданами посредством таких форм, как референдумы, выборы и т.д. В частности, различные формы участия в разрешении вопросов местного самоуправления могут быть представлены: всеми видами местных референдумов; муниципальными выборами; голосованиями по отзывам выборных лиц; голосованиями по вопросам, связанным с изменениями границ либо изменениями муниципальных образований; сходами граждан.
К числу форм непосредственной реализации населением задач местного самоуправления относят: правотворческую инициативу граждан; общественное территориальное самоуправление; различные публичные слушания; наказы избирателей; любые собрания граждан; различные конференции общественности; собрания делегатов; общественные опросы; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления: главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам; представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации; представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.
В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.
Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Административное право. Учебное пособие. Сатышев В.Е. – М.: Омега-Л, 2012. – 252 с.
3. Административное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л. – М.: РГ-Пресс, 2014. – 568 с.
4. Административное право России. Учебник для бакалавров. Конин Н.М. – М.:Проспект, 2014. – 448 с.
5. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие. Яновский В.В., Кирсанов С.А. – М.: Кнорус, 2013. - 200 с.
6. Государственное и муниципальное управление. Василенко И.А. – М.: Юрайт-Издат, 2013. - 495 с.
7. К вопросу о понятии конституционно-правового статуса органов местного самоуправления. / Сарыков К.Т. // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2012. - № 4. - С. 15-18.
8. Конституционно-правовая природа системы органов местного самоуправления. / Тихалева Е.Ю. // Среднерусский вестник общественных наук, 2012. - № 1. - С. 111-115.
9. О конституционно-правовой природе и особенностях полномочий органов местного самоуправления. / Хвостунова Н.В. // Юрист ВУЗа, 2012. - № 8. - С. 52-55.
10. Органы местного самоуправления — элемент системы местного самоуправления: общая характеристика. / Елькина А.В. // Вестник Московского университета МВД России, 2012. - № 7. - С. 29-31.
11. О роли и полномочиях органов местного самоуправления. / Каримов А.А. // Правовое государство: Теория и практика, 2012. - Т. 2. - № 28. - С. 68-71.
12. Основы государственного и муниципального управления. Рой О.М. / Под. ред. Моисеевой М. – СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
13. Полномочия органов местного самоуправления. / Берлявский Л.Г., Зорина Е.В. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2012. - № 5. - С. 108-114.
14. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации. / Кузин Д.А. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2012. - № 2. - С. 374-378.
15. Система органов местного самоуправления как объект правового регулирования в муниципальном праве современной России. / Астафичев П.А. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2012. - Т. 20. - № 14. - С. 155-161.
16. Система государственного и муниципального управления. Учебник для бакалавров. Миндлин Ю. Б., Онанко Н. А., Шедько Ю. Н. / Под. ред. Шедько Ю. Н. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 570 с.
Читать дальше