ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………… 5 1.1. Подходы к изучению лидерства в психолого-педагогической литературе 1.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте…….. 8 1.3. Проявление лидерства в подростковом возрасте……………….. 12 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………… 19 2.1. Организация и методы исследования лидерских качеств подростков 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования лидерских качеств подростков…………………………………………. 21 2.3. Описание программы тренинга по развитию лидерских качеств подростков…………………………………………………………. …… 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 37 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 42  

Проблема лидерства в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
40 страниц
83% уникальность
2021 год
146 просмотров
Кудинов М.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………… 5 1.1. Подходы к изучению лидерства в психолого-педагогической литературе 1.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте…….. 8 1.3. Проявление лидерства в подростковом возрасте……………….. 12 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………… 19 2.1. Организация и методы исследования лидерских качеств подростков 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования лидерских качеств подростков…………………………………………. 21 2.3. Описание программы тренинга по развитию лидерских качеств подростков…………………………………………………………. …… 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 37 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 42  
Читать дальше
Актуальность проблемы исследования. Быстро развивающееся современное общество в экономическом, политическом, культурном и социальном плане предъявляет требования к личности, которая должна быть творческой, не стандартно мыслящей, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы люди, которые способны взглянуть на проблему с другого ракурса и найти её решение, а также люди, способные вести за собой всю группу. Ведь даже школьные программы сейчас построены таким образом, чтобы воспитать гражданина с определённым набором качеств. Именно поэтому является важным изучение лидерских качеств личности у подростков, так как конкретно в подростковом возрасте дети начинают проявлять свои лидерские способности, которые вследствие раскрываются на протяжении всей жизни человека. Лидер – это человек, который пользуется авторитетом в какой-либо группе, а также оказывает влияние на неё. Проблема лидерства в том или ином аспекте представлена как в трудах отечественных, так и зарубежных ученых, таких как: Е.А. Аркин, В.


Если необходимо выполнить контрольную работу , закажите её написание на сайте Work5.


.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.С. Залужный, Р.Л. Кричевский, С.О. Лозинский. Проблема исследования: каковы особенности лидерства в подростковом возрасте? Цель исследования: выявить особенности лидерства в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков. Объект исследования: лидерские качества личности подростков. Предмет исследования: особенности проявления лидерства в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: существуют особенности в проявлении лидерства в подростковом возрасте, а именно: у старших подростков такие качества, как умение управлять собой, осознание цели и умение работать с группой более выражены, чем у младших подростков. У подростков с сильно выраженными лидерскими качествами личности доминирует властный-лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков со слабо выраженными лидерскими качествами личности сильно выражен покорный-застенчивый тип межличностных отношений. Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач: 1. Проанализировать в современной научной литературе подходы к решению проблемы исследования. 2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей лидерства у подростков. 3. Обработать и проинтерпретировать полученные данные исследования. 4. Разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств личности подростков. В исследовании использовались следующие методы исследования: – организационные методы: сравнительный метод; – эмпирические методы: опрос, тестирование; – методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Выборка и база исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 58» г. Кемерово, в нём приняли участие подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Общее количество респондентов составило 29 человек. Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложений.  

