ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ПРОВИНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ 5 1.1 Сущность понятия «провинция»: историографический комментарий 5 1.2 Характеристика этнических групп Воронежского края 9 Выводы по главе 1 12 ГЛАВА 2 ПАДЕЖНЫЙ ТЕКСТ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕ.. 13 2.1 Описание падежного корпуса текстов Липецкой области 13 2.2 Воронежский текст в творчестве русских писателей 16 2.3 Провинциальный экстратекст русской литературы 19 Выводы по главе 2 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 Список литературы 28

Провинция в русской лингвокультуре на материалах Липецкой и Воронежской области»

курсовая работа
Языкознание
30 страниц
75% уникальность
2022 год
23 просмотров
Скоробогатов А.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ПРОВИНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ 5 1.1 Сущность понятия «провинция»: историографический комментарий 5 1.2 Характеристика этнических групп Воронежского края 9 Выводы по главе 1 12 ГЛАВА 2 ПАДЕЖНЫЙ ТЕКСТ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕ.. 13 2.1 Описание падежного корпуса текстов Липецкой области 13 2.2 Воронежский текст в творчестве русских писателей 16 2.3 Провинциальный экстратекст русской литературы 19 Выводы по главе 2 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 Список литературы 28
Читать дальше
В последние годы оформилась и приобрела дисциплинарный статус лингвокультурология – наука, сформировавшаяся на стыке языкознания, культурологии, философии, социологии. Предмет ее исследования – познание взаимосвязи языка и культуры, «изучение этого сочетания ощущений как единой системной целостности». К вопросу о том, что общего между языком и культурой, Э. Сепир, американский лингвист и культуролог начала ХХ века, отвечает: во-первых, и речь, и культура требуют концептуального отбора; во-вторых, и языки, и культуры редко бывают самодостаточны, «сгусток культуры» – концепт.


Сложная курсовая на заказ в Иркутске ? Легко для Work5.


Это определение показывает все эмоциональное содержание концепта, актуальное при наличии такого эмоционально насыщенного «сгустка культуры», как «провинция». Актуальность исследования. Изучение концепта «провинция» позволяет определить языковые навыки, накопление русской языковой культуры в процессе осмысления в пространстве своего обитания. Понятие «провинция» особенно актуально для России, на территории крупнейшего в мире государства, всего пространства, которое, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, является провинцией, поэтому познание данного феномена – это самопознание, зафиксированное письменно, содержащее сведения о народе. Работа актуальна в настоящее время в исследованиях проблем языкового самосознания. Обращение к XVIII веку актуально в связи с возрождением в современной науке интереса к лингвокультурной ситуации этого века. Объект исследования – понятие «провинция» как лингвокультурный феномен. Предмет исследования – изменение семантики концепта «провинция» на материале Липецкой и Воронежской областей. Цель исследования – комплексный анализ процессов становления и развития концепта «провинция» в русской лингвокультуре. Для достижения цели исследования были поставлены задачи: 1) дать определение и историографический комментарий слову «провинция»; 2) охарактеризовать состав этнических групп воронежской и Липецкой областей; 3) дать описание корпусам текстов Воронежской и Липецкой области; 4) представить провинциальный экстратекст русской литературы; 5) выявить модели концепта «провинция» в русской лингвокультуре. Исследователи, занимающиеся проблемами «провинции» как социокультурного пространства, исследуют ее с философских позиций, замыкая ритм и образ жизни провинциалов (А. С. Ахиезер, Н. И. Воронина, Л.