20.08.2024
#Социология
42

Общественное мнение с позиции социологии: этапы формирования, методы изучения

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Общественное мнение как объект социологического анализа
  2. Этапы формирования общественного мнения
  3. Функции общественного мнения
  4. Переменные, влияющие на общественное мнение
  5. Методы изучения общественного мнения
  6. Влияние общественного мнения на личность человека
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Общественное мнение как объект социологического анализа

Социологи считают общественное мнение особым состоянием реального сознания. При этом признается, что в социологии практически нет понятия, такого же сложного и труднодоступного для изучения, как мнение человека об обществе. Сложности связывают с непростой природой изучаемого объекта и содержанием большого количества различных элементов в нем. Общественное мнение не может изучаться с позиции одной формы или одного уровня, сферы сознания. Оно содержит одновременно рациональное и иррациональное. Рациональным признается сознательное выражение интересов, иррациональным — массовые ощущения, переживания, социальные чувства.

Общественное мнение признается устойчивым эмоционально-волевым отношением. Оно позволяет дать оценку происходящим явлениям, но чаще всего эта оценка является субъективной, заинтересованной. В обществе с давно сформированным и хорошо развитым общественным мнением под термином «общественное мнение» понимают также совокупность рационального начала, социального чувства и выражения воли.

Исследователи общественного мнения в области социологии считают, что основная цель проведения анализа состоит, прежде всего, в фиксации общественного мнения. Необходимо зафиксировать вербальное выражение мнения множества индивидов. Полученная информация должна содержать элементы знаний, понимания ценности объектов и выражение готовности к действию.

Субъектом изучения общественного мнения становятся группы людей, общности, сформированные в социуме. В качестве объекта для изучения выбирают события и явления, происходящее в обществе и имеющие различную окраску. Но для изучения выбирают не каждое явление или фактор, а лишь те явления, что вызывают в обществе определенные реакции.

Этапы формирования общественного мнения

Для изучения общественного мнения важно знать об этапах его формирования. Социологами выделено три таких этапа:

  1. Этап зарождения. На этом этапе формируется интерес к чему-либо. Интерес зарождается на индивидуальном или групповом уровне. Объекты становятся интересными, субъекты пытаются узнать о них как можно больше полезной информации. Человеку  хочется получать все больше сведений о заинтересовавшем его явлении. Это необходимо ему для формирования определенного мнения об объекте.
  2. Этап формирования. Происходит обмен общественным мнением. Такой обмен осуществляется межличностных, индивидуальных или групповых уровнях. Мнение выражают по поводу ситуации или условия, имеет определенный эмоциональный окрас. Эмоции являются ответом человека на происходящее, они появляются всегда, не зависимо от ситуации. Но в зависимости от ситуации эмоции могут быть положительными или отрицательными.
  3. Этап запуска или функционирования. На этом этапе у большинства индивидов формируется мнение, соответствующее мнению большинства. Общественное мнение переходит к поведенческой форме, что приводит к выражению его не словами, а делами. Например, если в обществе или конкретной группе принято отдавать мальчиков на курсы робототехники, то при хорошо сформированном мнении, молодой родитель, едва ребенок достиг нужного возраста, сделает это.

Существует и четвертый этап, который не всегда выделяется и плохо изучен. На этом этапе происходит спад интереса к проблеме. Она становится неактуальной, либо разрешенной. Появляются новые интересы и явления, нуждающиеся во внимании человека или конкретной группы.

Функции общественного мнения

Если говорить об общественном мнении как о социальном явлении, то функции его — это направление и способ, при помощи которого оно влияет на другие явления социального характера. Общественное мнение характеризуется наличием, прежде всего, социальных функций. В качестве коллективно оценочного суждения оно выполняет следующие роли:

  1. Объединяющую. Похожее мнение объединяет людей и группу. Естественно, что полного единства общественного мнения удается достичь в исключительных случаях, но даже если в обществе присутствуют отдельные индивиды, не разделяющие мнение большинства, распада группы не происходит. 
  2. Регулятивную. Общее мнение влияет на мнение индивида, принуждая его действовать и мыслить определенным образом. Если учитывать, что мнение большинства не всегда является адекватно ситуации, то подобная функция общественного мнение может рассматриваться в негативном ключе.
  3. Социализирующую. Усвоив мнение общества, индивид быстрее вливается в конкретную группу. 
  4. Экспертную. Мнение большинства может стать истинной в последней инстанции. И это также функция, могущая быть признанной негативной.

При рассмотрении мнения общества с позиции социального института выделяют: адаптирующие, регулятивные, консультативные, контрольные и защитные функции. Также в качестве социального института общественное мнение наделяют директивной функцией, проявляющейся в основном в процессе организации выборов, а также номенклатурной функцией, определяющей легитимность власти.

В зависимости от субъекта выделяют мнение групп и народа. По изучаемому объекту мнение может быть региональным или общенациональным. Также общественное мнение может быть деструктивным и конструктивным. Первое вносит отрицательный момент в социум, формирование второго, наоборот, положительно отражается на обществе. Мнение подразделяют на скрытое и явное. Скрытым признается мнение, о наличии которого неизвестно даже самому индивиду.

Переменные, влияющие на общественное мнение

На общественное мнение влияют следующие факторы:

  • личностные — пол, возраст, характер индивида, профессия, хобби, образование;
  • социальные — происхождение человека, занимаемая им в обществе позиция, материальный достаток, социальная обеспеченность;
  • культурные — интересы личности в отношении книг, кино, телевидения, искусства;
  • психологические;
  • научно-технические.

Также на общественное мнение влияют отношения между властными структурами и обществом. Развитие общественного мнения определяется его значимостью, наличием дискуссионного характера и необходимого уровня компетенции.

Методы изучения общественного мнения

Для изучения мнения общества социологи:

  • проводят социологические исследования — эксперименты, наблюдения, опросы, анкетирование, интервью;
  • делают неформальные исследования, изучают документы и источники, в которых зафиксировано изменение мнения;
  • анализируют факторы и данные статистических исследований.

Полнота изучения достигается посредством применения методов в комплексе.

Влияние общественного мнения на личность человека

Общественным признается исключительно мнение, соответствующее таким социологическим критериям, как значимость и компетентность. Оно должно вызывать у индивида желание вступить в дискуссию или спор, а также вести к образованию новых социальных практик, образованных на основе нескольких мнений.

Степень влияния общественного мнения на личность зависит от образования человека, его личностных убеждений и воспитания. Но также его влияние определяется и личностью того, кто желает оказать воздействие на общество. Манипулятор общественным мнением должен изучить множество факторов влияния, понять, какая информация интересует группу, в какой форме преподносить ее, чтобы завладеть максимальным количеством умов.

Манипулирование мнением общества позволяло успешно прийти к власти людям, совершенно этого не достойным. Гитлер сыграл на стремлении общества к выходу из кризиса, желании отомстить за поражение в войне. Он учел стремление немцев к возвращению былого благосостояния и пообещав нации лучшие дни, смог добиться получения одобрения максимального количества избирателей. Более безопасным вариантом манипуляции является изучение общественного мнения с целью повышения потребительского спроса на конкретные товары.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту