В первой главе представлены теоретические основы изучения механизмов психологической защиты личности.
Понятия психологической защиты пришли из психоанализа. По З. Фрейду, защитные механизмы — это техника, используемая Эго в конфликтах, которые могут привести к неврозу. Психологические защиты, по А. Фрейд, являются механизмом адаптации и интеграции личности, представляют собой бессознательные формы, приобретаемые в процессе развития личности с целью достижения компромисса между противоборствующими силами Ид или Супер-Эго и внешней реальностью. Современная интерпретация защитных механизмов предполагает, что это механизмы нормально функционирующей личности, но только при наличии у личности большого репертуара защитных механизмов, использование которых не приводит к фиксации и склонности к проблеме на более тяжелые повторения. Таким образом, интерпретация защиты как проявления психического заболевания означает упрощенное понимание этой проблемы.
В целом все виды психологических защит личности имеют «двойное», «парадоксальное» действие: положительное («освобождение» на определенное время от неприятных переживаний) и отрицательное (искажает действительность, создает иллюзии, не допускает разрешения проблем, являющиеся сопротивлением саморазвитию и саморазвитию). Итак, с одной стороны, функции психологических защит можно считать положительными, так как они защищают человека от негативных переживаний, от восприятия травмирующей информации, устраняют страхи и помогают сохранить самооценку в конфликтной ситуации. С другой стороны, они могут быть оценены и отрицательно: эффект защиты обычно кратковременный и длится до тех пор, пока не потребуется перерыв для новых действий. Когда состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительное время, заменяя активность, психологический комфорт достигается за счет искажения восприятия действительности или самообмана.
Во второй главе описаны результаты эмпирического исследования психологических защит человека.
В самом широком смысле термин «психологическая защита» используется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дистресс, способного формировать такие черты личности, как негативизм, «неправильные» замещающие действия, изменять межличностные отношения.
Мужчины чаще используют отрицание, вытеснение и интеллектуализацию, тогда как женщины помимо этих механизмов активно используют другие психологические защиты, такие как регрессия, компенсация и формирование реакции. Сходные результаты получены у мужчин и женщин только через механизм отрицания (58% и 56% соответственно) - разница 2%, по всем остальным механизмам психологической защиты результаты различаются существенно: на уровне подавления 5 % (мужчины 44 %, женщины 39 %), замещение – 7 % (мужчины 41 %, женщины 48 %), интеллектуализация – 9 % (мужчины 66 %, женщины 57 %), проекция – 10 % (мужчины 47 %, женщины 57 %), компенсация – 12 % (мужчины 29 %, женщины 41 %), при реактивном обучении – 17 % (мужчины 23 %, женщины 40 %) и, наконец, самая большая разница – 25 % (мужчины 20 %, женщин 45%), обусловлено механизмом регрессии.
Это подтвердило выдвинутую в ходе работы гипотезу о различиях в развитии механизмов психологической защиты женщин и мужчин.