24.07.2024
#Социология
42

Школьный класс как социальная группа: классификация, признаки, влияние на ребенка

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Признаки социальной группы
  2. Классификация социальных групп
  3. Характеристика класса как ученического коллектива
  4. Влияние школьного класса на формирование личности
  5. Принципы социального воспитания в школьном классе
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Усиление влияния детей. Требования предъявляются не только учителем, но и детьми к одноклассникам. Коллектив стабилизируется, каждый ребенок начинает осознавать свою роль в группе.

Признаки социальной группы

Определение: Социальная группа — это объединение людей на основе общих социально значимых признаков.

Обобщающим фактором может служить национальность, пол, возраст, раса, общее дело. Семья связана кровным родством, друзей объединяют общие интересы, а коллег — работа.

Индивид одновременно состоит в десятках групп. Отец семейства, фанат рок-музыки, член педагогического коллектива, приверженец политической партии — речь может идти об одном человеке. Вместе с единомышленниками индивид развивается, быстрее, успешнее идет к общим целям.

Социальную группу отличают следующие признаки:

  1. Общая цель. Например, цель спортивной команды — победа в соревновании.
  2. Взаимодействие членов между собой. Общение может протекать напрямую или косвенно. Часто члены одной социальной группы не знакомы друг с другом, но работают над одной задачей.
  3. Распределение ролей. Если в трудовом коллективе сотрудники занимают определенную должность и четко осознают рабочие функции, то в группе друзей этот процесс происходит неосознанно, выделяется лидер.
  4. Стабильность и устойчивость. Социальная группа существует длительное время. Недовольных длинной очередью пациентов больницы нельзя назвать социальной группой, вскоре они разойдутся по домам, краткосрочная связь разорвется.
  5. Чувство единения с коллективом. Член группы понимает, что имеет единомышленников.

Социальная деятельность человека определяется особенностями групп, в которые он включен.

Классификация социальных групп

Существует четыре основных классификации социальных групп:

  • По количеству членов: большие и малые (большая — пенсионеры, малая — ученический класс).
  • По фактическому взаимодействию: реальные и номинальные.
  • По закрепленному статусу: формальные и неформальные.
  • По эмоциональному взаимодействию: первичные и вторичные.

Рассмотрим три последние классификации подробнее. 

Члены реальной группы осознают себя частью целого, взаимодействуют как друг с другом, так и с иными коллективами. Номинальные группы связаны несущественными признаками, например, предпочтением определенного сорта яблок. Естественно, эти люди никак не общаются и даже не задумываются о существовании подобного объединения.

Формальные и неформальные группы отличаются юридическим статусом. Состав семьи, класса, работников завода документально закреплен на бумаге. Дружеская компания или любительский книжный клуб не нуждаются в официальном подтверждении связи, их группы относятся к неформальным.

В первичных группах сильна взаимосвязь членов, важно тесное общение, поддержка, обсуждение общих тем. Во вторичных группах людей не заботит эмоциональная сторона взаимодействия, они сосредоточены на достижении конкретной цели. Например, студентов университета объединяет желание получить диплом, но это не обязывает дружить и помогать одногруппникам. Однако внутри вторичных групп могут образовываться первичные. Так, среди всего сообщества посетителей фитнес-зала несколько человек подружились и стали заходить в спорт-бар после тренировки. Общаясь и сближаясь, они образовали новую первичную группу.

Характеристика класса как ученического коллектива

Определение: Школьный класс — малая социальная группа, целью членов которой является получение знаний. 

В ученическом коллективе очень важно взаимодействие между детьми. В общении одноклассников, а не на уроках закладываются основы успешности личности. Ребенок учится налаживать отношения, действовать в конфликтах, заводить друзей, высказывать и защищать свою точку зрения, приобретает множество коммуникативных навыков.

На пути достижения важной социально значимой цели, ученики развиваются в атмосфере равенства, понимания личной ответственности перед коллективом. К каждому ребенку в школе предъявляются одинаковые требования, предоставляются равные права.

