Рады, что вам понравилась статья 😊
В данной статье разберемся с психологическим термином «внимания». Проблема концентрации внимания возникает у детей в детском саду и школе. Проблема не отпускает и студентов университетов. Внимание формируется в детском возрасте с малых лет. Поэтому перед педагогами и родителями встает вопрос о правильном формировании данной психологической функции. Дадим определение и узнаем функции, явления и принципы внимания.
Для начала рассмотрим научное определение данного термина.
Определение: Внимание — способность человека концентрироваться на определенном предмете, явлении или процессе с целью максимального извлечения информации.
При этом он игнорирует посторонние шумы и потоки информации, которые в данный период времени являются ненужными.
Стоит отметить, что органы чувств постоянно получают различную информации. Однако при высокой концентрации внимания этот процесс фокусируется только на нужном человеку предмете или объекте. Он может попадать в такое состояние сознательно или бессознательно.
Внимание помогает человеку собрать актуальную и чрезвычайно необходимую информацию в конкретный промежуток времени. Обычно это необходимо для:
Это далеко не все жизненные ситуации, где так необходимо внимание. Оно необходимо человеку в течении всей его жизни и хорошо формируется в раннем возрасте. Поэтому необходимо правильно подобрать методы воспитания, которые сформируют данное качество в ребенке.
За процесс внимания в человеческом мозге отвечает специальное образование — ретикулярная формация. Дадим ему определение.
Определение: Ретикулярная формация — сетевидное образование, которое объединяет элементы коры больших полушарий головного мозга.
То есть, она связывает разные центры, отвечающие за разное восприятие различных видов информации.
У человека имеется ряд органов чувств, источников информации:
Ретикулярная информация становится соединительным элементом нервных центров органов чувств. Когда появляется нужда сконцентрировать внимание на предмете, то включается ретикулярное образование и связывает работу всех органов чувств. При этом посторонние сигналы мозга ингибируются.
Психологи выделили три функции данного качества: селективную, запоминающую и контрольную. Разберем более подробно.
Данный вид функции реализуется через селекцию. Дадим этому слово четкое понятие.
Определение: Селекция внимания — отбор из всего общего потока информации только необходимой человеку в данный период времени.
Напомним, что посторонние потоки и шумы могут игнорироваться или восприниматься слабо.
Благодаря селекции человек получает востребованную информацию и игнорирует ненужную. Часто именно это явление становится залогом успеха в деятельности, соревновании или обыденном увлечении.
Приведем пример проявления селекции: вождение автомобиля. Перед тем, как получить полноценные права, человеку необходимо пройти обучение в автошколе. Устные и письменные тесты направлены на запоминание дорожных правил, знаков. Практическое вождение с инструктором направлено на формирование внимания к дороге. Во время вождения человек концентрируется на знаках, автомобилях на дороге, пешеходах. Часть информации он игнорирует: например, шумное поведение ребенка в машине. Это необходимое условие грамотного вождения и избегания несчастного случая.
Определим новый психологический термин — запоминание.
Определение: Запоминание — процесс сохранения новой информации в структуре памяти. При данном процессе в мозге формируются новые связи.
Определим связь запоминания и внимания на примере: обучение детей в школе. На уроках часто можно увидеть два типа школьников: сосредоточенных и отвлеченных. Сосредоточенные дети поглощены процессом обучения, проявляют максимум внимания, и в их памяти откладывается весь объем преподаваемых знаний. Отвлеченные дети, как правило, меньше сконцентрированы на новом материале, не проявляют внимания, и в памяти откладывается минимум необходимой информации.
Таким образом, высокая концентрация внимания способствует лучшему процессу отложения новой информации в памяти.
Третью функцию можно назвать итоговой. Она включается в конце любой деятельности, селекции и процесса запоминания. Дадим определение контролю в рамках темы «Внимание».
Определение: Контроль (в теме внимания) — подведение итогов любой деятельности, направленное на оценку результатов ее отдельных этапов, сопровождающееся повышенной концентрацией внимания.
То есть, внимание помогает подвести итоги в конце занятия. Разберем функцию на примере: сестринский процесс в медицинской практике. Сестринский процесс — планирование и проведение манипуляций медсестрой, направленных на выздоровление больного. Медицинская сестра в конце своей практики подводит итоги и оценивает результаты. Для этого ей необходимо сконцентрировать внимание, чтобы не упустить ни одной детали.
В психологии выделяются несколько классификаций внимания. Рассмотрим каждую более подробно.
Рассмотрев способы возникновения внимания, можно выделить два вида: природное и социальное.
Поделим внимание, исходя из способа реализации, на три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное:
По данной методике выделяют два типа: опосредованное и непосредственное:
Внимание характеризуется несколькими свойствами. Перечислим по порядку:
Психологи выделили три подхода, рассматривающих внимание в совокупности. Также были разработаны теории, объясняющие работу данной способности человека.
Существует три подхода. Перечислим их:
Благодаря трем подходам получилось выделить несколько теорий. Разберем их по порядку и укажем авторов:
Перед рассмотрением проблем дадим объяснение очередного термина.
Определение: Внимательность — способность человека концентрировать или накапливать внимание.
Существует ряд проблем, связанных с данной способностью. Разберем их.
Можно условно поделить проблемы на две категории: патологические проблемы и проблемы неразвитости внимания. Проблемы из первой категории решаются со специалистами-психологами. Проблемы из второй категории можно решить и предотвратить их появление.
Перечислим методы тренировки внимательности:
1. Тренироваться в выполнении задач, не торопясь. Следует начинать с малого, а затем «наращивать» обороты.
2. Метод «помидора»: сочетание 25-минутного занятия с 5-минутным отдыхом. Периодически чередовать занятие и отдых.
3. Составить список отвлекающих факторов. Затем придумать разумное объяснение им или попробовать их вовсе убрать.
4. Тренировать силу воли: отказаться от вредоносных привычек, вести здоровый образ жизни, научиться игнорировать факторы-рассеиватели внимания и другое.
5. Медитация 10 – 20 минут в день также помогает выработать внимательность. Необходимо остаться с мыслями и разобрать их по полочкам.
6. Занятие спортом также тренирует внимательность.
7. Заучивание стихотворений повышает концентрацию внимания и развивает память.