30.08.2024
#Психология
42

Понятие о характере. Концепции характера. Диагностика характера: причины изучения характера

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие характера
  2. Классификация типов характера
  3. Как формируется характер личности
  4. Диагностика характера
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие характера

Характер человека проявляется социумом и часто им же определяется. Как совокупность стойких, почти не поддающихся изменению свойств личности, он является визитной карточкой человека. Демонстрация характера позволяет произвести впечатление, люди стараются показывать лучшие стороны и скрыть худшие. Психологи считают, что желание обрести внимание со стороны окружения становится толчком для появления у личности стремления к демонстрации характера. 

Определение «характера» и понимание его формировалось на протяжении десятков лет. Вначале проводилась аналогия между характером и личностью. Понятия уравнивались. Но современная психология подобное считает неверным, хоть и признает характер основой личности. Отрицание возможности проведения параллели связано с неверным определением содержательной части термина в прошлом. Так, характером считались и проявления психических процессов, состояний, что на современном этапе развития психологии считается неверным.

Структура характера и его свойства. Понятие о чертах характера

Характер состоит из черт, выражающих цели и эмоции. Целевые черты проявляются в ситуациях, требующих от индивида принятия решений, реализации потребностей. Формирование их происходит под влиянием социальной среды — семьи, друзей, коллектива в школе, университете, на работе. На характер влияет выбор профессии. Одни профессии требуют от человека проявлять больше эмоций и свободы действий, другие, наоборот, ограничивают эти проявления. От певца требуются раскованность, улыбчивость, готовность общаться с множеством людей, делиться чувствами и переживаниями. Сотрудник милиции должен быть собранным, серьезным, проявление чувств и эмоций часто мешает его работе.

Содержание характера формируется под влиянием социума и определяет ориентиры, которым человек следует в жизни, потребности в материальном и духовном, идеалы, воззрения. В зависимости от характера человек проявляет такие особенности личности, как:

  • общительность или замкнутость;
  • правдивость или лживость;
  • ответственность или халатность;
  • лень или трудолюбие.

То, как личность относится к себе и собственности тоже является проявлением характера. Для характеристики человека достаточно пройтись по структурным элементам характера: направленности, убеждениям, умственным особенностям, эмоциям, воле, темпераменту. Характер по своей структуре полный, целостный, в нем присутствует определенность.

Характер проявляется в отношении человека к себе и окружающему миру. Свойства его могут быть глобальными и локальными. Общие или глобальные свойства влияют на обширную сферу жизни человека. Их наличие заставляет личность проявлять:

  • неуверенность или самоуверенность;
  • дружелюбие или враждебность;
  • сознательность или импульсивность;
  • стабильность или тревожность;
  • ригидность или гибкость интеллекта.

Локальные или частные свойства проявляются в определенных ситуациях, человек не всегда подозревает об их существовании. Например, о том, что являешься смелым или трусливым до наступления момента, когда необходимо проявить это свойство характера, можно не знать. К частным свойствам также относят:

  • общительность;
  • замкнутость;
  • желание проявлять лидерские качества;
  • демонстрация подчинения;
  • оптимизм;
  • пессимистический настрой;
  • доверчивость;
  • недоверие;
  • деликатность;
  • грубость.

Перечисленные черты характера объединены в группы. Первую группу составляют черты, что направлены на самого человека. Личность может быть самоуверенной, скромной, самолюбивой, требовательной, критичность. Вторая группа — отношение к окружающим. Выражает ли человек грубость, проявляет ли вежливость, безразличен, чуток, альтруист, жестокий, добрый. Третья группа черт — отношение к работе. Проявляется в трудолюбии или лености, организованности и неорганизованности, пассивности и активности. Четвертая группа — отношение к собственности личной и общественной. Это такие свойства, как бережливость, аккуратность, скупость, экономность. 

Классификация типов характера

Классификация типов характеров обширна. Разрабатывалась на протяжении десятилетий. Наиболее известной и ранней считается типология Кречмера, связавшего характер с типом телосложения. Но современная психология, говоря о типе характеров, исходит из теорий, разработанных З. Фрейдом, К. Хорни, Э. Фромом и другими. Фрейд классифицировал характер в зависимости от стадии, на которой находится психосексуальное развитие человека. Хорни видел зависимость между типом характера и отношением к окружающим. Фромм считал, что тип характера определяет отношение личности к жизни, обществу и ценностям. Классификация типов характера производится, исходя из предположений о раннем формировании человека, знаний о том, что черты личности, проявляющиеся в виде характера, не случайны. Пример типов характера по Кречмеру:

  1. Чрезмерно худые люди, среднего или высокого роста, лишенные жира в области живота с тонкими и узкими плечами называются астениками. Их тип характера — шизотим. Шизотимы, как правило, характеризуются замкнутостью, интроверсией, склонностью к абстрактному мышлению и аналитическим способностям. Они часто погружены в свои мысли и фантазии, предпочитают одиночество или общение в узком кругу людей, а не в больших компаниях.
  2. Люди с плотным телом, среднего роста, массивным животом, склонные к ожирению — пикники. Их тип характера — циклотим. Циклотимы часто проявляют открытость в общении, жизнерадостность и склонность к активному участию в социальной жизни.
  3. Человек среднего или высокого роста с подтянутым упругим животом — атлетики.  Их характер называется иксотим. Такие люди обычно отличаются невысокой эмоциональной активностью и более спокойным, размеренным подходом к жизни. Они менее подвержены резким сменам настроения и, как правило, ведут себя сдержанно в различных ситуациях.

Существует и иная классификация. Например, Фромм убеждал, что все люди обладают рецептивным, эксплуатирующим, накапливающим, рыночным или продуктивным типом характера. Человек с рецептивным типом является убежденным пессимистом, всегда находится в положении зависимого, почти не способен на принятие самостоятельных решений. Эксплуатирующий тип предпочитает получать от жизни желаемое, легко ставит и достигает целей. Накапливающий тип старается приобрести некоторое количество различных благ. Рыночный тип оценивает себя и других как товар, имеющий конкретную ценность. Личности с продуктивным типом характера обладают творческой жилкой, независимы, честны и спокойны, склонны работать на благо общества.

Как формируется характер личности

Характер формируется под влиянием окружающего человека социума. Твердый или слабый, зависимый или угнетатель — все зависит от воспитания, окружения и воздействия общества. Зачатки характера формируются в детстве. Но на протяжении всей жизни характер меняется. Во взрослом возрасте значительную роль в формировании характера занимает самовоспитание.

Многое в формировании себя зависит от осознания, умения ставить цели и достигать их, желаний. Если говорить об этапах, следует выделить:

  1. Новорожденность. От 0 до 1 года то, как ведет себя младенец, зависит от общения с родителями, прежде всего, матерью. Общение является определяющей силой, за счет которой происходит формирование личности.
  2. Младенчество, включая дошкольный возраст. В этом возрасте закладываются такие свойства, как доброта, эгоистичность, отзывчивость, замкнутость, общительность.
  3. Младший школьный возраст. На формирование характера начинают влиять не только родители, но одноклассники, учителя.
  4. Подростковый период. В 11–15 лет закладывается такое важное свойства как воля.
  5. Юность. До 19 лет происходит формирование взглядов на мир. Юные люди старательно познают мир.

В дальнейшем значительные изменения в характере произойдут при выходе на работу, после создания семьи, рождения ребенка. Многое будет зависеть не от окружения, а от самовоспитания.

Для чего необходимо изучать характер в психологии?

Психология изучает характер человека с целью предсказания его действий и поступков. Также знания о характере помогают психологам понять, как именно можно помочь человеку в трудной ситуации.

Черты характера являются не постоянными, изучение этого свойства личности представляет собой непрерывный процесс.

Диагностика характера

Диагностика характера — это процесс оценки и выявления ключевых черт личности, особенностей поведения, эмоциональных реакций и психических установок человека. Этот процесс может быть полезен для лучшего понимания личности, прогнозирования поведения в различных ситуациях и определения подходящих методов психологической или психотерапевтической работы.

Существует несколько подходов и методов диагностики характера:

  • Психологические тесты и опросники
  1. Опросник 16PF (Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела). Этот тест оценивает 16 основных черт личности, таких как эмоциональная стабильность, общительность, чувствительность и др.
  2. MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник). Один из самых известных и широко используемых опросников для диагностики различных аспектов личности и психических состояний.
  3. Опросник Айзенка (EPQ). Этот тест определяет три основные черты личности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм (эмоциональную стабильность) и психотизм.
  • Проективные методики
  1. Тест Роршаха. Оценивает эмоциональные и личностные характеристики на основе интерпретации аморфных чернильных пятен.
  2. Тематический апперцептивный тест (TAT). 
  3. Методика Люшера. Определяет эмоциональное состояние и психофизиологические особенности личности на основе выбора цветов.
  • Интервью и беседы
  1. Клиническое интервью. В ходе беседы с психологом или психотерапевтом выявляются ключевые черты характера, эмоциональные реакции, установки и модели поведения. Этот метод помогает создать целостную картину личности пациента.
  2. Анализ биографии. Рассматриваются важные события жизни, отношения с близкими, карьерный путь и другие аспекты, чтобы выявить закономерности и характерные черты.
  • Наблюдение
  1. Психологическое наблюдение. Специалист наблюдает за поведением человека в различных ситуациях, чтобы оценить его реакции, социальное взаимодействие, эмоциональные проявления и поведенческие паттерны.
  2. Социально-психологическое наблюдение. Оцениваются межличностные отношения, социальная адаптация и роль в коллективе.
  • Анализ результатов деятельности
  1. Анализ письменных работ. Сочинения, письма, дневники могут быть использованы для анализа ценностей, мировоззрения и эмоциональных состояний человека.
  2. Анализ рисунков. Использование методик типа «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) позволяет выявить внутренние конфликты, тревоги и ключевые особенности личности.
  • Компьютерные методы диагностики
  1. В последние годы активно развиваются компьютерные программы и приложения для диагностики характера, которые базируются на классических методиках и опросниках. Они обеспечивают более быстрый сбор данных и автоматический анализ результатов.

Диагностика характера — это комплексный процесс, который может включать в себя использование различных методов и подходов для получения наиболее полного и точного представления о личности. Результаты диагностики могут быть использованы для разработки индивидуальных рекомендаций, психотерапевтических стратегий и профессиональных рекомендаций. Важно помнить, что диагностику характера должен проводить квалифицированный специалист, так как интерпретация данных требует профессиональных знаний и опыта.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту