Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты конструкта «психологическая готовность» 5
1.1 Анализ ведущих теорий конструкта «психологическая готовность» 5
1.2 Готовность, как условие выполнения деятельности 12
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Практические аспекты психологической готовности и ее реализация в предпринимательской деятельности 19
2.1 Реализация «психологической готовности» в предпринимательской деятельности 19
2.2 Психологическая готовность к предпринимательской деятельности 28
Вывод по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Читать дальше
В ходе исследования, основной целью которого было изучить феноменологию конструкта «психологическая готовность» и его реализация в предпринимательской деятельности, были решены следующие задачи:
1) Проанализированы существующие ведущие теории, изучающих понятие «психологической готовности», основными являются теории Д.Н. Узнадзе, В.М. Мясищева, А.Ф. Линенко.
2) Представлена реализация «психологической готовности» в предпринимательской деятельности.
Диагностика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности структурно включает три основных характерологических уровня: внутрисубъектный (осознание необходимости самостоятельного выбора средств и способов деятельности в соответствии со своими способностями и условиями среды), субъект-объектный (осознание социальной и личностной значимости предпринимательства); субъект-субъектный (осознание наличия корреляционной связи между коммуникативной культурой и успехом предпринимательской деятельности).
Представления студентов являются структурным компонентом общей психологической готовности. В представлениях студентов о предпринимательской деятельности находят психическое отражение значимые для личности факторы, отражающие актуальное состояние жизненной ситуации, ожидаемое и способы преобразования настоящей ситуации в желаемое будущее.
Система представлений студентов о предпринимательской деятельности выполняет ряд функций: векторную – детерминирует направление социальной активности личности при поиске способов экономической самореализации; инструментальную – определяет выбор технологий и способов, направленных на удовлетворение социально-экономических потребности личности; системообразующую – объединяет все многообразие социально-экономических ожиданий и действий личности в единую цепь; избирательную – отслеживает ценностную дифференциацию и согласованность элементов внешних и внутренних условий бытия личности; конъюнктивную – объединяет внутренние и внешние условия бытия личности с позиции создания и развития предпринимательской деятельности; программирующую – создает проект жизненного выбора и предпринимательской деятельности личности.
Анализ развития российского предпринимательства, позволивший выделить основные этапы и психологические условия его становления, систематизировать и обобщить детерминанты психологической готовности к успешной предпринимательской деятельности, показал, что к общим характеристикам предпринимательской деятельности относится ее инновационный характер. Инновационный эффект предпринимательской деятельности преломляется условиями социально-экономической среды, специфическими личностными качествами предпринимателей и уровнем предпринимательской культуры, которые зависят от исторически сложившихся особенностей внешней среды. Это требует обращения к современным психологическим проблемам предпринимательства.
Научная рефлексия психологической сущности предпринимательской деятельности, а также личности и деятельности предпринимателя позволили определить социально-психологические предикторы успешной предпринимательской деятельности в современных условиях: преобладание мотивации достижения успеха, самостоятельность, ответственность, адекватная самооценка, способность анализировать ситуацию и извлекать релевантную предпринимательской деятельности информацию, способность к взвешенному риску, способность переживать неудачи, эвристичный стиль мышления, способность к предвидению.
Читать дальше
1. Гаскарова А.Ф. Функции науки в культуре общества // Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы науч.-практ. конф. / Финансовый ун-т РФ, Омский филиал / А.Ф. Гаскарова. - Омск, 2016. С.-27–31.
2. Горский Д.П. Определения, их виды и правила // Логика научного познания / Д.П. Горский - М.: Наука, 2017. - С. 140–158.
3. Каткова О.В. Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса // Вестник Мининского университета/ О.В. Каткова. 2018. - №2 (2). - С. 13.
4. Китов А.Г. Развитие конкурентоспособности специалиста как условие построения успешной карьеры // Успехи современной науки/ А.Г. Китов. 2016. Т. 1. - №11. - С. 23 – 26.
5. Лебедева Т.Е. Профессиональные и личностные компетенции как основа преподавания курса «Основы предпринимательства» // Альманах современной науки и образования/ Т.Е. Лебедева. 2010. - №10. - С. 106 – 107.
6. Лебедева Т.Е. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки // Мир науки / Т.Е. Лебедева. 2016. - Т. 4. - №2. - С. 58.
7. Лисовская Н.Б. Карьерная готовность выпускников педагогического вуза // Universum: Вестник Герценовского ун-та/ Н.Б. Лисовская. 2018. - № 3. - С. 43–50.
8. Лисовская Н.Б. Карьерная готовность молодого специалиста: атрибутивный аспект // Общество: социология, психология, педагогика / Н.Б. Лисовская. 2016. - № 5. - С. 55–56.
9. Лисовская Н.Б. Психологическая готовность выпускников педагогического вуза к построению карьеры // Мир науки, культуры, образования / Н.Б. Лисовская. 2019. - № 4 (47). - С. 57–60.
10. Медведев Н.П. Функции науки // Вестник научных конференций/ Н.П. Медведев. 2015.- № 4–4 (4). - С. 107–108.
11. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии/ Л.М. Митина. 2017. - №4. - С. 49.
12. Миронова-Тихомирова А.С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: автореф. … дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2016. – 22 с.
13. Нагорная А.Г. Управление развитием карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе вуза // Человек и образование / А.Г. Нагорная. 2019. - № 4. - С. 161–165.
14. Новиков А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков. - М.: Либроком, 2016 – 122 с.
15. Новиков А. М. Методология/ А.М. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2017.- 244 с.
16. Одегов Ю.Г. Предпринимательские риски и управление непредвиденными кадровыми ситуациями // Управление персоналом/ Ю.Г. Одегов. 2017. -№5. -С. 45 – 49.
17. Савлучинская А.В. Мотивационные аспекты развития деловой карьеры // Медиакультура и медиаобразование в поликультурном обществе: сб. ст. заоч. междунар. конф. / Южный филиал Рос. ин-та культурологии / А.В. Савлучинская 2017. - С. 94–97.
18. Седунова А.С. Репрезентации карьерной готовности на этапе профессиональной подготовки // Теория и практика общественного развития / А.С. Седунова. 2015.- № 5. -С. 49–52.
19. Сычева В.О. Уровень карьерной готовности современного выпускника // Приоритетные научные направления: от теории к практике/ В.О. Сычева. 2015. - № 20–1. - С. 192–197.
20. Худикова Л.С. Выбор принципов построения систем мотивации в организации В сборнике: Инновационные технологии управления: Всероссийская научно-практическая конференция / Л.С. Худикова. 2018.- С. 35 – 37.
21. Шадриков В.Д. Мысль как основание для разработки коммуникативной методологии // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф./ В.Д. Шадриков. 2015. - С. 12–15.
22. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/ В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 2016- 155 с.
23. Lebedeva T. Intellectual provision of the innovative entrepreneurship development // Mediterranean Journal of Social Sciences / T. Lebedeva. 2015. - Т. 6. - №5 S3. - С. 303 – 310.
24. Готовность студента педагогического вуза к построению профессиональной карьеры. Электронный ресурс: URL: http://www. emissia.org/offline/2012/1872.htm (дата обращения 21.12.2020)
Читать дальше