Определения, обозначения и сокращения 2 Введение 3 Глава 1 Характеристика и особенности подросткового возраста 6 1.1 Подходы к изучению подросткового возраста 6 1.2 Психологические новообразования подросткового возраста 11 Глава 2 Понятие психологической защиты и акцентуаций характера 18 2.1 Механизмы и функции психологической защиты 18 2.2 Виды психологической защиты 20 2.3 Акцентуации характера и их классификация 23 Глава 3 Эмпирическое исследование взаимосвязи механизмов психологической защиты с видами акцентуаций характера у подростков 32 3.1 Организация и методы исследования 32 3.2 Анализ и интерпретация результатов 36 Заключение 44 Библиографический список 46

Взаимосвязь механизмов психологической защиты с видами акцентуации характера у подростков

дипломная работа
Психология
47 страниц
60% уникальность
2022 год
30 просмотров
Виноградова О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Определения, обозначения и сокращения 2 Введение 3 Глава 1 Характеристика и особенности подросткового возраста 6 1.1 Подходы к изучению подросткового возраста 6 1.2 Психологические новообразования подросткового возраста 11 Глава 2 Понятие психологической защиты и акцентуаций характера 18 2.1 Механизмы и функции психологической защиты 18 2.2 Виды психологической защиты 20 2.3 Акцентуации характера и их классификация 23 Глава 3 Эмпирическое исследование взаимосвязи механизмов психологической защиты с видами акцентуаций характера у подростков 32 3.1 Организация и методы исследования 32 3.2 Анализ и интерпретация результатов 36 Заключение 44 Библиографический список 46
Читать дальше
В современном обществе на человека оказывает воздействие множество разнообразных факторов, в том числе вызывающих дискомфорт, травмирующих и дестабилизирующих личность. В этих условиях становится важным, сохраняя целостность своего «я», суметь быстро и безболезненно адаптироваться к меняющимся социальным условиям. В связи с этим исследование защитного поведения приобретает особую значимость. Функциональное значение психологической защиты состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с окружающим. Психологическая защита выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что именно в подростковом возрасте происходит формирование идентичности, создание целостного «я», т.е., в этот период завершается формирование личности.


Почему проще заказать написание реферата по управлению качеством, чем делать это самому? Реферат не самая важная студенческая работа, как правило его нужно сдать "для галочки". Так зачем тратить время на его написание, если можно обратиться к профессионалам из Work5? Мы выполним реферат на любую тему по самым низким ценам.


А поскольку в этот же период у подростков происходят значительные изменения в гормональном статусе, это сильно влияет на эмоциональную сферу в целом и, в частности, на характерологические особенности. Эмоциональное состояние нестабильно, часто наблюдается резкая смена настроения. Подростки в этот период, без видимых причин могут переходить с крика на слезы, процессы возбуждения резко могут сменяться процессами торможения. Кроме того, подростки могут быть подвержены депрессивному состоянию и при этом они способны совершать импульсивные поступки. Именно поэтому им необходимо повышенное внимание окружающих, субъективно воспринимаемых значимыми, поскольку присущая им импульсивность может носить необратимый характер. В характерологических проявлениях процессы возбуждения могут резко сменяться процессами торможения и наоборот. Очень часто эти процессы становятся неконтролируемыми и, вследствие этого подростки становятся трудноуправляемыми. От всего этого они сами испытывают дискомфорт. В результате этого меняется поведение подростка от обособленности, замкнутости, депрессивных проявлений до тенденций к агрессивному поведению, в том числе аутоагрессии. Именно поэтому, с целью стабилизации личностно – характерологического состояния подростков особую актуальность приобретает психологическая защита и ее взаимосвязь с видами акцентуаций характера у подростков. Учитывая изложенное, были поставлены цель и задачи исследования. Цель: определить взаимосвязь механизмов психологической защиты с видами акцентуации характера у подростков Задачи: 1. Проанализировать представления о психологической защите и акцентуациях характера 2. Подобрать методы исследования защитных механизмов и акцентуаций характера 3. Провести исследование защитных механизмов и акцентуаций характера у подростков Предмет исследования: механизмы психологической защиты и акцентуации характера у подростков. Объект исследования: группа подростков мужского пола, в количестве 30 человек, проживающих на территории города Новосибирска. Гипотеза: механизмы психологической защиты у подростков имеют выраженную зависимость от акцентуации характера Для достижения цели и задач исследования, в настоящей работе были применены следующие методы: 1. Опросник Леонгарда – Шмишека для определения акцентуаций характера. 2. Тест Патохарактерологический диагностический опросник Личко. 3. Тест «Индекс жизненного стиля» Плутчика – Келлермана для выявления преобладающих защитных механизмов. Выбор данных методов обусловлен максимальной возможностью охвата исследуемых процессов, а также высоким уровнем достоверности данных методов, то есть, выбранные методы обеспечены способностью защищать информацию от мотивационных искажений. Теоретическая ценность данного исследования заключается в том, что при обнаружении взаимосвязей механизмов психологической защиты с видами акцентуации характера у подростков при дальнейшем исследовании данной проблематики можно исследовать влияние гендерной составляющей на данные взаимосвязи. Практическая значимость. Результаты данного исследования можно применять при консультационной и психотерапевтической работе с подростками и их родителями. Также результаты могут быть применены социально-психологическими службами учебных заведений с целью профилактики противоправных действий и подростковой преступности. Данные результаты также могут быть применены в спортивных школах и использованы при формировании спортивных команд с учетом психологических особенностей подростков.

