ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ШОКОЛАДА……………………………………………..5
1.1 Анализ состояния рынка шоколада в Российской Федерации…………..5
1.2 Классификация и характеристика ассортимента шоколада………...…..10
1.3 Химический состав и потребительские свойства шоколада……...…….17
1.4 Факторы, формирующие и сохраняющие качество шоколада……...….19
1.5 Требования, предъявляемые к качеству шоколада…………………...…24
1.6 Фальсификация и методы идентификации шоколада……………..……27
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ШОКОЛАДА В СУПЕРМАРКЕТЕ ТС «ПЯТЕРОЧКА»……………..….32
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 32
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности исследуемого магазина…………………………...……………………………..35
2.3 Анализ ассортимента шоколада в торговом предприятии «Пятерочка»...37
2.4 Исследование спроса потребителей шоколада…………...………………..47
2.5 Экспертиза качества шоколада, реализуемого в торговом предприятии «Пятерочка»……………………..……………………………………………….55
2.6 Мероприятия по улучшению ассортимента и повышению продаж в супермаркете «Пятерочка»…………...…………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………….61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение А Пищевая ценность и химический состав »Шоколад молочный»………………………………………………………………………..65
Приложение Б Сводный отчет о финансовых результатах магазина «Пятерочка», тыс. руб……………………………………...……………………66
Приложение В Анкета .67
Читать дальше
В течении последних трех лет в России идет подъем производства шоколада и продуктов пищевых, содержащих какао. В 2022 году в России было произвели 239 580,3 тонн шоколада, что на 3,3% выше объема производства 2021 года.
Состав шоколада регламентируется ГОСТ 31721-2012. «Шоколад. Общие технические условия»: масло какао, сахарная пудра, тертые плоды какао, эмульгатор лецитин Е322.
Проведение экспертизы подлинности шоколада и какао-продуктов преследует следующие цели:
- определение шоколада или какао-продукта;
- выявление фальсификации различными методами их обнаружения.
Объектом работы является магазин, входящий в группу под управлением супервайзера по г. Владимира магазин «Пятерочка», который расположен по адресу г. Владимир, Ул. Полины Осипенко, 14.
Проведенный анализ говорит, что предприятие увеличило выручку на 87,2,0%, а себестоимость на 84,3%, это говорит об эффективном управлении и вызвало к увеличение прибыли на 110,7%, что является существенным для предприятия. Коммерческие расходы увеличились почти трое, это вызвало снижение прибыли от продаж на 25%.
Был проведен анализ ассортиментной политики ТС «Пятерочка», который выявил, что:
- недостаточна широта ассортимента по сравнению с конкурентами в части шоколада с начинкой;
- отсутствует работа по обновлению ассортимента;
- самым главным при формировании ассортимента является шоколад с начинкой.
Проведенный анализ спроса на шоколад позволил сделать следующие выводы:
- шоколад часто покупают 77 % опрошенных;
- узнают шоколаде из общественного мнения и имиджевой рекламы;
- фирма известна 60% опрощенных, что достаточно высокий показатель для Российского рынка магазинов;
- посещаемость у магазина большая;
- имидж магазина оценивается потребителями высоко;
- существенных изменении в деятельности магазина ТС «Пятерочка» потребители не предполагают.
Основные проблемы, выявленные в ходе исследования:
- стиль компании не подходит потребителям в возрасте старше 50 лет, ведь среди них много любителей шоколада;
- спрос на шоколад неэластичен, что не позволяет вести ценовую конкуренцию.
Было исследовано качество шести образцов горького шоколада различных торговых марок, реализуемых в ТС «Пятерочка». В результате было выявлено, что только два соответствуют требованиям стандарта по всем показателям, предъявляемым к горькому шоколаду.
Было предложено каждому менеджеру составлять ассортиментную матрицу своей категории, которые вместе составят ассортиментную матрицу торгового подразделения (всей компании). Реализация предложенного мероприятия позволит получить дополнительно 1895 тыс. руб. прибыли и избавиться от неликвидных запасов, сократив расходы на их обслуживание на 6753 тыс. руб.
Читать дальше
1. ГОСТ 31721-2012. Шоколад. Общие технические условия
2. Сладкая жизнь в 2022 году: акционные ценники, дискаунтеры и равнодушие к новинкам [Электронный ресурс] https://m.realnoevremya.ru/articles/263543-sladkaya-zhizn-2022-akcionnye-cenniki-diskauntery-i-ravnodushie-k-novinkam
3. Анализ рынка шоколада в России в 2022 году показывает увеличение производства. Исследование ИА Эксперт[Электронный ресурс] https://vc.ru/u/1171301-ia-ekspert/509123-analiz-rynka-shokolada-v-rossii-v-2022-godu-pokazyvaet-uvelichenie-proizvodstva
4. Рынок шоколада в России, влияние санкций. Исследование Rroif-expert [Электронный ресурс] https://roif-expert.ru/food/analiz-rynka-shokolada/rynok-shokolada/rynok-shokolada-v-rossii-obzor-i-prognoz.html
5. Рынок шоколада и шоколадных изделий в России. Текущая ситуация и прогноз 2023-2027 гг. Исследование ACG [Электронный ресурс] https://alto-group.ru/otchot/rossija/342-rynok-shokolada-i-shokoladnyh-izdelij-v-rossii-tekuschaja-situacija-i-prognoz-2023-2027-gg.html
6. Ашапкин, В.В. Контроль качества продукции физико-химическими методами. / В.В. Ашапкин и др. - М.: ДеЛи принт, 2019. - 124 c.
7. Виды шоколада [Электронный ресурс] https://chocoprofi.ru/fakty-o-shokolade/vidy
8. Шадрина А.Ю. Методика формирования ассортиментной политики мясоперерабатывающего предприятия/Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2018, № 1-1. – С. 128-132.
9. Другов, Ю.С. Контроль безопасности и качества продуктов питания и товаров детского ассортимента / Ю.С. Другов, А.А. Родин. - М.: Бином, 2019. - 440 c.
10. Стабников В.Н., Остапчук Н.В. Общая технология пищевых продуктов. - Киев: Вища школа, 2019. - 304 с.
11. Калорийность Шоколад молочный. Химический состав и пищевая ценность [Электронный ресурс] https://health-diet.ru/base_of_food/sostav/444.php
12. Коркунов А., Сучкова Е. Шоколад. Наслаждение вкусом. - Издательство Экс-мо. 2008. -211 с.
13. Польза и вред шоколада. [Электронный ресурс]
14. Филатова Е.Г. Системный подход к формированию ассортиментной политики коммерческого предприятия/Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2019, №4. – С. 230-233.
15. Потребительские свойства шоколада [Электронный ресурс] https://znaytovar.ru/new2796.html
16. Юрова Н.А. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле/Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2019, №1. – С. 165-170.
17. Абрамова Л.А., Останкова В.Р. Содержательная интерпретация алгоритма формирования ассортиментной политики на предприятии/Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2018, №6. – С. 85-87.
18. Свойства шоколада. [Электронный ресурс]
19. Скурихин И.М. и др. Химический состав пищевых продуктов
20. Стабников В.Н., Остапчук Н.В. Общая технология пищевых продуктов. - Киев: Вища школа, 2019. - 304 с.
21. Яковшин Л. А. Химические опыты с шоколадом // Научно-методический журнал «Химия в школе». – 2018. - № 8. – С.73-75.
22. Чкалова О. В. Торговое дело: учеб. пособие. -2-е изд., пер. -М.: Эксмо, 2019. -319 с.
Читать дальше