О. Зайонц, Н.М. Инюшкин, Б. Ю. Каганский), Э. И. Кириченко и Е.Г. Щеболева, Е. А. Сайко, М. В. Строганов, И. В. Чванов, М. Н. Эпштейн и др.). Методы исследования. Основным методом изучения концепта «провинция» является комплексный лингвокультурологический анализ. В работе также используются сравнительный и описательный методы в сочетании с компонентным анализом. Большое внимание было уделено новому подходу, так как понятие «провинция», на наш взгляд, является результатом индивидуальных изменений в Российском государстве. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В процессе исследования был осуществлен комплексный анализ процессов становления и развития концепта «провинция» в русской лингвокультуре. Для достижения цели исследования был выполнен ряд задач: 1) дано определение понятию «провинция» в контексте историографии 2) охарактеризован состав этнических групп воронежской и Липецкой областей 3) дано описание корпусам текстов Воронежской и Липецкой области 4) представлен провинциальный экстратекст русской литературы 5) выявлены модели концепта «провинция» в русской лингвокультуре. Представленное исследование позволило выявить часть корпуса прецедентных текстов региональной направленности, относящихся к конкретному региону России – Липецкой области. Произведения русских писателей о Липецком крае («Жизнь Арсеньева», «Над городом», «Подснежник», «Поздний час» И. А. Бунина, «Русь» Е. И. Замятина, «Кащейская цепь» И. М. М. Пришвина, «Золотая роза» К. Г. Паустовского, «Пушкин» Ю. Н. Тынянова и др.) являются составными частями провинциального (липецкого) текста русской литературы. В ядерном концепте выявленных текстов представлен концепт провинциального города (представитель областных топонимов Липецк, Елец и др., нарицательные город и др.). Важным признаком, реализуемым концепцией провинциального города, является «патриархальность», т. е. «такой, как в старину, верный старым традициям, чуждый новой культуре». Это значение реализуется с помощью лексем старый, наследственный, повторяемый, повторяемый, неизменный и др.). Околоядерным концептом этого внетекста является покой (представители лексем, однокоренных со словом покой, а также пустой, безлюдный, необитаемый, стационарный и др.). В число периферийных понятий Губернского (Липецкого) текста могут входить церковь (представители церкви, храм, собор, монастырь, колокольня, монастырь и т. представители, тюрьма, тюремная коллегия, опекун и др.). Выделенные концепты не охватывают в полной мере смысловую сферу губернского (липецкого) экстратекста, полное описание которого представляет собой перспективу дальнейшего исследования. Изучение региональных падежных текстов, образующих экстратекст, является одним из перспективных направлений современной лингвистики, позволяющим рассматривать языковые факты в тесной связи с культурой носителей языка. Методика исследования прецедентных текстов, относящихся к конкретному региону, может быть использована для изучения прецедентных текстов других регионов, например Чечни, которая описана в произведениях многих известных российских писателей. В современном мире очень остро стоит проблема национальной, культурной и гражданской идентичности, основным средством сохранения которой является язык народа и созданная на его основе литература. Литература, связанная с родным краем, через понятие малой родины и его составляющие (тексты региональной направленности, Губернский текст русской литературы, региональные топонимы и антропонимы и др.) поможет современным носителям языка и культуры ощутить свою причастность к большой Родине, ее языку и культуре и тем самым сохранить свою национальную, культурную и гражданскую идентичность, стать устойчивыми к глобальным внешним угрозам национальной безопасности.
Читать дальше
1. Бартелд Ф. Обнаружение вариантов написания в нестандартных текстах. 15-я конференция Европейского отделения Ассоциации компьютерной лингвистики, EACL Proceedings of the Student Research Workshop. - 2017 С. 11–22 2. Булгаков С. Н. Тихие думы. – Москва: Республика, 1996. – 511с. 3. Гончарова Т. В. Липецкий православный текст: лингвокультурологический аспект (на материале романа Г. Рязанцева-Седогина «Становящийся смысл») / Т. В. Гончарова // ФИЛОLOGOS. — 2019. Выпуск 1(40). С. 12–19 4. Градовский А. Д. История местного управления в России. Т. I: Уезд Московского государства. СПб, 1868. – С. 359–360 5. Данилевская Н. В. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. Н. М. Кожиной. – Москва: Кремень: Наука, 2003. – 1394 с. 6. Зайонц Л.О. История понятия и слова провинция в русской культуре // Russian Literature, LIII-II/III, 2003 – 329с. 7. Зайонц О.Л. Русский провинциальный “миф” (к проблеме культурной типологии) //Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты. М., 2004. – С. 427–456 8. Захаренко И. В., Красных В.В., Гудков Д. Б. Российское культурное пространство. – Москва: Гнозис, 2004. – С.133-141 9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – Москва: Наука, 1987. – 363с. 10. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В. Ассоциативный словарь русского языка. Москва: анализ идентичностей и поведения в тексте. Образовательные исследования, 40 (3), 2003. – С.137–166 11. Кубрякова Е. С. (1994). Парадигмы научного знания в языкознании и их современное состояние. – М.: Известия РАН, 1994, 53, 2.– С. 3–15 12. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (Опыт парадигмального анализа). Язык и наука конца 20 века. Москва: Институт языкознания РАН, 1995 13. Мрочек-Дроздовский П. Областное управление России XVIII века до учреждения о губерниях 7 ноября 1775 года. – М.: 1876. – С.18 14. Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты. – СПб. 1853. – С. 112 15. Онг Вашингтон. Использование жанровой инструкции по письму для обучения письму литературной критики. Интернет-журнал языковых исследований GEMA, 16 (1), 2016. – С. 35–48 16. Попова Е. А. Человек как фундаментальная ценность современного языкознания. Филология, 2002, 3. – С. 69–77 17. Попова Е. А. Тематические тексты региональной направленности на уроках русского языка. Известия Воронежского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки», «Гуманитарные науки», 1 (266), 2005. - С. 218–220 18. Принслу Додж., Ботма, Т.Дж.Д. Хайд, У. Прямое руководство пользователя в электронных словарях для текстового производства и приема текста - Вербальный родственник в Сепеди в качестве примера. ЛЕКСИКОС, 2017. № 27. – С. 403–426 19. Путинцев А. М. Пища и напитки в верховом цуканском селе // Народный побыт. Воронеж, 1927. Вып. 1. – С. 44 20. Смирнов Н. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху. С.-Пб.,1910. – С. 97 21. Телия В. Н., Графова Т. А. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы выразительности. Москва: Наука, 1991. – 214с. 22. Татищев В. Н. Лексикон Российский исторический, географический и гражданский. Т. I. СПб., 1793. – С. 96 23. Татищев И. Полный французско-русский словарь, сочиненный по пятому изданию словаря Академии Французской. Т. 3. СПб., 1824. - С. 1229 24. Словарь русского языка: в 4 томах / Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. - 4-е издание, стереотипное. - Москва: Русский язык: Полиграфресурсы, 1999 25. Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств (Далее — АКНМ ВГАИ). Описи аудиоматериалов (далее — ОА). Ед. хр. 772. № 2, 11; 762. № 5—6; 710. № 9, 62; 706. № 16—17; 714. № 18; Экспедиционные отчеты (далее — ЭО). Ед. хр. 109. № 5 26. Архив учебно-научной лаборатории “Этнография Центрально-Черноземных областей России” при Воронежском государственном университете. Ед. хр. № 5. Л. 2. 27. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1882. Т. 4. - С. 575. 28. Эртнер Е. Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX — начала XX века: автореф. дис. … докт. филол. наук / Е. Н. Эртнер. — Екатеринбург, 2005 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cheloveknauka.com/fenomenologiya-provintsiiv-russkoy-proze-kontsa-xix-nachala-xx-veka#ixzz628N8DqJU (дата обращения 27.06.2022) 29. Джозеф К., Вей В., Бениньи М., Карли К.М. (2016). Социально-событийный подход к настроению. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.casos.cs.cmu.edu/projects/projects/social_event_based.php (дата обращения 27.06.2022) 30. Науменко Л. И. (2003). Идентичность этническая. Социология: Энциклопедия. [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/739/identichnost-etnicheskaya.htm (дата обращения 27.06.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Целевая аудитория в коммуникационной кампании.
Количество страниц:
50
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
СМИ в мессенджере Tеlеgram
Количество страниц:
20
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория и практика СМИ
курсовая работа
Славянизмы в творчестве В.В. Маяковского"
Количество страниц:
20
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Русская литература
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image