Аннотация 3
Глоссарий 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы особенностей семейных отношений подростков 7
1.1. Понятие «семейные отношения» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 11
1.3. Характеристика семейных отношений подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных отношений подростков 19
2.1. Организация, методы исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования 21
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Читать дальше
В ходе работы рассмотрена проблема семейных отношений подростков. Данная проблема занимает в ряду других проблем, связанных с темой курсовой работы и позволяет утверждать, что психологическими причинами семейных конфликтов являются: дисгармоничный тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностные факторы
Изучение литературы по исследуемой проблеме показало Отношение к семье – это сложное в структурном отношении явление, включающее в себя не только актуальную, проявляющуюся в деятельности позицию личности к семье – личностные ценностные предпочтения к семье, которые задают направленность и мотивированность всей человеческой жизни, но и потенциальную (внутреннюю) – потребности, интересы, посредством которых и происходит оценивание, т.е. выявление значимости семьи для отдельной личности или общества в целом. Содержание понятия «внутрисемейные отношения» в психолого–педагогической литературе однозначно не определено. Во–первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во–вторых, эти отношения понимают, как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально–психологические закономерности межличностных отношений. Внутрисемейные отношения к семье рассматривается также как интегративно–личностное и социально–психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющие психологическую готовность к семье и браку, а также определенных знаний и умений.
Проведенные наблюдения свидетельствуют, что развитие подростка неразрывно связано с реалиями семейной жизни, с внутрисемейной атмосферой, с психологическим принятием родителями и эмоциональным фоном семьи. Несомненно, внутрисемейные отношения взаимосвязаны со становлением личностных параметров подростков. Очевидным (непременным) условием во внутрисемейных отношениях родителей со взрослыми детьми должны быть искренние, истинные чувства (и позитивные и негативные), безусловное принятие своего ребенка, а также диадическое сотрудничество. В общении отца и матери с подростком, несомненно, важным является эмоциональное принятие подростка и взаимное уважение. Доверительные отношения способствуют тому, что подросток в родителях видит авторитет и с их мнением считается при выборе решений в трудных ситуациях. Такое отношение возможно лишь в том случае, когда родители будут открыты своему ребенку. Открытость, эмпатия, способность воспринимать эмоциональное состояние, сочувствие – должны быть взаимны, только тогда возможно становление активной жизненной позиции подростка и адекватное формирование образа Я.
Выводы, которые сделаны в результате проведенного исследования: существует связь между типами семейного воспитания и внутрисемейных отношений.
Пути практического применения результатов исследования в области рассматриваемой темы: результаты могут быть использованы практическими психологами в коррекции родительских отношений между родителями и подростками.
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М: Просвещение, 2014. – 230 с.
2. Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки [Текст] / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. – М.: Смысл, 2012. – С. 2–61.
3. Барышников, Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] / Е.Н. Барышников – СПб.: СПб АППО, 2015. 120 с.
4. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Книга, 2015. – 364 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.
6. Безрукова, О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов [Текст] /О.Н. Безрукова // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2015. – 167 с.
7. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2012. – 144 с.
8. Геворкян, Т.В. Подростки и родители о семье как ценности [Текст]/ Т.В. Геворкян // Современные проблемы воспитания. – 2019 – № 1. С.6–23.
9. Лидерс, А.Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «Глазами подростка» и «Глазами родителя» [Текст]/ А.Г. Лидерс // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико – биологические науки, 2018 – № 2. С.7–36.
10. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования [Текст]/ В.С. Мерлин. – Пермь, 2016. – 190 с.
11. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: Изд–во «Ин–т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 151 с.
12. Матвеева, М.А. Проблема детско–родительских отношений в современной психолого–педагогической литературе [Текст] / М.А. Матвеева // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 10–2. – С. 141–144.
13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование: МГППУ, 2016. – 460 с.
14. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильмтеста» Рене Жиля [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 55–62.
15. Рубинштейн, С.Л. Сознание человека [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2016. – 125 с.
16. Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 5–13.
17. Столин, В.В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В.Столин, Е.Т.Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. М.: Просвещение, 2015. – 145 с.
18. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010 – 464 с.
19. Эйдемиллер, Э.Г. Детско–родительские отношения в подростковом возрасте [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито–Центр, 2013. – 136 с.
Читать дальше