Читать дальше
В заключении, можно сказать, что подростковый возраст - это переходный возраст, ему характерен переход от состояния детства к взрослой жизни, от незрелого возраста к зрелому. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека. Несмотря на некоторые разногласия в зарубежных и отечественных исследованиях данного возрастного периода, все подходы сводятся к тому, что подростковый период знаменует собой переход от детства к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Для подросткового периода характерны такие новообразования, как чувство взрослости, формирование «Я-концепции», интимно-личностное общение как ведущая деятельность, развитие рефлексии и самоидентификации. С целью обеспечения себя внутренним комфортом, защиты себя от негативных переживаний и психологических травм, человеческая психика имеет механизмы психологической защиты. Целью психологической защиты является ослабление или снятие психического напряжения, разрешение внутриличностного конфликта, возникшего из-за противоречий между импульсом бессознательного и требованием внешней среды. Предохраняющие психику механизмы всегда неосознанны. Человек их активирует случайно, часто не понимая смысла своих поступков. Говоря о возможных теориях акцентуаций, следует сказать, что существует две распространенных теории акцентуаций – классификация по К. Леонгарду и классификация по А.Е. Личко. Обе эти классификации близки по содержанию и дополняют друг друга. Если акцентуация характера диагностирована, то это нельзя расценивать как признак отклонения от нормы. Это не патология, а пограничное состояние психики или крайний вариант нормы. В результате проведенного эмпирического исследования обнаружена прямая корреляционная зависимость между акцентуациями гиперстенического регистра и типами психологической защиты, такими как интеллектуализация и реактивные образования. То есть, повышение значений степени выраженности акцентуаций у подростков по шкалам гиперстенического регистра неосознанно запускает повышение напряжения психологических защит, таких, как интеллектуализация и реактивные образования. Также была обнаружена прямая корреляционная зависимость между акцентуациями гипостенического регистра и типами психологической защиты, такими как компенсация и регрессия. То есть, повышение уровня акцентуации по шкалам гипостенического регистра у подростков приводит к неосознанному повышению напряжения психологических защит, таких как компенсация и регрессия. Таким образом, гипотеза, выдвинута в данном исследовании: «Механизмы психологической защиты у подростков имеют выраженную зависимость от акцентуации характера» подтверждена результатами исследования. Результаты данного исследования могут быть применены при индивидуальной и групповой психотерапевтической и психокоррекционной работе с подростками, переживающими кризис подросткового возраста. На основе данного исследования могут быть разработаны программы помощи подросткам с целью сохранения их психического и физического здоровья. Также полученные данные могут учитываться в психологических службах учебных заведений, с целью профилактики суицидальных тенденций.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург.: Клан, 1998. - 440 с. 2. Бодалев А.А. В мире подростка / А.А. Бодалев. - М.: ТрансЛит, 1982. - 340 с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Флинта, 1968. - 300 с. 4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / - М.: ТрансЛит, 1979. - 120 с. 5. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Флинта, 1979. - 230 с. 6. Волков Б.А. Психология подростка / Б.А. Волков. - М.: АСВ, 2009. - 330 с. 7. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. В 6 т. / Л.С. Выготский - М.: ИЛЕКСА, 1984. - Т. 4. - 660 с. 8. Выготский, Л. С. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1982. — 455 с. 9. Геращенко, М. А. О важности развития рефлексии в подростковом возрасте / Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). – 395 с. 10. Григорьева Т. Г. «Основы конструктивного общения. Практикум.» - Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1997г. – 114 с. 11. Дольто Ф. А. На стороне подростка / Ф.А. Дольто. - Прага.: Рама Паблишинг., 2010. - 540 с. 12. Дубровина И. В. Развитие и укрепление «чувства взрослости» // Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 394 с. 13. Жинот Х. Родители и подросток / Х.А. Жинот. - К.: Интерпроф, 1997, 302с. 14. Казанская В.Ф. Подросток. Социальная адаптация / В.Ф. Казанская. - М.: АСВ, - 201. - 330 с. 15. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций // «Айрис-пресс». Серия: Высшее образование, 2005 – 239 с. 16. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. - М., 1991 - 174 с. 17. Краковский А.П. О подростках / А.П. Краковский - М.: ДРОФА, 1970. - 250 с. 18. Крутецкий В.А Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Оникс, 1965. - 430 с. 19. Кэмбел Р.Р. Воспитание в общении / Р.Р. Кэмбел. Пер. Н.А. Будина - К.: Мирт., 2000. - 320 с. 20. Кэмбел Р.Р. Как любить своего подростка / Р.Р. Кэмбел, Г.А. Чемппен. Пер. Н.А. Будина - К.: Мирт., 1998. - 240 с. 21. Кэмбел Р.Р. Пять путей к сердцу ребёнка / Р.Р. Кэмбел, Г.А. Чемппен. Пер. Н.А. Будина - К.: Мирт., 1997. - 320 с. 22. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание — М.: Наука, 1980. — 360 с. 23. Леонгард, Карл // Акцентуированные личности - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 446 с. 24. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — СПб.: Речь, 2009. – 255 с. 25. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе — М.: Класс, 1998. — 480 с. 26. Максимов М. А. Не только любовь / М. А. Максимов - М.: Златоуст, 1992. - 410 с. 27. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988 – 285 с. 28. Немов Р.С. Психология.: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 520 с. 29. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1996 – 374 с. 30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 460 с. 31. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — М., Изд-во Акад. наук СССР, 1951. Т.3. Кн. 2. – 438 с. 32. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. / - М.: Просвещение, 1980. - 420 с. 33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994 – 659 с. 34. Пономарев, Я. А. Психология творчества / — М.: Наука, 1976. — 304 с. 35. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан - К.: Школяр, 1997. - 187 с. 36. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Б. С. Волков. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 511 с. 37. Райс Ф. А. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. А. Райс - СПб.: Издательство “Питер”, 2012 - 440 с. 38. Ремшмидт Х.М. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / М.: Просвещение, 1994 - 520 с. 39. Рубинштейн С. Учение о характере // Основы общей психологии. — Питер, 2017. — 622 с. 40. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир /— СПб.: Питер, 2003. — 512 с. 41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /— СПб.: Питер, 2002. — 720 с. 42. Самарин Н.С. Мир детства: Подросток / Н.С. Самарин - М.: Просвещение, 1982. - 450 с. 43. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000 – 395 с. 44. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996 – 192 с. 45. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Просвещение, 1987. - 270 с. 46. Флэйк-Хобсон К.М Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К.М. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П.Е. Скин. - М.: Образование, 1992 - 600 с. 47. Фомин А.Я. Проблема развития воли. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 104 с. 48. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет / З. Фрейд - Тбилиси: Квирис Палитра, 1991- 600 с. 49. Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. – 605 с. 50. Фрейд З. Ошибочные действия // Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — Москва: Азбука, 2006. – 522 с. 51. Фролов Ю.И. Психология подростка / Ю.И. Фролов. - М.: Ребус, 1997. - 526 с. 52. Хьелл Л.М Теории личности / Л.М. Хьелл, Д.А Зиглер, - СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 608 с. 53. Цукерман, Г. А. // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1. – 80 с. 54. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., Логос 2018. – 320с. 55. Шпрангер Э. Психология юности. - М.-Л., 1931 – 193 с. 56. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия и ее проблемы /— М.: 1975. – 798 с. 57. Экман П. А. Почему дети лгут? / М.: Образование, 1993. - 230 с. 58. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Ред. сост. Ю. И. Фролов. М., 1997 – 360 с. 59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996 – 344 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Сравнительный анализ медиаполитики Российской Федерации и Испании
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
курсовая работа
метод принуждения в государственном управлении
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
дипломная работа
«Анализ и совершенствование системы управления сферой культуры и досуга муниципального образования (на примере МАУК «ПАРКИ КРАСНОГОРСКА»)
Количество страниц:
50
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image