Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по электрике у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.
. В этой связи наибольшую озабоченность сегодня вызывает здоровье детей. Так, по данным Научного центра здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, за последние 10 лет число здоровых девочек, окончивших школу, сократилось с 21,6% до 6,3%; число девочек с хроническими заболеваниями увеличилось до 75%. Такой низкий уровень здоровья носителей генофонда - реальная угроза будущему нации. Все чаще звучат слова о негативном влиянии школы на здоровье учащихся. Перегрузка обучением, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкая функциональная готовность к школе, неразвитость мотивационной сферы обусловливают хроническое пребывание учащихся в состоянии стресса. Учащиеся начальных классов особенно подвержены риску, так как им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни с физиологически незрелым организмом. Здоровье человека можно рассматривать и исследовать в самых разных контекстах: с точки зрения жизнедеятельности человека, наличия субъективных симптомов, способности к адаптации и т. д.Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека подразумевает его полное физическое, психическое и социальное благополучие. В современных условиях принято ориентироваться только на поддержание физического здоровья: с момента рождения ребенка регистрируют по медицинской карте, и он регулярно находится под наблюдением в медицинских учреждениях. Психическое здоровье детей остается вне внимания взрослых. В научный оборот она была введена совсем недавно, И. В. Дубровиной, как психологическое здоровье. До этого она входила в базовое определение психического здоровья, что привело, на наш взгляд, к неоправданному применению идей психопатологии к психике нормального человека. Несмотря на кажущуюся очевидность понятия психологического здоровья, его содержание до сих пор четко не определено, не разработаны четкие критерии его оценки, принципы формирования, пути и методы восстановления его потенциала. Иногда психологическое здоровье описывается в терминах состояния, в частности, состояния, характеризующегося равновесием между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), равновесием между потребностями личности и общества (С. Фрейберг). Некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс личной жизни, в котором сбалансированы коммуникативный, когнитивный, эмоциональный, рефлексивный и поведенческий аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова). Другие подчеркивают функции адекватной регуляции поведения и деятельности человека (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский), способность справляться с трудными жизненными ситуациями без негативных последствий для здоровья (П. Бейкер). Многие авторы понимают психологическое здоровье как динамическую совокупность различных психических свойств. Часто для описания психологического здоровья используются синонимичные понятия «сила себя» и «духовное здоровье». Наиболее спорными сегодня являются пути формирования психологически здоровой личности. Хотя, по мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье является целью и критерием успешности школьной психологической службы, и все чаще звучат призывы к использованию здоровьесберегающих технологий, тем не менее существует глубокий разрыв между уровнем теоретических знаний и их реальной реализацией в педагогическом процессе. Это особенно актуально в России, поскольку различные программы сохранения психологического здоровья школьников в последнее время получили широкое распространение за рубежом (Р. Хендрен, Р. Вайсен). В целом можно констатировать, что на сегодняшний день существует противоречие между тем, что, с одной стороны, существует острая потребность в научно обоснованных программах формирования психологического здоровья младших школьников, с другой - не определены условия и технологии его формирования и укрепления. С учетом этого противоречия была определена тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции, принципы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование психологического здоровья младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - психологическое здоровье учащихся младших классов общеобразовательной школы. Предмет исследования - процесс формирования психологического здоровья младших школьников. Задачи исследования: обосновать совокупность положений, составляющих методологические и теоретические основы исследования; содержательно описать структурные компоненты психологического здоровья детей и его критерии; охарактеризовать специфику психологического здоровья младших школьников. Методы, организация исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались методы исследования, адекватные его объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования. Теоретические методы: систематизация и классификация, моделирование, системно - структурный анализ. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение и самонаблюдение, анализ продуктов деятельности. Научная новизна теоретическое значение: обоснованы ведущие тенденции - принципы формирования психологического здоровья младших школьников. раскрыты сущность и содержание психологического здоровья младших школьников, описаны основные структурные компоненты. описана процессуальная модель формирования психологического здоровья младших школьников, определены ее основные направления (аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное, развивающее) и этапы работы, соответствующие каждому компоненту; определены психолого-педагогические технологии процесса становления психологического здоровья младших школьников: коммуникативные, рефлексивные, игровые; Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем объективные научные результаты создают реальную основу для организации и функционирования школьной психологической службы, ориентированной на психологическое здоровье как цель и критерий ее успешности. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.