Класс является реальной и формальной социальной группой. Его состав закреплен в документах школы. Дети годами учатся вместе, связи между ними усиливаются. Однако это не значит, что все должны между собой тесно общаться и дружить. Внутри класса образуются новые первичные социальные группы, основанные на общности интересов и личной симпатии. Дружеские компании часто недолговечны. Дети, считающие себя лучшими друзьями в третьем классе, могут перестать общаться в четвертом. Более устойчивые связи формируются в средней и старшей школе, когда друзья становятся для подростка на первое место. 

Состав и структура школьного класса

Структура малой социальной группы бывает формальной и неформальной.

Формальная структура строится воздействием извне. Она не зависит от участников группы, регулируется классным руководителем. Примером формальной структуры служит организация самоуправления школьников. Учитель назначает ребят на должности в зависимости от навыков, умений, пожеланий. Самые активные дети становятся старостами. Для получения этого статуса учащийся должен себя проявить, иметь хорошие отношения с одноклассниками, показывать высокие результаты в учебе.

Неформальная структура формируется стихийно. Чаще всего она полностью отличается от неформальной. Например, выбранный классным руководителем староста не пользуется популярностью у одноклассников, а неуспевающий ребенок обладает лидерскими качествами, дети к нему тянутся. Неофициальная структура строится постепенно. Школьники знакомятся, узнают друг друга поближе, составляют мнение об одноклассниках. Решающее значение имеют эмоции, которые испытывают дети к членам коллектива. Интересно, что ни учитель, ни родители не могут управлять этим процессом. Часто взрослые могут не знать реальную обстановку в классе.

Для детей неформальные связи гораздо важнее формальных.

Не каждый класс имеет четко разграниченную структуру, в некоторых коллективах она полностью отсутствует. Дети и учителя не рассматривают класс как единое целое. В таком коллективе у ребят нет чувства сопричастности, значимости социальной группы. Дети образуют небольшие компании друзей, даже не зная имен некоторых одноклассников.

Переходным этапом к полноценной структуре является «складывающаяся структура», когда половина класса образует группировку, а остальные существуют сами по себе.

Худший вариант развития класса — конкурирующая структура. Ребята причисляют себя к одной из двух противоборствующих группировок. Каждая из них прошла собственный путь становления, основанный на общих ценностях и интересах.  В классе враждебная атмосфера, постоянно происходят конфликты, ребенок вынужден выбирать сторону, если не хочет становиться изгоем в глазах ровесников.

Как мы уже сказали, формирование структуры класса — процесс длительный. А. С. Макаренко выделил три стадии формирования школьного коллектива:

  1. Становление. На первой стадии процессом управляет классный руководитель. Учитель выдвигает требования, устанавливает правила поведения. Формирование благополучного коллектива — главная цель педагога на этом этапе. Он закладывает основу классного актива, распределяет роли, подключает к участию застенчивых ребят.
  2. Усиление влияния детей. Требования предъявляются не только учителем, но и детьми к одноклассникам. Коллектив стабилизируется, каждый ребенок начинает осознавать свою роль в группе.
  3. Расцвет коллектива. Учащиеся четко понимают цели коллектива, их значимость, важность стремления к знаниям, у ребенка повышаются требования к себе. Если класс дошел до этой стадии, в нем созданы все условия для формирования целостной, высоконравственной личности. Дети объединены общим опытом, одинаково реагируют на события, происходящие в школе. Каждый ребенок ощущает поддержку социальной группы, может обратиться за помощью и стремится контактировать с одноклассниками.

Границы стадий размыты. Коллектив может навсегда застрять на первой стадии. Дети постоянно сталкиваются с противоречиями, влияющими на развитие личности и класса. Происходит диссонанс:

  •  между правилами неформального общения и порядками, установленными учителем; 
  • между отдельными группами учащихся; 
  • между отдельным ребенком, чем-то отличающимся от других, и всей социальной группой.

