30.08.2024
#доклад
#конференция
42

Стилистическая ошибка и стилистический прием в практике редактирования

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение стилистической ошибки. Причины возникновения
  2. Основные виды стилистических ошибок
  3. Стилистические приемы в редактировании текста
  4. Основные принципы редактирования текста

Определение стилистической ошибки. Причины возникновения

Стилистическая ошибка — это неправильное использование языковых средств, нарушающее единство стиля текста и ухудшающее его восприятие читателем. Такие ошибки могут возникать на уровне лексики, грамматики, синтаксиса, фразеологии и прочих аспектов языка. Главная проблема стилистических ошибок заключается в том, что они создают стилистически неоднородный текст, который может сбивать с толку и усложнять понимание.

Причины возникновения стилистических ошибок разнообразны и могут включать следующие факторы:

  1. Незнание языковых норм. Авторы могут не осознавать, какие выражения или конструкции являются нормой для определенного типа текста. Например, использование разговорных выражений в официальном тексте.
  2. Недостаток языковой культуры. Пренебрежение правилами литературного языка в результате отсутствия элементарной языковой культуры и привычки использовать жаргон, сленг или просторечия в неподходящих контекстах.
  3. Влияние иностранного языка. Часто происходит с авторами, которые много работают с текстами на других языках. Например, калькирование синтаксических структур из английского языка.
  4. Невнимательность и невысокий уровень подготовки текста. Спешка или недостаточный рецензирование текста могут привести к тому, что ошибки просто остаются незамеченными.
  5. Использование штампов. Ограниченность в текстовых конструкциях приводит к чрезмерному использованию однотипных выражений и клише.
  6. Неправильное понимание задачи. Автор может неправильно трактовать цели и аудиторию текста, что ведет к выбору неподходящего стиля.
  7. Смешение стилей. Некорректное комбинирование элементов различных стилей в одном тексте, например, совмещение научного и разговорного стиля без обоснованной необходимости.
  8. Интерференция диалектов и говоров. Процесс, при котором элементы одного диалекта переносятся в текст, написанный на другом диалекте или литературном языке.

Предотвращение стилистических ошибок включает в себя:

  • Овладение нормами литературного языка и понимание стилистических особенностей различных типов текстов.
  • Регулярное чтение качественной литературы.
  • Практика написания и редактирования текстов различных жанров.
  • Консультации со специалистами и использование справочной литературы.
  • Внимательное редактирование и вычитка текстов.

Эффективное использование языка способствует созданию ясных, точных и стилистически гармоничных текстов, что является важным навыком в любой профессиональной деятельности.

Основные виды стилистических ошибок

Стилистические ошибки могут проявляться в различных формах и на разных уровнях текста. Основные виды стилистических ошибок включают следующие:

1. Лексические ошибки:

  • Плеоназм – избыточное использование слов, выражающих одно и то же значение, например, «подниматься вверх».
  • Тавтология – повторение того же самого слова или однотипных слов в пределах тесного контекста, например, «масляное масло».
  • Невозможное сочетание слов – использование слов, которые не сочетаются друг с другом по значениям, например, «жарить мороженое».

2. Грамматические ошибки:

  • Нарушение согласования — несогласованные окончания в предложении, например, «новое учебники».
  • Неверное использование предлогов и других косвенных частей речи, например, вместо «спросить учителя».

3. Синтаксические ошибки:

  • Неправильный порядок слов в предложении — нарушение обычного порядка слов, что затрудняет восприятие текста, например, «Он сегодня гулял с братьями своими» вместо «Он сегодня гулял со своими братьями».
  • Ошибки в использовании сложных предложений — неправильное построение сложноподчиненных и сложно-сочиненных предложений, что приводит к недоразумениям, например, «Когда я пришел домой, он хотел, чтобы я сразу позвонил ему, чего я не сделал» вместо «Когда я пришел домой, он попросил меня позвонить ему, чего я не сделал».

4. Фразеологические ошибки:

  • Неверное использование фразеологизмов — применение выражений не по назначению или в искаженном виде, например, «вить веревки из песка» вместо «вить веревки из кого-то».
  • Калькирование иностранных фраз — дословный перевод иноязычных выражений, что нарушает идиоматическую природу русского языка, например, «делать смысл» вместо «иметь смысл».

5. Стилистические клише и штампы:

  • Избыток штампов — чрезмерное использование избитых выражений и фраз, например, «золотые руки» в контексте, где это выражение неуместно.
  • Стереотипные выражения — использование выражений, которые давно утратили оригинальность и свежесть, например, «правильного решения нет».

6. Ошибки в стилистическом единстве:

  • Смешение стилей — использование элементов разных стилей без должного обоснования, что приводит к стилистическому диссонансу, например, на научной конференции говорить в слишком разговорном тоне.
  • Несоответствие стиля тексту — выбор стиля, не соответствующего цели текста или его аудитории, например, чрезмерная формализация поздравительной речи.

7. Ошибки в выборе лексики:

  • Устаревшая или неактуальная лексика — использование слов, которые вышли из употребления или воспринимаются как устаревшие, например, «гальванизм» для обозначения электричества.
  • Жаргонизмы и сленг — использование специфического вокабуляра в неподходящем контексте, например, «багаж знаний» вместо «знания».

Стилистические ошибки могут значительно ухудшить качество текста, сделать его трудным для понимания или восприятия. Поэтому важно внимательно относиться к редактированию и корректировке текста, чтобы избежать подобных проблем.

Стилистические приемы в редактировании текста

Редактирование текста является важным этапом в подготовке качественного материала. Стилистические приемы помогают улучшить структуру, выразительность и понятность текста. Ниже представлены некоторые из наиболее эффективных стилистических приемов, используемых в редактировании.

Упрощение:

  • Удаление избыточных слов, сложных конструкций и жаргона. Старайтесь использовать простые и понятные фразы, которые легче воспринимаются читателем.
  • Пример: вместо «в связи с тем, что» лучше использовать «поскольку».

Вариативность:

  • Избегайте повторения одних и тех же слов и фраз. Использование синонимов и перефразирование делает текст более выразительным и интересным.
  • Пример: замените многократное «хороший» на «превосходный», «отличный».

Согласованность и логика:

  • Все элементы текста должны быть логически связаны между собой. Проверяйте, чтобы каждая идея плавно переходила к следующей, и избегайте неожиданных прыжков в тематике.
  • Пример: при обсуждении проблем в одной области переходите к следующим проблемам в той же области, а не перемещайтесь к совершенно другой теме.

Конкретизация:

  • Используйте конкретные примеры и факты вместо общих утверждений. Это помогает сделать текст более убедительным и достоверным.
  • Пример: вместо «многие люди любят спорт» можно сказать «по данным опроса, 70% респондентов предпочитают заниматься спортом».

Эмоциональная окраска:

  • Добавляйте эмоциональную окраску к тексту, чтобы вызвать интерес и вовлеченность читателя. Использование образных выражений и метафор помогает создать яркие образы.
  • Пример: «Он бежал, словно ветер, проходя мимо деревьев, которые напоминали стоящих стражей».

Структурирование информации:

  • Разделяйте текст на абзацы, списки и подзаголовки. Это помогает читателю легче ориентироваться в тексте и воспринимать информацию.
  • Пример: использование буллетов для перечисления ключевых моментов или идей.

Основные принципы редактирования текста

Редактирование текста — это процесс, требующий внимания к деталям, терпения и понимания принципов, которые помогают создать качественный продукт. Ниже приведены основные принципы редактирования, которые помогут в этой работе.

Четкость и ясность:

  • Текст должен быть понятным. Используйте простые конструкты и избегайте сложных фраз, чтобы читатель не терял нить вашего изложения.
  • Проверяйте, чтобы каждое предложение имело смысл и трудно воспринимаемые места были переработаны.

Целевая аудитория:

  • Понимание аудитории — ключевой момент. Настройка стиля и уровня языка под конкретную группу читателей поможет сделать текст более привлекательным и доступным.
  • Задайте себе вопрос: подходит ли ваш текст для вашей целевой аудитории и интересен ли он им?

Последовательность:

  • Важен не только логический поток мыслей, но и стиль изложения. Если в начале текста вы используете формальный стиль, не стоит резко переходить на разговорный.
  • Проверьте, чтобы форматирование (шрифты, размер, цвет) оставалось единообразным по всему тексту.

Критичность:

  • Не бойтесь критически оценивать свой текст. Оставьте его на некоторое время, чтобы вернуться к нему с «свежими глазами».
  • Прочтите текст несколько раз, проверьте его на ошибки, недочеты и места, требующие улучшения.

Редактирование в два этапа:

  • На первом этапе сосредоточьтесь на содержательной стороне текста — проверка фактов, аргументов и логики.
  • На втором этапе займитесь формальной стороной: стилистика, грамматика, пунктуация и форматирование.

Обратная связь:

  • Получение мнения других людей (редакторов, коллег, целевой аудитории) может дать полезную дополнительную перспективу и помочь улучшить текст.
  • Рассматривайте критику как возможность для обучения и профессионального роста.

Следуя этим стилистическим приемам и принципам редактирования, вы сможете значительно повысить качество ваших текстов, сделать их более структурированными, понятными и привлекательными для читателя.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!