ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ 5 1.1 Теоретические подходы к проблематике эмоционального выгорания в Российских и Зарубежных исследованиях 5 1.2. Синдромٴ ٴэмоциональногоٴ ٴвыгорания, егоٴ ٴхарактеристикаٴ ٴиٴ ٴстадии 10 1.3. Особенностиٴ ٴхарактераٴ ٴиٴ ٴэмоциональноеٴ ٴвыгорание 15 1.4. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и применения адаптивных копинг – стратегий у преподавателей общеобразовательных школ 19 Выводٴ ٴ1ٴ ٴглавы 27 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕОБЛАДАЮЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УСОВПЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 29 2.1. Организация и методы эмпирического исследования 29 2.2. Анализ результатов исследования 32 2.4. Рекомендации по профилактике и преодолению профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы 56 Выводы 2 главы 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

Взаимосвязь эмоционального выгорания с преобладающими копинг-стратегиями у современных педагогов общеобразовательной школы

дипломная работа
Психология
60 страниц
91% уникальность
2023 год
6 просмотров
Бондаренко И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ 5 1.1 Теоретические подходы к проблематике эмоционального выгорания в Российских и Зарубежных исследованиях 5 1.2. Синдромٴ ٴэмоциональногоٴ ٴвыгорания, егоٴ ٴхарактеристикаٴ ٴиٴ ٴстадии 10 1.3. Особенностиٴ ٴхарактераٴ ٴиٴ ٴэмоциональноеٴ ٴвыгорание 15 1.4. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и применения адаптивных копинг – стратегий у преподавателей общеобразовательных школ 19 Выводٴ ٴ1ٴ ٴглавы 27 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРЕОБЛАДАЮЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ УСОВПЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 29 2.1. Организация и методы эмпирического исследования 29 2.2. Анализ результатов исследования 32 2.4. Рекомендации по профилактике и преодолению профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы 56 Выводы 2 главы 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Читать дальше
Актуальность исследования. В условиях развития современного российского общества, при наличии социально-экономической нестабильности, нарастающей конкуренции на рынке труда, существующих социальных стрессов (специальная военная операция, коронави́русная инфекция 2019 года) возрастают требования, которые предъявляются к профессиональному уровню специалистов сферы образования (ВПР, ЕГЭ, реализация ФГОС нового поколения, изменения содержания образования). Не каждый педагог может легко и быстро подстраиваться под трансформации современного медиа пространства и эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность. Если анализировать проблематику современного детства можно увидеть, что она заметно отличается от имевшейся на более ранних этапах ее становления новыми текстами и линиями анализа. Интерес представляет стремление исследователей выработать общее понимание того, как должна быть организована образовательная работа с детьми. Все более отчетливо проводится мысль, что ребенок является субъектом собственной активности. Он обладает собственным голосом, инициативой, реализация которой требует поддержки со стороны окружающих ребенка взрослых и сверстников [10 с.


Качественная дипломная работа под заказ в спб . Обращайтесь в Work5.


.36], что требует от педагога дополнительных эмоциональных ресурсов. Выгорание - это реакция на постоянный стресс на воздействие внешних и внутренних факторов. В результате чего могут развиваться неблагоприятные психические и психофизиологические состояния. Одним из наиболее встречаемых негативных проявлений у представителей данной профессиональной сферы является феномен «эмоционального выгорания». В рамках проведения эмпирического исследования по данной тематике, возможно предположить, что синдром эмоционального выгорания у педагога средних общеобразовательных школ, может характеризоваться через экономию эмоций, эмоциональную сухость, игнорирование индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, отстраненность, и оказывает достаточно сильное влияние на специфику профессионального общения учителя. Выделяются также внешние факторы, способствующие возникновению профессионального выгорания: организационный фактор (нечеткая организация и планирование работы, рабочая перегрузка, ролевые конфликты), психоэмоциональное напряжение (эмоциональные и нервные перегрузки, интенсивное общение, психологические трудности контингента); неблагоприятная психологическая атмосфера (отсутствие социальной поддержки, конфликты). Объект исследования - эмоциональное выгорание педагогов Предмет исследования – взаимосвязь интенсивности эмоционального выгорания и преобладающих копинг - стратегий у педагогов общеобразовательной школы Гипотеза исследования: выраженность эмоционального выгорания педагогов коррелирует с определенными механизмами психологической защиты и копинг-стратегии у педагогов общеобразовательной школы, а именно: между шкалами, психологическго стресса и следующими копинг - стратегиями – конфорнтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки и сильные отрицательные связи с такими копинг – стратегиями как планирование решения проблемы, положительная переоценка Цель исследования: выявить взаимосвязь интенсивности эмоционального выгорания и преобладающих копинг-стратегий В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести литературный обзор по исследуемой проблеме 2. Подобрать адекватный инструментарий для решения поставленных задач. 3. Выявить эмпирическим путем наличие и выраженность эмоционального выгорания у педагогов. 4. Выявить преобладающие у педагогов копинг - стратегии и взаимосвязь с выраженностью эмоционального выгорания. 5. Разработать рекомендации по профилактике и преодолению эмоционального выгорания у педагогов в профессиональной деятельности. Методики исследования: В ходе эксперимента применялись следующие методики Методика диагностики профессионального выгорания В.В. Бойко, Способы совладающего поведения" (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman) , Шкала психологического стресса PSM-25, методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой Выборка исследования: В исследовании приняли участие 40 педагогов (начальная школа - 10 педагогов, основная школа – 16 педагогов, средняя школа – 14 педагогов. Из них: 15 мужчин, 25 женщин, со стажем работы от 1 года до 27 лет. Средняя учебная нагрузка – 31час, 28 педагогов – выполняют функцию классного руководителя. Теоретическую и методологическую основы исследования основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания составили труды зарубежных (К. Маслач, С. Джексон, М. Лейтер и др) и отечественных авторов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, др.). Практическая значимость исследования. Результаты которые мы получили в нашем исследовании могут быть полезны для администрации, учителей общеобразовательных школ, практическим психологам, работающим в школах так как указывают направления, по которому может идти коррекция эмоциональной сферы преподавателей работающих в общеобразовательных школах, детских центрах, средне-специальных учебных заведениях и прочих. Стать базой для разработки и внедрения профилактических программ выгорания у педагогических работников.

Читать дальше
В современной психологии существует множество определений профессионального выгорания. Наиболее распространённым пониманием является рассмотрение его как стрессовой реакции в ответ на рабочие стрессоры (совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях, установках относительно работы и субъектов делового общения). Подводя итоги подходов к структуре профессионального выгорания отечественных и зарубежных авторов, мы выявили общую теоретическую модель профессионального выгорания, которая состоит из трех основных факторов:  Эмоциональное истощение: тревога и депрессия; переживание психотравмирующих обстоятельств; расширение сферы экономии эмоций; психосоматические и психовегетативные нарушения; эмоциональный дефицит.  Деперсонализация: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность; ценности; «загнанность в клетку»; эмоционально- нравственная дезориентация.  Редукция личных достижений: редукция профессиональных обязанностей; неудовлетворенность собой. Выявленная теоретическая модель структуры позволит способствовать в разработке рекомендаций для профилактики и снижению профессионального выгорания у педагогов подвергшихся ему. Профессиональное выгорание у педагогов представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения. Несмотря на относительную стабильность данного синдрома, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов», способны оказать существенное корректирующее воздействие. Стоит отметить, что у педагогов, выявлены ряд симптомов, которые указывают, на складывающиеся факторы эмоционального выгорания. Преобладающий фактор – истощение. Данные результаты необходимо использовать для организации психокоррекционной психопрофилактической работы. Результаты исследования методикой диагностики (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman). данного учреждения преобладающий способ соваладающего поведения указывают: планирование решения проблемы, принятие ответственности, самоконтроль и положительная переоценка. Однако, стоит учитывать, что переживание психотравмирующих ситуаций способствует конфронтации и не способствует положительной переоценке ситуации. Неудовлетворенность собой увеличивает проявление симптомов «Загнанности в клетку» и поиска социальной поддержки. Однако, переживание симптома «Загнанности в клетке» способствует проявлению планирования решения проблемы. Поведенческую стратегию «Личностная отстраненность» будут провоцировать такие симптомы эмоционального выгорания как - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и эмоциональный дефицит В качестве предложений для профилактики профессионального выгорания сотрудников организации в исследовательской работе мы выносим два направления: Выявление психологических конструктов успешного педагога способно обеспечить наиболее эффективный профессиональный отбор и психологическое сопровождение уже работающих специалистов. Профилактика профессионального стресса у педагогов обеспечит повышение результатов профессиональной деятельности. Необходимо привлечение более пристального внимания к данной проблеме: проведение соответствующих исследований, а также разработка и внедрение мер профилактики профессионального стресса у педагогов общеобразовательной школы. С целью эмоциональной разгрузки и пополнения ресурсов в подходе профилактики выгорания у педагогов должны быть предусмотрены занятия и мероприятия, повышающие значимость культурного и эстетического совершенствования как источника положительных эмоций высшего порядка Организационный подход представляет собой психогигиеническую и психопрофилактическую организацию труда педагогов. Его целью является обеспечение квалифицированного и своевременного выявления и диагностики предрасполагающих и начальных признаков выгорания, а также обеспечение возможностей их коррекции, терапии и восстановления эмоционального равновесия сотрудников. Индивидуально-личностный подход в системе технологий профилактики профессионального выгорания у сотрудников, имеет целью обеспечение личностной подготовленности, устойчивости к рабочим перегрузкам и научение самостоятельного их распознавания, устранения и предупреждения. Для этого требуется обучение навыкам самодиагностики, изучение вопросов соматизации эмоциональных переживаний и их распознавание, научение контролированию стрессов и навыкам эмоционально-мышечной релаксации, саморегуляции. Выдвигаемая гипотеза, где мы предположили, что выраженность профессионального выгорания сотрудников влияет на преобладающие копинг-стратегии и механизмы психологической защиты была полностью подтверждена
Читать дальше
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения. - Прайм-Еврознак, 2008. – 560 с. 2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / Барабанова М.В. - М.: Издательство МГУ, 2017. – 426 c. 3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / Бойко В.В. - М.: Информац. Изд. Дом Филин, 2016. – 256 с. 4. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: диссертация канд. псих. наук. - Ярославль, 2003. - 190с. 5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова - СПб.: Питер, 2018. – 442 c. 6. Воробьева М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дисс. … канд. педагогических наук. - Екатеринбург: Самарский государственный университет, 2008. - 23 с. 7. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / Гнездилов А.В. - СПб.: Издательство «Речь», 2017. – 162 с. 8. Доценко, О.Н. Эмоциональная направленность личности как фактор выгорания и удовлетворенности профессиональной деятельностью / О.Н. Доценко, А.А. Обознов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова [и др.]. – Курск: Курский государственный университет, 2008. – С. 107–113. 9. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Зборовская И.В. - Прикладная психология, 2018. – 262 c. 10. Зинченко Ю.П. Новые направления исследований в психологическом вузе//Теоретическая и экспериментальная психология, 2022., Т - 15, № 3, с. 28 – 41 11. Зыков А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников скорой помощи / А.В.Зыков, Е. Г. Крутых // Молодой ученый. - 2019.- №23. — с. 166-169. 12. Ильиных О. В. Социально-психологическая структура психического выгорания сотрудников милиции, общественной безопасности]: автореф. дис. канд. психол. наук / О. В. Ильиных.- Кострома- 2016- 21 с. 13. Исаева Е.Р., Редькина М.В. «Симптомокомплекс дезадаптации»: маркеры психологического неблагополучия на модели студентов–менеджеров // Материалы I Международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник: Сб. тезисов/ отв. ред. А.Ш. Тхостов. – Москва: МГУ, 2001. – с.128–131. 0,25/0,1 п.л. 14. Карнаухова А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации /А.О.Карнаухова // Молодой ученый.- 2017. - №1. - С. 393-399. 15. Кецко Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В.Кецко // Возрастная и педагогическая психология: сб. науч. тр. Вып. 7 / Бел. гос. пед. Ун-т им. М.Танка; редкол. Н.Т.Ерчак [и др.]; отв. ред. О.В.Белановская. O Мн.. - БГПУ - 2017. - с. 294-303 16. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души /Л.А. Китаев - Смык // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. -№2. - с.41-49 17. Лаврова О. С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения / Лаврова О. С. - Работник социальной службы, 2017. – 200 c. 18. Маслач К. Практикум по социальной психологии / Маслач К. – M., 2000. – 328 c. 19. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер- 2001. - 234 с. 20. Морозова Е. С. Профессиональное выгорание как состояние и процесс / Е.С. Морозова // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 276-279. 21. Орёл В. Е. К проблеме соотношения основных этапов профессионального становления личности / В. Е. Орёл // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.«Гуманитарные науки». - 2007.- № 4.- с. 34-36. 22. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / Орел В.Е. - Психологический журнал, 2001. – 233 c. 23. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал. -2017. -№1.- с. 24. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых А.М. Салогуб // Молодой ученый. -2014. -№5. -с. 459-461. 25. Слюсарева Е.С. / Е.С. Слюсарева, Е.В.Евмененко, Е.Л.Тинькова// Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учеб.-метод. пос. – Ставрополь. 2017. с.- 156. 26. Стебловская А.В. Теоретическое представление понятия «Синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе А.В. Стебловская // ИСОМ. - 2017. - №S1. 27. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Трунов Д. - М.: Издательство МГУ, 2018. – 223 c. 28. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий). Дис. канд. психол. наук. / Умняшкина С.В. - Томск, 2021. – 419 c. 29. Феофанов В. Н. Синдром выгорания и педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья / В.Н. Феофанов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Рос. гос. социал. ун-т". - Москва: Перспектива, 2011. - 83 с. 30. Langle A. Burnout-Existentional meaning and Possibilities of Prevention // European Psychotherapy. 2004. Vol. 4. № 1. ф
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
-
Количество страниц:
70
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление качеством
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Органы исполнительной власти субъектов РФ как субъекты административного права
Количество страниц:
25
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image