Введение 2
1. Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта 4
1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности 4
1.2 Определение эмоционального интеллекта 8
1.3 Развитие эмоционального интеллекта 11
2 Эмоции и способы управления ими 13
2.1 Понятие эмоций, их формы и функции 13
2.2 Консультирование при эмоциональных проблемах 20
2.3 Методы управления эмоциями 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Читать дальше
Интеллект можно интуитивно определить как эффективность умственной деятельности в определенных поведенческих задачах. Некоторые психологи до сих пор считают, что интеллект является ключом к успеху человека. Однако многие современные исследователи считают, что способность приспосабливаться к окружающей среде является важнейшим признаком человеческого интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять своими и чужими эмоциями, намерениями, мотивами и желаниями. Эти навыки помогут решать реальные проблемы и достигать жизненных и рабочих целей. Люди с развитым эмоциональным интеллектом способны договариваться с окружающими, принимать решения и адекватно реагировать на негативные ситуации.
Через наши эмоции мы реагируем на события, слова и ситуации. Если их не понять, происходящее искажается. Результатом является невротизм, апатия и другие депрессивные состояния. В то же время депрессия не проходит быстро. У 15-39% людей она длится более года.
Эмоциональные проблемы в современной общей психологии разработаны гораздо сильнее, чем в других областях психологии. Кроме того, сейчас ожидается приближение эмоционально-психологического кризиса. В психологии эмоций больше нерешенных проблем, чем разработанных и решенных.
Актуальность исследования эмоционального интеллекта как одного из древнейших, сложных и неоднозначных в психологии связана с вопросами о соотношении мыслей и эмоций. Эмоциональный интеллект является важной стороной когнитивных способностей человека. В связи с изменениями способов межличностного общения, меняется и эмоциональная составляющая человеческого контакта. Общение становится все более опосредовано знаками и символами, а каналом передачи выступают технические устройства. Это искажает содержание речи, а также глубину переживаний, которые мы стараемся передать при диалоге.
При этом, наблюдается недостаточная изученность этого феномена, с точки зрения детерминант его развития и включенности в профиль каждой профессиональной группы.
Своеобразие проблемы, связанной с анализом соотношения чувства и мысли, заключается в отсутствии ясного представления о месте чувства в мышлении. Различные исторические этапы привели к различному пониманию роли эмоций в мышлении, взаимодействия между эмоциями и когнитивными процессами и их взаимного влияния.
Целью данной работы является изучение эмоционального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «эмоциональный интеллект»
2. Изучить понятие эмоции.
3. Изучить формы и функции эмоций.
4. Изучить методы управления эмоциями.
Объектом исследования выступает эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - эмоциональный интеллект и эмоции.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена работами, посвященными исследованию эмоционального интеллекта как феномена современной психологии (Андреева И.Н., Люсин Д.В. и др.).
Структура работы: введение, 2 главы основного текста, заключение и список использованной литературы.
Читать дальше
1. Андреева И.Н - Предпосылки развития эмоционального интеллекта: Вопросы психологии 2018. – С. 128-131.
2. Андреева И.Н. - О становлении понятия «Эмоциональный интеллект»: Вопросы психологии. 2018. – 388 с.
3. Брахвани Г. - Важнее, чем IQ. EQ: эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который дает эффективность в любом деле (текст): Г.Брахвани СПБ, «Прайм-Еврознак», 2019. – 224 с.
4. Бреслав Г.М. - Психология эмоций: Г.М.Бреслав. - М.: Академия, 2019. – С. 32-36.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2019. – 288 с.
6. Гуревич К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. - М.: Высшая школа, 2019. – 124 с.
7. Гуськова А.В - К вопросу об эмоциональном интеллекте: Вопросы психологии 2018. – С. 52-71.
8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: МГУ, 2019. –
9. Ильин Е.П. - Эмоции и чувства.: 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2018. – 752 с.
10. Комарова А.И. - Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития: Вестник МГОУ. серия Психологические науки. 2018. – С.29-39.
11. ЛюсинД.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004. – С. 6.
12. Муздыбаев Е. Психология ответственности. - Л.: Наука, 2019. – 238.
Читать дальше