Введение 2 Глава 1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление 1.1. Понятие психологического здоровья 6 1.2. Сущностные характеристики психологического здоровья младших школьников 13 1.3. Специфика психологического здоровья младших школьников 19 Глава 2. Формирование психологического здоровья как педагогического процесса 2.1. Методологические подходы к изучению психологического здоровья учащихся 23 2.2. Коммуникативные технологии формирования психологического здоровья 26 2.3. Игровые технологии формирования психологического здоровья 34 2.4. Рефлексивные технологии формирования психологического здоровья 37 Заключение 42 Список используемой литературы 45

Психологическое здоровье младших школьников

курсовая работа
Психология
45 страниц
Оригинальность: нет данных
2021 год
20 просмотров
Александрова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Психологическое здоровье как социально-психологическое и педагогическое явление 1.1. Понятие психологического здоровья 6 1.2. Сущностные характеристики психологического здоровья младших школьников 13 1.3. Специфика психологического здоровья младших школьников 19 Глава 2. Формирование психологического здоровья как педагогического процесса 2.1. Методологические подходы к изучению психологического здоровья учащихся 23 2.2. Коммуникативные технологии формирования психологического здоровья 26 2.3. Игровые технологии формирования психологического здоровья 34 2.4. Рефлексивные технологии формирования психологического здоровья 37 Заключение 42 Список используемой литературы 45
Читать дальше
Актуальность исследования. Сегодня становится все более очевидным, что в российском обществе существует экологический, политический и моральный кризис, корни которого лежат в сознании людей, требующий переоценки смысла жизни, отношения друг к другу, к планете в целом. В некоторых случаях это приводит к ухудшению здоровья. Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. В других ситуациях пробуждаются ранее скрытые ресурсы, духовное совершенствование и успешная самоактуализация. Поэтому вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранять здоровье и душевный комфорт, но и оставаться в активной творческой позиции, стоит особенно остро.


Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по электрике у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.


. В этой связи наибольшую озабоченность сегодня вызывает здоровье детей. Так, по данным Научного центра здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, за последние 10 лет число здоровых девочек, окончивших школу, сократилось с 21,6% до 6,3%; число девочек с хроническими заболеваниями увеличилось до 75%. Такой низкий уровень здоровья носителей генофонда - реальная угроза будущему нации. Все чаще звучат слова о негативном влиянии школы на здоровье учащихся. Перегрузка обучением, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкая функциональная готовность к школе, неразвитость мотивационной сферы обусловливают хроническое пребывание учащихся в состоянии стресса. Учащиеся начальных классов особенно подвержены риску, так как им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни с физиологически незрелым организмом. Здоровье человека можно рассматривать и исследовать в самых разных контекстах: с точки зрения жизнедеятельности человека, наличия субъективных симптомов, способности к адаптации и т. д.Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека подразумевает его полное физическое, психическое и социальное благополучие. В современных условиях принято ориентироваться только на поддержание физического здоровья: с момента рождения ребенка регистрируют по медицинской карте, и он регулярно находится под наблюдением в медицинских учреждениях. Психическое здоровье детей остается вне внимания взрослых. В научный оборот она была введена совсем недавно, И. В. Дубровиной, как психологическое здоровье. До этого она входила в базовое определение психического здоровья, что привело, на наш взгляд, к неоправданному применению идей психопатологии к психике нормального человека. Несмотря на кажущуюся очевидность понятия психологического здоровья, его