Социализирующие функции школьного класса

Помимо первостепенной образовательной задачи, класс выполняет следующие социализирующие функции:

  • Коммуникативная. В классе закладываются основы межличностного и делового общения.
  • Защитная. В дружном коллективе ребенок ощущает поддержку, общается и работает в теплой атмосфере, основанной на принятии и принципах гуманизма. В классе школьник должен ощущать себя комфортно. 
  • Отношенческая. Член классного коллектива знакомится с разными отношениями между людьми. Невозможно дружить со всеми, важно понимать, как вести себя в спорных ситуациях и не бояться конфликтов.
  • Ценностно-нормативная. В школе дети, как губки, впитывают ценностные установки и формируют понятие нормы. Ребенок привыкает моделям поведения, принятым в его классе.
  • Эмотивная. В школе ребенок переживает огромный спектр эмоции, учится понимать и принимать собственные чувства.

Все эти функции служат образованию индивидуальности ребенка.

Помимо развивающих функций, класс помогает обособлению школьника. Оно идет в двух направлениях:

  • автономизация от родителей и учителей;
  • автономизация от ровесников.

Родители подростков со страхом ожидают пубертатного периода, и, действительно, с переходом в среднюю школу отношение ребенка к миру взрослых меняется. С одной стороны, он притягивает школьника, подросток не хочет признавать себя ребенком. С другой, мнение родителей и педагогов перестает быть первостепенным, часто дети скатываются в агрессию.

Заметка: Еще одна важная функция класса — стимулирующая.

В успешном коллективе ребенок взаимодействует со сверстниками в формате здоровой конкуренции, стремится получать хорошие оценки, проявлять активность в школьных делах.

Статусно-ролевая структура школьного класса

Внутренняя основа социального взаимодействия в классе — межличностное предпочтение. Между ребятами возникает симпатия и антипатия, дружба, вражда. 

Симпатию вызывают положительные качества, общие интересы и даже гендерная принадлежность. Так, мальчики и девочки охотнее общаются с представителями своего пола. В центре внимания отзывчивые, общительные, искренние дети. 

В классном коллективе неформально выделяются лидеры и отвергаемые. Разделение берет начало еще в детском саду. 

Формальное и неформальное лидерство часто не совпадают. Это зависит от желания ребенка быть скрытым лидером.

Явный лидер стремится заполучить влияние не только в кругу одноклассников, но и в глазах учителя. Задача педагога определить, каким будет влияние такого ребенка на класс, какие цели он преследует, удастся организовать совместную работу с этим ребенком. Мотивы лидерства могут быть в желании самоутвердиться, стать центром всеобщего внимания.

Скрытый лидер не горит желанием получить роль в активе класса. Он действует изнутри, со взрослыми контактирует мало, воздействует на класс через друзей. Такой ребенок может стать инициатором травли, и никто его не заподозрит. Но скрытое лидерство не является негативной характеристикой. Учителю важно выявить активного ученик и направить его талант в благое русло.

Отвергаемые — вторая обязательная роль в школьном коллективе. Даже в самом дружном классе есть дети, с которыми остальные не хотят общаться. Группа отвергает жестоких, циничных, равнодушных людей. Но, к сожалению, часто поводом для изгнания становятся внешние недостатки, неблагополучие семьи, отсутствие интереса к общим делам.

Влияние школьного класса на формирование личности

Являясь членом социальной группы, школьник должен принимать ее правила. Пренебрежение ими не позволит ребенку стать членом коллектива, школьника не примут. Но это вовсе не означает, что ребенок должен пассивно следовать принятым в классе нормам, если они его не устраивают. В таких условиях школьник учится противостоять дурному влиянию, аргументировать свою позицию. В здоровом коллективе развивается инициативность, ответственность, креативность, коммуникабельность. Ребенок впитывает основы гуманизма, патриотизма, гражданственности.

Принципы социального воспитания в школьном классе

Социальное воспитание школьника осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • Природоссобразность. Воспитание ребенка должно происходить в гармонии с его биологическим развитием.
  • Вариативность. Многонациональная страна требует учета национальных и этнических особенностей индивида.
  • Гуманизация. Ребенок — самостоятельная личность, нуждающаяся в уважении и доверии.
  • Культуросообразность. Воспитание ведется на основе традиции, культуры, истории общества.
  • Коллективность. Школьник развивается к группе сверстников.
  • Диалогичность. Взрослые делятся социальным опытом в диалоге.

Школьный класс как социальная группа закладывает основы успешности человека в будущем.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту