31.07.2024
#доклад
#конференция
42

Эмиль Дюркгейм и его вклад в социологию

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Жизненный путь Эмиля Дюркгейма
  2. Сущность концепций Эмиля Дюркгейма
  3. Основные труды философа
  4. Развитие социологии
  5. Особенности «Социологизма» Дюркгейма
  6. Солидарность: проблема интеграции индивида и общества
  7. Исследование самоубийств
  8. Дюркгейм и его взгляд на религию как ключевой элемент социального развития
  9. Место морали в социологии Дюркгейма
  10. Аномия и «коллективное возбуждение» в теории Дюркгейма
  11. Эмиль Дюркгейм и его наследие в социологической теории

Французский ученый, первым основавший социологическую школу на своей родине, Эмиль Дюркгейм первым попробовал сформулировать и конкретизировать предмет изучения социологических наук — социальную сферу. Он выделял социологизм как один из основных научных методов познания и добивался признания этой области как полноценной науки.

Жизненный путь Эмиля Дюркгейма

Будущий ученый родился 15 апреля 1858 года в семье верующих евреев на северо-востоке Франции (город Эпиналь). Его отец был потомственным раввином — религиозным наставником и учителем. С самого детства Эмиля готовили к продолжению деятельности отца и прививали религиозные ценности. Мальчика отдали в раввинскую школу, там он изучал древнееврейский язык, Торе и Талмуду. 

После смерти отца Эмиль отказался от религиозный традиций семьи. К подобному решению могла иметь отношение учитель-католик в его школе, поскольку еще некоторое время после смены образовательного учреждения он интересовался католицизмом. В то время также происходили процессы разложения еврейских общений, ослабление религиозной нетерпимости и развитие ассимиляционных процессов. Однако Эмиль так и не стал ни католиком, ни атеистом, уже с юношества придерживаясь агностических взглядов.

При этом воспитание в религиозной семье сказалось на его взглядах: Дюркгейм описывал значимость социальной и нравственной роли религии, рассматривая ее как часть социальной науки.

Продолжить обучение у Эмиля получилось только с третьего раза. В 1879 году Дюркгейм начал высшее обучение в Нормальной школе Парижа. С его курса выйдут сразу несколько деятелей: Анри Бергсон, Жан Жорес.

Эмиль вдохновлялся такими учеными как: Э. Бугру, Фюстель де Куланж. Также он проявлял интерес к учениям Огюста Конта и Герберта Спенсера. При этом отдельных предметов, рассматривающих проблемы общества в учреждениях Франции тогда еще не существовало, поэтому француз уделял основное внимание философии и психологии.

Сущность концепций Эмиля Дюркгейма

Многие гипотезы Эмиля стали продолжением учений Огюста Конта: от взглядов о положении до истории возникновения социологии в качестве научной дисциплины. Особое значение в своих работах Дюркгейм отдавал позиционированию объекта социологии и определению предмета — социальных фактов. Эта проблема понимается в том или ином виде во всей деятельности ученого. 

Эмиль рассматривал социальный факт как фундамент жизни общества, который нельзя причислить ни к физическим, ни к экономическим, ни к психологическим реалиям, и которые нужно расценивать отдельно. Они являются общественными нормами, ценностями, обычаями, институтами — коллективными представлениями, которые распространены в обществе и образуют основу социальной жизни.

Главными характеристиками соц. фактора являются:

  • независимость — они могут существовать отдельно от человека, имеют объективное существование в обществе;
  • принудительная сила — они могут оказывать на человека давление, «принудительное воздействие» с помощью механизмов социализации и общественного контроля.

Все социальные факты Дюркгейм классифицировал на два типа: морфологические и духовные. К первым относятся факты, которые представляют материальную основу общества — количество контактов, их интенсивность, особенности социальных групп и другое. К духовным относились социальные факты формирующие коллективное сознание.

Так, Эмиль Дюркгейм занимался исследованием именно второй группы: духовных соц. фактов и считал что за ними главенствующее значение.

Основные труды философа

Ключевой работой Эмиля стал «Метод социологии», изданный в 1898 году. Этот труд собрал уникальные взгляды на социологию в качестве научного исследования социальных фактов. В этом же произведении социальный факт становится основным понятием его теории. Помимо этого ученый занимался изучением проблем религии и ее места в социологии, а также исследовал причины суицида.

Развитие социологии

Эмиль Дюркгейм добивался того, чтобы социология воспринималась как академическая дисциплина. Он не только конкретизировал формулировку предмета социологии, но и разработал методологию социологических исследований. 

В отличие от марксистской теории, Дюркгейм сосредоточился на субъективизации социальной деятельности, ее структуризации. Так, он выделил несколько структурных элементов:

  • общую социологию — занимается охватом принципов общественного функционирования;
  • социальную морфологию — отрасль, изучающая общество с точки зрения структуры, соц. органы, в том числе и институты, состав и классификацию населения;
  • социальную физиологию — изучающая жизненные аспекты этой области, в том числе социологию семьи, религии и др.

При этом понятие общества по мнению Дюркгейма тоже приобрело изменения. Для него это была система соц. фактов и их взаимодействий между собой. А ключевым аспектом являлись субъективным факты.

Они представляют собой группу социальных норм, которые оказывают принудительное воздействие на поведение людей. Благодаря этому рождаются общественные взаимосвязи. Эти факты формируют общественное сознание — основа деятельности данной области. Именно на него направлен социологический анализ и основы коллективного развития.

Дюркгейм также полагал, что переворот не может решить проблемы в социальных системах. Чтобы изменить их за политическими изменениями обязательно должны следовать социальные — именно они влияют на нравственные ценности общества и формируют духовные социальные факты. 

Таким образом учение об обществе и социальных фактах послужило основой для современных социологических теорий, к примеру, структурно-функционального анализа.

Исследование природы суицида

Ученого заинтересовала разница в показателях суицида между протестантами и католиками. Воспользовавшись данными предыдущих исследований, Дюркгейм изучал причины самоубийства и явления, характерные для общества в целом. 

В результате его работы в 1897 году вышла книга «Самоубийство», в которой он объяснил разницу в численном количестве самоубийств более сильным социальным контролем в католических сообществах.

Проблемы религии

Особое значение во взглядах Дюркгейма занимала религия. И хотя всю свою жизнь он оставался агностиком, религия для него — продукт развития социума. Он изучил историю становления различных религий и выразил мнение, что объектом каждого религиозного культа является социум. При этом их деятельность направлена на формирование коллективной общности, очерчиванию идеалов, функия которых бы заключалась в поощрении социального развития.

Таким образом, религия по мнению Эмиля несет функцию сбережения нравственных ценностей, помощи в формировании личности, становлении позитивной солидарности и развитию общества. При этом необходимо именно социальная религия.

Особенности «Социологизма» Дюркгейма

В основе теоретико-методологической базы концепций Эмиля лежал социологизм — разновидность социального реализма, в котором первостепенное значение, объясняющее бытие человека и его среды имеет социальная реальность и социологические методы. 

Таким образом ученый сделал вывод, что каждый человек подвергается моральному и физическому давлению общества. А сам человек состоит не только из индивидуальной части, которая отвечает за жизнедеятельность организма и рассматривающаяся биологией, но и социальной частью. Последняя представляет реальность социума — морального и интеллектуального порядка. 

При этом в социологизме ученый выделил два аспекта:

  • онтологический — более общее понятие о бытие и его законах;
  • методологический — социология подобна в методологическом плане исследованию природы: необходимо находить причинно-следственные связи.

Именно социум является базой общественной жизни, без него, по мнению Дюркгейма, невозможно существование политики, морали, религии и других институтов. Согласно основной идее социологизма, Эмиль объяснял социальное с помощью социального, при этом значимость других факторов в его глазах была значительно меньше.