содержание до сих пор четко не определено, не разработаны четкие критерии его оценки, принципы формирования, пути и методы восстановления его потенциала. Иногда психологическое здоровье описывается в терминах состояния, в частности, состояния, характеризующегося равновесием между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), равновесием между потребностями личности и общества (С. Фрейберг). Некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс личной жизни, в котором сбалансированы коммуникативный, когнитивный, эмоциональный, рефлексивный и поведенческий аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова). Другие подчеркивают функции адекватной регуляции поведения и деятельности человека (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский), способность справляться с трудными жизненными ситуациями без негативных последствий для здоровья (П. Бейкер). Многие авторы понимают психологическое здоровье как динамическую совокупность различных психических свойств. Часто для описания психологического здоровья используются синонимичные понятия «сила себя» и «духовное здоровье». Наиболее спорными сегодня являются пути формирования психологически здоровой личности. Хотя, по мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье является целью и критерием успешности школьной психологической службы, и все чаще звучат призывы к использованию здоровьесберегающих технологий, тем не менее существует глубокий разрыв между уровнем теоретических знаний и их реальной реализацией в педагогическом процессе. Это особенно актуально в России, поскольку различные программы сохранения психологического здоровья школьников в последнее время получили широкое распространение за рубежом (Р. Хендрен, Р. Вайсен). В целом можно констатировать, что на сегодняшний день существует противоречие между тем, что, с одной стороны, существует острая потребность в научно обоснованных программах формирования психологического здоровья младших школьников, с другой - не определены условия и технологии его формирования и укрепления. С учетом этого противоречия была определена тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции, принципы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование психологического здоровья младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - психологическое здоровье учащихся младших классов общеобразовательной школы. Предмет исследования - процесс формирования психологического здоровья младших школьников. Задачи исследования:  обосновать совокупность положений, составляющих методологические и теоретические основы исследования;  содержательно описать структурные компоненты психологического здоровья детей и его критерии;  охарактеризовать специфику психологического здоровья младших школьников. Методы, организация исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались методы исследования, адекватные его объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования. Теоретические методы: систематизация и классификация, моделирование, системно - структурный анализ. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение и самонаблюдение, анализ продуктов деятельности. Научная новизна теоретическое значение:  обоснованы ведущие тенденции - принципы формирования психологического здоровья младших школьников.  раскрыты сущность и содержание психологического здоровья младших школьников, описаны основные структурные компоненты.  описана процессуальная модель формирования психологического здоровья младших школьников, определены ее основные направления (аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное, развивающее) и этапы работы, соответствующие каждому компоненту;  определены психолого-педагогические технологии процесса становления психологического здоровья младших школьников: коммуникативные, рефлексивные, игровые; Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем объективные научные результаты создают реальную основу для организации и функционирования школьной психологической службы, ориентированной на психологическое здоровье как цель и критерий ее успешности. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.  

