Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации досуга 4
1.1 Основные компоненты досуговой деятельности 4
1.2 Технология досуговой деятельности 7
1.3 Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности 9
Глава 2. Особенности организации досуга в России и за рубежом 13
2.1 Досуг в России с древности до современного времени 13
2.2 Зарубежный опыт организации досуговой деятельности 17
2.3 Проблемы организации досуговой деятельности и пути их решения
21
Заключение 24
Библиографический список 26
Читать дальше
Изучение теоретических основ организации досуговой деятельности позволяет сформулировать следующие выводы. Компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Активное взаимодействие субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному развитию. Технология досуговой деятельности преобразует элементы мысли в конструкции, которые осуществляются в действии, материале, приобретая определенные формы и содержание. Основная цель технологического процесса – максимальное удовлетворение разнообразных досуговых запросов населения. Досуговый менеджмент и маркетинг не только используют разнообразные способы и приемы, характерные в целом для экономической сферы, но и имеют свои отличительные особенности: определяются многообразием рекреационных потребностей и ожиданиями людей; для анализа обстановки активно привлекается социальный маркетинг и т.п.
В работе рассмотрены формы организации досуга в разные времена и у разных сословий российского общества, которые заметно различались, так как на их формирование влияли условия жизни и труда, образованность граждан и их культурные потребности. Например, в период каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. В дальнейшем выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Изменения политического строя в России каждый раз оказывали заметное влияние на сферу досуга, создавались новые формы учреждений культуры.
Относительно зарубежного опыта стоит отметить, что в древние времена места массового проведения досуга были священными и обрядовыми. В античной Греции и Древнем Риме появлялись открытые театры, развивались храмы. Сейчас особую популярность приобретают молодежные центры, например в Японии – молодежные центры, за пределами городской черты, решают проблему отдыха развлекательного характера; в пределах черты города центры выполняют еще и просветительские, обучающие функции (общественный центр и дом молодежи в г. Титибу). Во многих городах США, Канады, Англии молодежные центры расположены при университетах, являясь составной частью университетских комплексов.
Основными проблемами развития культуры досуга в России являются: недостаточное количество учреждений, отвечающих требованиям и веяниям современности; асоциальность молодежи; разрушение традиционных норм и ценностей; падение общего уровня культуры молодежи; деградация общества; замещение созидания потреблением; смена приоритетов нескольких поколений; распространение элементов упрощенной массовой культуры.
Накопленный теоретический и практический опыт создания учреждений досуга для молодежи богат и актуален для дальнейших научных разработок.
Также молодежные центры могут послужить площадкой для различного рода лекций, тренингов и мастер-классов, различной направленности и для различных возрастных групп молодежи. При насыщении функциями многофункционального молодежного центра встает вопрос и формировании сети молодежных центров в городе, где молодежь с окраин города смогла бы беспрепятственно получать те же знания и умения, не направляясь в город и не тратя много времени на дорогу.
Читать дальше
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова. – М., 2016. - 150 с.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга: учеб.пособие / Л.А. Акимова. – М., 2003. - 320 с.
3. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. – М., 2011. - 189 с.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М., 2018. - 240 с.
5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / А.Д. Жарков. – М., 2002. - с. 341 с.
6. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б. Зацепина. – М., 2014. - 145 с.
7. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., 2015. - 647 с.
8. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (1945 – 1985) / Е.М. Клюско. – М., 2019. - 412 с.
9. Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: курс лекций / Ю.Д. Красильников. – М., 2012. - 124 с.
10. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций / сост. С.Н. Грушкина. – М., 2013.
11. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга / Ю.А. Стрельцов.– М., 2002.
12. Кыров, А.В. Молодежные досуговые площадки города как форма организации свободного времени / А.В. Кыров // Общество. Наука. Инновации. - Вятский государственный университет. 2018. - С. 1367-1373.
13. Сидорова, В.В., Мосякин Д.С. О необходимости формирования структуры сети многофункциональных молодежных центров / В.В. Сидорова, Д.С. Мосякин // Вестник ЮУрГУ. . – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 5–11.
Читать дальше