ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Общая характеристика малого бизнеса 5
1.2. Социально-экономическая роль малого бизнеса 7
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1. Основные этапы развития малого предпринимательства в РБ 11
2.2. Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 14
Глава 3. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ 19
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 19
3.2. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и предложения по их решению 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой совокупность мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Малый и средний бизнес является приоритетным сектором экономики, имеющим принципиальное значение для политической и социально-экономической стабильности государства и его регионов, динамичного освоения новых видов товаров, работ, услуг, состояния занятости и формирования среднего класса. Опыт подавляющего большинства развитых и развивающихся стран показывает, что политика в отношении малых и средних предприятий, основанная на принципах установления оптимального развития этого сектора экономики, особенно в области поддержки их деятельности, дает максимальный социально-экономический эффект как в регионах, так и в стране в целом.
Создание высокоэффективной экономики предполагает динамичное развитие сектора малого предпринимательства. Благодаря малому бизнесу решаются многие социально-экономические проблемы: создаются технологические инновации, повышается уровень занятости, стимулируется деловая активность населения и обеспечивается стабильность развития экономики.
Проведенный анализ показал, что в последние годы важность малого бизнеса в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. Так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров от 23 февраля 2016 г., отмечено, что к 2020 г. руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 32 % (в настоящее время – 26,3 %) и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1,8 млн чел.
Формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются законодательством о малом предпринимательстве. Поддержка малого предпринимательства – это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В разработке и реализации программ развития и форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь важную роль играют углубленное изучение и анализ опыта зарубежных стран с рыночной экономикой. В странах с рыночной экономикой поддержка МСП обеспечивается государством в ряде областей. В капиталистических странах нынешнее состояние МСП стало результатом процесса эволюции, который произошел снизу, и лишь относительно недавно государство, сознавая важность и необходимость малых и средних предприятий для развития экономики, приступило к поиску путей воздействия на них с помощью государственной системы стимулирования и поддержки.
В современных экономических условиях эффективная государственная поддержка МСП должна осуществляться с целью формирования надлежащего механизма, использующего социально-экономический потенциал субъектов предпринимательской деятельности и эффективно распределяющего финансовые ресурсы. Главным элементом комплекса мер государственной помощи малому бизнесу должно стать совершенствование методов проведения финансирования, система налогообложения должна способствовать реализации приоритета инвестиционной деятельности предприятий, малый бизнес должен иметь налоговые льготы.
Читать дальше
1. Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. №148-3 с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 г. № 344-3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2339).
2. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 г. № 255.
3. Постановление Совета Министров от 23 февраля 2016 г. № 149 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы».
4. Абузярова М. И. Теоретические подходы к управлению малым бизнесом // Экономика и предпринимательство. 2018. - № 6 (95). - С. 777–779.
5. Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой учёный. - 2016. - №3. - С. 450-452.
6. Бабочкина К.А. Субъекты малого предпринимательства: понятие, виды, роль в экономике // Экономика и управление: современные тенденции. – 2019. - № 7. – С. 7 – 11.
7. Доценко Д.А., Купянская М.А. Социально-экономическая роль малого бизнеса в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - № 12-1(58). - С. 160 – 163.
8. Дубков О. Д. Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу // Аллея науки. 2018. - Т. 3. № 5. - С. 724–730.
9. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах: основные тенденции развития // Управленческое консультирование. – 2017. – № 12(108). – С. 64-77.
10. Замяткин, Д. А. Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства и его применение в отечественной практике // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 202-203.
11. Кузобаев Н. Ж. Применение зарубежного опыта в малом и среднем бизнесе // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 196–200.
12. Кулаков В.Н. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь // Проблемы экономики. – 2019 . -№ 3. – С. 122 – 133.
13. Майданевич Ю.П., Бедрик К.А. Малый бизнес: понятие и преимущества // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. - Т. 6, № 2(19). – С. 177 – 181.
14. Манько М.А., Русак И.Н. Анализ роли поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. - № 3. – С. 331 - 334.
15. Маслак, Д.А. Проблемы становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь // Минский инновационный университет; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. – Минск: Минский инновационный университет, 2019. – С. 27–28.
16. Махова А.В., Груздева Е.В. Государственное регулирование и помощь малому бизнесу в России и за рубежом // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 3. - С. 123–130.
17. Сакович А.И., Костюкевич К.О. Некоторые аспекты развития малого бизнеса в Республике Беларусь // Актуальные вопросы образования и науки. – 2016. - № 1-2(53-54). – С. 96 – 102.
18. Малое предпринимательство // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php. – (дата обращения: 02.12.2020).
19. Позднякова Т.С., Ямова И.И. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса // Студенческие научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/02/2377 (дата обращения: 02.12.2020).
Читать дальше