Читать дальше
Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это связано с тем, что в этот период происходит становление и бурное развитие личности. Проблема лидерства, как проявления личностного взросления и важного аспекта общения среди подростков, довольно актуальна в этом возрасте. Для подростка быть лидером – это быть в центре внимания, а также иметь возможность широкого общения. Все эти моменты без исключения очень важны для подростков. В данной работе нами была поставлена цель – выявить особенности лидерства в подростковом возрасте и разработать программу тренинга по развитию лидерских качеств подростков. В первой главе нашего исследования был проведён теоретический анализ проблемы особенностей лидерства в подростковом возрасте. Говоря о развитии лидерства подростка, мы выявили факторы, касающиеся вопроса лидерства в подростковом возрасте. Существенное влияние на него оказывают, по-видимому, особенности социальной ситуации развития, темперамент, характеристики жизненного плана, как результата собственной активности и как проекта человеческой судьбы. Также для подростка является немаловажным общение в процессе становления лидерства. Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Итак, мы можем выделить, что в подростковом возрасте формируется влечение к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. В этом возрасте проявление лидерства связано в большей степени с тягой к общению: чем больше друзей, тем лучше. Поэтому особенно важно развитие лидерских качеств в человеке в подростковом возрасте, когда ребенок просто требует непомерного внимания, но и признания своей взрослости и независимости. К числу самых упоминаемых универсальных личностных качеств лидера относятся: доминантность, креативность, стремление к достижению, уверенность в себе, общительность, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость. Во второй главе нашего исследования мы провели анализ особенностей проявления лидерства в подростковом возрасте и решили ряд эмпирических задач. В результате были выявлены различия в проявлении лидерских качеств личности. У старших подростков более выражены такие качества как умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, влияние на окружающих, умение работать с группой. У младших подростков эти качества развиты на более низком уровне. Таким образом, мы можем сказать, что старшие подростки обладают более выраженными лидерскими качествами личности, а у младших подростков эти качества выражены слабее. Были получены данные, свидетельствующие о существовании различий между младшими и старшими подростками по типам отношений к окружающим. Младшие подростки склонны к недоверчиво-скептическому, покорно-застенчивому, зависимо-послушному типам межличностных отношений. У старших подростков доминируют властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, сотрудничающий-конвенциональный, ответственно-великодушный типы межличностных отношений. Полученные результаты позволили нам сказать, что лидерские качества личности и межличностные отношения связаны между собой. В соответствии с полученными результатами мы разработали программу тренинга по развитию лидерских качеств личности у подростков «Я лидер». Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Авдеев П.С. Роли и функции лидера // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/5863 ( 2. Адаир Д. Психология лидерства / пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: Эксмо, 2008. – 342 с. 3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 90–96. 4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с. 5. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2000. – 264 с. 6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с. 7. Ануфриенко Л.В., Губанова О.А. Закономерности и взаимосвязи лидерских качеств личности в работах отечественных авторов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та государственной противопожарной службы МЧС России. – 2014. − № 4. − С. 193–198. 8. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с. 9. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: Академия, 1995. – 210 с. 10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер Пресс, 2008. – 400 с. 11. Бюллер Ш. Что такое пубертатный период. – Москва – Ленинград: Гос. учебно-пед. изд., 1931. – 193 с. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/buler_chto/ 12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2001. – 224 с. 13. Введение в психологию: учебник. / под ред. Петровского А.В. – М.: Академия, 1996. – 496 с. 14. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: ПраймЕврознак, 2003. – 320 с. 15. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / А.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук [и др.] – К.: Просвещение, 2001. – 416 с. 16. Воронина Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестник Вятского гос. гуманитар. ун-та. – 2012. – Т. 3. – № 3. – С. 116–122. 17. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 220–243. 18. Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. 19. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с. 20. Езерская Н.В. Психологические особенности развития личности подросткового возраста // Молодой учёный. – 2015. – № 7(22). – С. 108–111. 21. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство / пер. с англ. – СПб.: Речь, 2010. – 390 с. 22. Кон И.С. Психология подросткового возраста. – М.: Наука, 1975. – 225 с. 23. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с. 59 24. Корнаева А.С. Психологический анализ процесса формирования лидерских качеств у подростков: учебное пособие / А.С. Корнаева. – Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2007. – 35 с. 25. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 940 с. 26. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. – СПб.: Статут, 2007. – 544 с. 27. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. – 1977. – № 6. – С. 119–129. 28. Лавров А.Ю. Управленческие решения: учебное пособие. – Чита: ЧитГУ, 2005. – 206 с. 29. Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста // Психолог. – 2003. – № 42 (90). – С. 9–16. 30. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е издание. – СПб.: Питер, 2010. – 794 с. 31. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (1936-1937) // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 267–329. [Электронный ресурс]. URL: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm 32. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с. 33. Максвелл Д. Золотые уроки лидерства. – СПб.: Попурри, – 2010. – 224 с. 34. Марфина Е.А., Седова М.Ю., Шехов Д.А. Лидерские качества и тенденции развития этих качеств // Инновационные технологии управления. – 2017. – С. 46–49. 35. Махаева Г.М. Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков / Г.М. Махаева, Э.М. Пицхелаури // Изв. Дагестанского гос. пед. ун-та. Сер.: Психолого-пед. науки. – 2014. – № 2. – С. 60–66. 36. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3- е изд. / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2012 – 672 с. 37. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. – М.: Наука, 1988. – 429 с. 38. Михайлова Ц. Необходимость в лидере и лидерских качествах // формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медикосоциальной помощи в поликлиническом звене. – Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2015. – С. 232–233. 39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с. 40. Немов Р.С. Личность подростка // Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2000. – Кн. 2. – С. 221–235. 41. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебныйх заведений: – 4-еизд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 42. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. – 351 c. 43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта, генезис числа у ребенка, логика и психология. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с. 44. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с. 45. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 61 04 «Психология» / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2013. – С. 19–27. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/105002 46. Собкин B.C. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») / B.C. Собкин, О.С. Маркина // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 44–53. 47. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): методическое руководство. – М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. – 48 с. 48. Соколов А.В. Искусство двигать горы. Три стратегии лидерства. – М.: Речь, 2010. – 144 с. 49. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ под. ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96 с. 50. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М.: Юрайт, 2016. – 406 с. 51. Федоров Е.С., Еремин О.В. Шпаргалка вожатого (игры, тесты, методики). – М.: Московский педагогический государственный Университет им. В.И. Ленина, 1994. – 20 с. 52. Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избранные труды. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. – 244 с. 53. Чернышев А.С. Особенности становления лидерства среди учащихся / А.С. Чернышев [и др.] // Социология образования. – 2008. – № 11. – С. 36–49. 54. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти. – СПб.: Харвест, 2008. – 656 с. 55. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. – М.: Педагогика, 1994. – 192 с. 56. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Ключевые факторы каршеринговых сервисов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Международный бизнес
курсовая работа
Молодежь на американском рынке труда
Количество страниц:
32
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
реферат
Античная культура
Количество страниц:
16
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image