Солидарность: проблема интеграции индивида и общества

Одной из центральных проблем в творчестве Эмиля Дюркгейма стала социальная солидарность. Это явление, формирующее общественное целое, сближающее общество. Чем выше уровень социальной сплоченности, тем прогрессивнее общества. При этом возникает естественный процесс разделения труда, который необходим для согласия (солидарности) всех членов общества. Такая солидарность возникает в виде двух форм: механической и органической.

Механическая и органическая солидарность

Первый вид был распространен в старых общинах, где существовало социальное равенство, строгая система. Любое девиантное, нестандартное поведение влекло жестокое наказание. Так, не могла развиваться индивидуальность человека и полноценно развиваться общество.

Для современного социума характерна органическая солидарность — социальный обмен и его результаты обоснованы потребностью людей друг в друге. Благодаря этому появляется обмен не только продуктами труда и деятельностью, но также обмен знаниями и навыками. Благодаря этому возникают обычаи, нормы, ритуалы, характерные для конкретных социальных групп.

Исследование самоубийств

Занявшись сбором и анализом статистики самоубийств в различных европейских странах, Дюркгейм хотел доказать, что причиной суицида выступает социологический аспект, опровергая биологические, психопатологические и психологические причины.

Основной теории стала гипотеза о том, что самоубийство как социальный факт, является продуктом тех явлений, которые возникают в результате социальных взаимодействий.

На основе своего исследования Эмиль пришел к выводу, что главной причиной самоубийств стало ослабление социальных связей и индивидуальная изоляция. При этом чем выше уровень социальной солидарности в группе, тем ниже риск суицида. В дальнейшем эта работа подверглась критике со стороны современников.

Дюркгейм и его взгляд на религию как ключевой элемент социального развития

Уникальным на тот момент стал методологический подход Эмиля к рассматриванию религии. Не причисляя себя ни к одной вере, он оценивал религиозный аспект строго в рамках его воздействия на общества: формирования ценностей и влияния на отдельных индивидов. Он рассматривает конкурирующие теории тотемизма, анализирует исторические аспекты зарождения религий. В результате чего родилась гипотеза о том, что божественные силы  возвышаются обществом.

Место морали в социологии Дюркгейма

Согласно ученому мораль является реальной, действенной и практической силой. Каждое социальное решение имело моральную окраску — основывалось на нравственный сторонах, убеждениях и основаниях. Таким образом мотивация социальных решений во многом была обусловлена моралью.

В результате Дюркгейм сделал вывод, что наиболее эффективны те социальные решения, которые затрагивают глубокие нравственные ценности общества.

Аномия и «коллективное возбуждение» в теории Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм также рассматривал и патологические состояния общества. Так возникло понятие аномия — патология общества, которое возникает в переходные и кризисные периоды. Когда прежние нормы и ценности уже утратили актуальность, при этом еще не сформировались новые. Такое состояние можно разрешить реформами, которые могут привести как к улучшению жизни, так и к экономическому краху.

При этом может возникать «коллективное возбуждение»: общество объединяется и одновременно передает одну идею или участвует в одной деятельности.

Эмиль Дюркгейм и его наследие в социологической теории

Оставив после себя обширное количество работ, концепций и теорий, Эмиль Дюркгейм внес огромный вклад в развитие социологии как академической науки и социальной школы в принципе. Основная школа продолжила распространение идей и концепций, поддерживала их даже на протяжении Первой и Второй мировых войн. Ученики в дальнейшем продолжили развивать отдельные направления в этой области, постепенно доводя ее до современной социологии и выступая в роли защитников теории своего наставника от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Так, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии, способствовал распространению количественного  и структурно-функционального анализа, внес свою долю работы в развитие права и социологических аспектов религии. А его разработки в обществознании послужили основной многих социологических теорий.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!