Читать дальше
Стремление младших школьников как можно скорее стать взрослыми, они готовы подражать своим родителям, учителям и старшим братьям и сестрам. Дети реализуют стремление к настоящей взрослой жизни во всех формах повседневной жизни: играх, общении со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок может активно проявлять свою самостоятельность и самостоятельность. Например, детей очень раздражает отсутствие общественных дел, домашних заданий. В конце младшего школьного возраста критерии отбора немного меняются. При оценке сверстников на первое место также выходит социальная активность, в которой дети уже ценят по-настоящему организаторские способности, а не просто факт выполнения социального задания, поставленного учителем, как это было в первом классе. В этом возрасте для детей становятся важными определенные черты личности: независимость, уверенность в себе, честность. В младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, усваиваются нравственные нормы и правила. Моральные знания, идеи и суждения значительно обогащаются к концу четвертого класса, становясь более осознанными, универсальными и обобщенными. Социальное пространство ребенка расширяется: он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко сформулированных правил. Ученик начальной школы должен работать систематически и настойчиво, строго соблюдать распорядок дня, соблюдать различные нормы и правила школьной жизни, соответствовать требованиям учителей, участвовать в уроке только с тем, что определено учебным планом, прилежно выполнять школьные задания и т. д. С поступлением в школу спектр потенциально тревожных событий расширяется, в основном за счет оценочных ситуаций, которые усугубляются рекламным фактором (реакция доски, Контрольная работа и т. д.). Психологически здоровый ребенок способен подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять свои обязанности. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в начальной школе. Это противоречие между растущими требованиями, которые воспитательная работа и коллектив предъявляют к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению и текущему уровню психического развития, развитию личностных качеств. Требования постоянно возрастают, и существующий уровень умственного развития постоянно подстраивается под их уровень. Проблемы и трудности младшего школьника, которые не решаются вовремя с помощью взрослого, не исчезают сами по себе с возрастом и часто непосредственно влияют на успеваемость ребенка, его интересы и склонности, отношение к школе и учебе, отношения со сверстниками, родителями и т. д. Ребенок «впитывает» знания, как интеллектуальные, так и нравственные, поэтому необходимо создать условия для того, чтобы ребенок «впитал» полезные установки, усвоил систему позитивных ценностей, социальных требований и развил базовые коммуникативные навыки. Важность этих целей повышает понимание уникальности данного периода в жизни человека. Первичная социализация, ее вхождение в общество через роль ученика, с нормами и требованиями взрослых, в сочетании с возрастными психофизиологическими изменениями в организме созревания характеризуют период младшего школьного возраста. В средней и старшей школе, в высшем образовании и в дальнейшей жизни человек уже более защищен, чем в этот период. Поэтому крайне важно помогать детям развивать психологическое здоровье в начальной школе. Таким образом, полноценная жизнь начальной школы, ее положительные приобретения являются необходимой основой, на которой базируется дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. В дальнейшем они будут копировать поведение этого периода. Основной задачей взрослых в работе с детьми школьного возраста является создание оптимальных условий для знакомства и реализации возможностей детей в процессе формирования основ психологического здоровья с учетом индивидуальности каждого ребенка. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, а цель исследования достигнута.
Читать дальше
1. Аликин И.А. Отношение к здоровью учащихся и учителей как один из аспектов «Я-концепции» // Вестник практической психологии образования. 2018. №4. С. 39-44. 2. Башмаков М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник; Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние. Ин-т продуктив. обучения. - СПб. : Свет, 1997. - 400 с. 3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2019. № 4. C. 11-17. 4. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2017. № 3. С. 28-48. 5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. - М.: 2017. С. 67-91. 6. Бронфенбреннер Ури.Два мира детства [Текст] : Дети в США и СССР : Пер. с англ. / Ури Бронфенбреннер ; [Послесл. Л. Божович и И. Кона]. - Москва : Прогресс, 1976. - 167 с. 7. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2018. № 2. С. 35-39. 8. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. 2019. № 2. С. 52-59. 9. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3. С. 17-21. 10. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования [Текст] : монография / И. В. Дубровина ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. - Москва : Московский психолого-социальный ун-т : Изд. дом РАО, 2014. - 455 с. 11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2020, № 4. С. 52-66. 12. Иванова М.Г., Портнова А.Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2016. № 3. С. 99-102. 13. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2019. № 4. С. 16-21. 14. Кулюткин Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2018. № 1. С. 101-106. 15. Котова С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2017. № 1. С. 25-34. 16. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики [микроформа] : [Пер. с англ.] / Абрахам Гарольд Маслоу; [Вступ. ст. Акулиной Н. Н.]. - Оригинал: М. :Изд. группа "Евразия",1997.- 430 с. 17. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с. 18. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2020. № 4. С. 30-44 19. Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования : сборник материалов V Международной научно-практической конференции (Абакан, 14 ноября 2017 г.) / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова" ; [редакционная коллегия: Макарчук Я. В. (отв. ред.) и др.]. - Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2017. - 279 с. 20. Сергеева Бэлла Владимировна. Воспитательная деятельность педагога начального образования : учебное пособие / Б. В. Сергеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Кубанский государственный университет. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2017. - 120 с. 21. Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика : сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 марта 2020 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет", Педагогический институт ; под научной редакцией Е. Л. Инденбаум. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. - 282 с. 22. Хатуева М. М. Диагностико-развивающая работа педагога-психолога по улучшению их психологического здоровья [Текст] : научно-методическое пособие / М. М. Хатуева, Н. М. Швалева ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пятигорский государственный университет". - Пятигорск : ПГУ, 2017. - 105 с. 23. Шаг в науку : сборник материалов I Региональной студенческой научной конференции, г. Грозный, 28 ноября 2017 года : фестиваль науки-2017 : в рамках программ развития деятельности студенческих объединений (ПРДСО) / Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки Чеченской республики, ФГБОУ ВО "Чеченский государственный педагогический университет", Институт педагогики, психологии и дефектологии. - Махачкала : АЛЕФ, 2017. - 465 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Повышение конкурентоспособности методами менеджмента
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Способ совершения преступления: закон, теория и практика
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Права граждан на недвижимое имущество и их ограничения, подлежащие государственной регистрации
Количество страниц:
27
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image