Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье будет рассказано о теории Л. С. Выготского, ставшей очень популярной в США в 70-х годах ХХ века. Его концепции и деятельность оказали влияние также на развитие советской и российской психологической школы на длительном промежутке времени.
Ученый, получивший мировую известность, родился на территории современной Беларуси. Лев Семенович Выготский (1896–1934), прожил короткую жизнь, но успел внести значительный вклад в науку. Он стоял на марксистских позициях и сумел создать собственную традицию исследования высших психологических функций человека, которая легла в основу отдельных направлений современной педагогики.
Будущий психолог после окончания гимназии в 1913 поступает в Московский университет сначала на медицинский факультет, затем переводится на исторический. Во время учебы интересовался теорией искусства, публиковал статьи в специализированных журналах.
В 1917 году на фоне революционных событий он прекращает учиться в Московском университете, завершает образование на историко-философском факультете университета им. Шанявского, затем уезжает из столицы и живет в Белоруссии, где заболевает туберкулезом. В этот период он преподает на разных курсах, работает в учреждениях образования. Помимо административной и образовательной деятельности он пробует себя в руководстве научными занятиями, в 2023 году он руководит экспериментальной работой московских студентов, проходящих практику в Гомеле. В это время происходит знакомство с современной ему психологией. По результатам экспериментов и занятий он выступает на съезде психоневрологов и привлекает внимание А. Р. Лурии, который помогает ему стать аспирантом в Институте экспериментальной психологии и позднее становится его основным соратником. Он начинает активно заниматься научной деятельности, работает в Институте, преподает в МГУ. Основной круг интересов лежит в сфере изучения дефектов развития и их коррекции, что позволяет набрать значимую экспериментальную базу. С 1929 года он работает последовательно в нескольких создаваемых институтах, специализирующихся в различных направлениях психологической науки. Активно занимается исследовательской деятельностью, читает лекции. В 1934 году умирает от туберкулеза.
Л. Выготский работал над своими теориями не один. Был создан коллектив исследователей, круг Выготского-Лурии, в эту группу ученых входили три ученицы известнейшего немецкого и американского психолога Курта Левина, чьи идеи оказали большое влияние на формирование теории культурного развития.
К основным трудам советского психолога следует отнести пять работ, две из них вышли при жизни автора или сразу после смерти, две — в советский период, они несли на себе следы внимательной научной редактуры:
В библиографии ученого на сегодняшний день насчитывается 275 изданий на нескольких языках мира.
Посмотрим на те идеи Выготского, которые доказали жизнеспособность и применяются практиками и в настоящее время:
И здесь следует отметить, что многие ключевые концепции автора были пересмотрены редакторами в 60-е годы и только сейчас, после длительных архивных исследований, происходит возвращение к их первоисточнику.
Культурно-историческая теория автора была сформулирована в незавершенной работе «История развития высших психических функций», она была написана около 1930 года и вышла в свет в 1960. При этом она была существенно отредактирована. Так, психологические явления везде были заменены на психические функции. Основной идей этой теории является то, что в процессе развития психики появляются низшие и высшие психологические функции, к низшим относятся те , которые являются продуктом природы и эволюции, а к высшим – те, что сформировались у человека в процессе генезиса общества.
Различие между этими видами функций в том, что первые естественны и не управляемы, а вторые — человек может вычленять, осознавать и управлять ими. И существует инструмент регулирования, который встает между человеком и высшей психической функцией, позволяя индивиду управлять ею. Таким инструментом оказывается символ или знак.
Знак преобразуется в слово, которое позволяет перенаправлять внимание в нужную сторону, слово позволяет производить операции абстрагирования и создавать понятия, а понятия позволяют контролировать собственные «психологические операции».
Эта теория стала основой для новых размышлений, воплотившихся в создании советской психолингвистики. Эта проблематика разрабатывалась в последней работе автора «Мышление и речь», написанной в 1934 году. В ней он говорит о том, что мышление и речь развивались одновременно, но не синхронно и только в самые последние тысячелетия обе категории начали развиваться в одном русле и совместно.
Но помимо общей психологии Выготский активно развивал психологию возрастную и педагогическую. Эти его исследования сегодня представляются наиболее значимыми с практической точки зрения. Речь опять идет о высших психических функциях, и Выготский прослеживает, как именно они развиваются, исходя из этапов взросления и образования индивида.
Именно педагогическая часть наследия автора оказалась наиболее востребованной современной психологической наукой. Ученый доказал, что своевременное созревание отдельных секторов мозга, а они созревают с возрастом, становится условием развития высших психических функций. При этом, обязательным, но не единственным. Вторым условием становится изменяющаяся социальная среда. Выготский предлагает называть ее «социальной ситуацией». Именно отношение ребенка с окружающим его социумом становятся базой для психического созревания. Развитие ребенка, как и развитие человечества, идет по двум направлениям – по биологическому и социально-культурному.
Современная педагогика восприняла идею Выготского о «зоне ближайшего развития». Это те задачи, которые ребенок пока не может решить сам, но способен начать решать их при помощи взрослых, моделирующих необходимые процессы и определяющих, как и с какой скоростью будет развиваться ребенок. Именно эта конструкция ложится в основу воспитания психических функций у детей в процессе дошкольного и школьного образования.
Первые критики теории появились уже в 1930-х годов, концепция Л. Выготского была обозначена ими в качестве культурно-исторической теории в психологии. Критики находились как в ближнем кругу, так и в среде менее знакомых с процессом создания теории оппонентов. Такая оценка теории стремилась принизить ее значение, превратив в историческое исследование из живого инструмента развития и совершенствования психических функций личности.
Так. А. Ясницкий, наблюдая за происходящим в «кругу Выготского-Лурия» и за ростом внимания к его работам, начал заявлять о «культе личности» психолога. И именно это завышенная оценка мешает объективно оценивать созданную автором теорию.
Такая позиция сначала привела к тому, что редактура работ психолога стала избыточной и иногда искажающей смысл текста. Началось падение интереса к теории. Необходимо было, по мнению критиков, преодолеть «культ личности» и оценить работы более объективно. Всеобщее внимание к Выготскому в конце ХХ века даже начали называть «Мыльным пузырем Выготского».
Сторонники ревизионизма строят свою концепцию на том, что Выготский является удачливым интерпретатором всех современных и модных психологических тенденций, но никак не «Моцартом от психологии», создавшим для мира новое знание. Таким образом, оппоненты никак не критикуют само научное наследие автора, они акцентируют внимание на том, что оно переоценено, а любая переоценка не может быть верной. Они опираются на то, что иностранные психологи работали не непосредственно с трудами автора, а с изданием «Mind and Society», которое не является переводом работа «Мышление и речь», а оказывается компиляцией из нескольких книг и статей, переживших значительную редактуру. Интерес вызвало издание, к которому сам психолог не имел непосредственного отношения.
Более интересно с точки зрения критики теории изучить зарубежных авторов, которые критиковали не теорию в целом, а отдельные ее составляющие:
Представляется наиболее интересным изучить критику третьего направления. В США теорию Выготского некоторые исследователи использование только для описания социальной среды и ее влияния на развитие личности, а не как практический инструмент развития личности, как это делалось в СССР. На Западе критиковался скорее подход СССР к практическому применению этой теории, чем саму теорию, ее не оспаривали. Для изучения теории стремились использовать междисциплинарный подход, снова, как в 30-е годы ХХ века, сводя ее к инструменту изучения истории эволюции психики. Кроме того, на западе была крайне популярна теория деятельности К. Леонтьева, поэтому исследователи стремились найти недостатки теории Выготского, только исходя из ее несоответствия теории Леонтьева.
Очевидно, что первую группу критикующих, а именно, ревизионистов, сложно опровергнуть, так как опровергать следует научные конструкция, а не имеющие к психологии размышления о «культе личности». При этом, рассматривая критику теории иностранными психологами, можно найти аргументы в защиту теории Л. Выготского.
Достаточно часто возразить на критику можно тем, что западные авторы критикуют не саму теорию, а или ее интерпретации, или ее неверные переводы и толкования или же ее применения. Показательно, что критики самой теории исторического развития психики человека на сегодняшний день нет.
Логичным возражением тем критикам, которые считают слишком приземленным практическое применение теории в форме планирования внеклассных занятий в детских дошкольных учреждениях являются многочисленные педагогические эксперименты и проведенные исследования, которые говорят не только о ее применимости, но и о ее эффективности.
Если же обращаться к «архивной революции» или к тем критикам, которые ищут истинные слова автора, а не их редакции и толкования, нужно заметить, что теория Выготского прошла большой путь развития и сейчас она не так тесно связана с автором. Сегодня она представляет собой множество исследований и практических изысканий, проделанных советскими, российскими и зарубежными учеными.
Теория Льва Выготского выросла на марксистской почве, она последовательно шла к концепции создания и развития нового и более совершенного человека путем совершенствования его психических функций. Но удивительным образом она была созвучна исследованиям Курта Левина, стоящего на иных идеологических позициях.
Начиная с 70-х годов ХХ века, теории Выготского начали становиться популярными в США. Работы психолога были переведены, на их базе создалась школа социального конструирования, которая сформировала направление образовательной психологии в США в целом. Но она рассматривалась не только в этом узком контексте, а вместе с развивающимся направлением социокультурализма. В конце 1990-х годов и в начале XXI века теории активно критиковали, так как многочисленные редакторы и переводчики допустили ряд искажений. Но эти споры в научном сообществе не оказали влияние на применимость концепции как практического инструмента в психологии и педагогике. Рассматривая сегодня научное наследие Л. Выготского, можно согласиться с тем, что ему удалось объединить марксизм с новейшими научными течениями и создать теорию, которая стала основой нескольких психологических, педагогических и социокультурных направлений в науке ХХ века.