ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СНОВИДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 5
1.1 Сновидение как объект литературоведческого исследования 5
1.2 Поэтика сновидений в творчестве М. Булгакова 10
ГЛАВА II СЕМАНТИКА И ФУНКЦИЯ СНОВИДЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. БУЛГАКОВА 13
2.1 Сновидения в пьесе М. Булгакова «Дни Трубиных» 13
2.2 Сновидения в пьесе М. Булгакова «Бег» 15
2.3 Сновидения в рассказе М. Булгакова «Морфий» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 22
Читать дальше
Таким образом, задачи, поставленные нами, были выполнены. Мы исследовали выбранные произведения М. А. Булгакова на предмет функционирования в нем мотивов сновидений и их семантики.
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Все названные темой работы сновидческие произведения М. Булгакова объединяет тема, жизни и смерти, а также ответственности за человеческую жизнь.
2. Герои произведений живут по моральным законам прошлого, для них абсолютное значение имеет человеческая жизнь.
3. В пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных» сновидения составляют единое полотно содержания, благодаря образам и мотивам, в них присутствующим, и это помогает объединить весь текст еще большим количеством смысловых, связей.
4. Художественными образами в сновидениях «Дней Турбиных» являются яркие и отчетливые фрагменты снов главных героев, полные различных семантических оттенков. В большинстве своем все они связаны с негативной коннотацией, наполнены состояниями трагичности, жестокости, насилия, хаоса (среди образов пьесы были выявлены и изученны в работе: сон о рае Алексея Турбина, образ паука во сне Николки, сон Василисы).
5. Доминирующим в сновидениях «Дней Турбиных» является мотив смерти, присутствующий почти во всех сновидениях. Выбор именно этого мотива как доминирующего, неслучаен для М. А. Булгакова, так как общий посыл романа – уход старого мира и неизбежный приход нового, пока неизвестного (именно поэтому сновидения здесь сопряжены с ощущениями страдания, мучительности, присутствия кошмаров, ощущением дискомфорта).
6. Сновидения в «Днях Турбиных» кроме функции «пророчества» еще и способствует созданию «ирреальной» реальности событий.
7. В тексте «Бега» сновидческое пространство позволяет воссоздать конкретные смысловые ситуации деятельности человека.
8. Основным приемом в сновидениях «Бега» является прием контраста, присутствующий в каждом сне на уровне звучания.
9. В «Морфии» появляются сны-галлюцинации, но механизм их ирреальности прежний.
10. В «Морфии» же есть и «полноценные» сноведения, выполняющие роль «пророчеств».
Результаты данной работы могут быть применены на практике следующим образом:
на уроках литературы, посвященных творчеству писателя, в старших классах общеобразовательной школы;
как материал для лекций и/или семинарских занятий в вузе, соответствующего профиля;
в качестве базы для дальнейшей теоретической работы научной направленности по творчеству М. Булгакова (углубление, расширение темы).
Читать дальше
1. Богданова О. М. А. Булгаков : антология «Личность и творчество М. А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов» / О. Богданова. – Санкт-Петербург : Книга, 2019. – С. 871-892.
2. Булгаков М. Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег / М. Булгаков. – Тверь : Мартин, 2023. – 400 с.
3. Булгаков М. Морфий / М. Булгаков. – Москва : Азбука, 2021. – 192 с.
4. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы // Очерки по русской литературе XX в. – Москва : Наука, 1994. – 303 с.
5. Гудкова В. В. Судьба пьесы «Бег» // Проблемы театрального наследия Михаила Булгакова. – Ленинград : Книга, 1987. – С. 49-52.
6. Дынник М. Сон как литературный прием // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов в двух томах. – Т. 2. – Москва : Наука, 1925. – 645 с.
7. Жолковский А. Блуждающие сны / А. Жолковский. – Москва : Азбука, 2016. – 512 с.
8. Кульюс С. К. Михаил Булгаков : поэтика сновидений // Эзотерические коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (эксплицитное и имплицитное в романе). – Москва : Тарту, 1998. – С. 871-874.
9. Лотман Ю. Культура и взрыв // Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки. – Санкт-Питербург : Искусство, 2000. – 704 с.
10. Малколм Н. Состояние сна / Н. Малком. – Москва : Наука, 1993. – С. 20-22.
11. Назиров Р. Г. Поэтика сновидений // Творческие принципы Ф. М. Достоевского. – Саратов : Мир, 1982. – С. 136-150.
12. Нечаенко Д. А. Сон, заветных исполненный знаков : таинства сновидений в мифологии, религии и художественной литературе. – Москва : Юридическая лиература, 1991. – 304 с.
13. Нечаенко Д. А.Художественная природа литературных сновидений (Русская проза XIX века) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Д. А. Нечаенко. – Москва : МГУ, 1991. – 24 с.
14. Реммизов А. Огонь вещей. Сны и предсонье. // Собрание сочинений в десяти томах. – Москва : Русская книга, 2000-2003. – Т. 7. – С. 135-138.
15. Чернышева Е. Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20-40-х годов XIX века / Е. Г. Чернышева. – Москва : Азбука, 2000. – 143 с.
Читать дальше