26.07.2024
#Психология
42

Психология: что это такое и ее значение

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Психология как наука. Предмет психологии и принципы психологии
  2. Психология как наука
  3. Основные методы психологии
  4. Объект, задачи психологии
  5. Место психологии в системе наук
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Психология как наука. Предмет психологии и принципы психологии

Определение Психология — комплексная дисциплина, занимающаяся анализом человеческой психики через взаимоотношения с внешним миром.

В центре внимания психологии находятся отношения между людьми и их реакции на различные жизненные события. Психология исследует все, что влияет на мыслительные процессы и эмоциональные переживания человека.

Психология представляет обширную научную систему, включающую основополагающие и прикладные направления. Психология опирается на общепринятые принципы и концепции, в рамках каждого направления существуют свои аспекты, требующие осмысления.

Психология обладает характеристиками, которые несут ее в ряд с другими науками. Этот набор знаний изучается специалистами, которые выбрали психологию в качестве профессии.

Мы знакомы с фундаментальными понятиями как память, мышление, воображение, речь, эмоции и множество других явлений. Каждый способен наблюдать за процессами в себе и вокруг себя.

Слово «психология» впервые было употреблено в XVI веке и относилось к науке, которая занималась исследованием душевных или психических процессов.

В течение XVII–XIX веков сфера психологических исследований расширилась, включив изучение бессознательных психических процессов и особенностей человеческой деятельности, которые возникают под их влиянием.

Общая психология занимается изучением сущности и закономерностей возникновения, эволюции и проявлений психических процессов как у людей, так и у животных.

Концепция детерминизма (от латинского «determino» — «определять») основывается на том, что для понимания какого-либо явления или события необходимо выявить его причинно-следственные связи с другими явлениями или событиями, а также проанализировать закономерное взаимодействие эмпирически установленных элементов, которые определяют его происхождение.

В психологии принцип детерминизма принимает следующие формы:

  • Детерминизм как теория причинности утверждает, что текущее состояние психики и поведения человека определяется его прошлым опытом, а разнообразие наблюдаемых аспектов человеческой деятельности обусловлено взаимодействием двух наборов факторов: генетических и социальных, включая воспитание в семье, культурное окружение, образовательные учреждения и прочее. Этот принцип утверждает, что психические процессы подвержены воздействию как внешних, так и внутренних факторов личности.

Внутренние детерминанты могут включать в себя такие элементы, как мотивы, потребности, ценности и прочие. Эти детерминанты направляют конечный итог деятельности через призму влияния на внешние условия и изменения в структуре взаимоотношений с миром вокруг. Этот процесс взаимодействия и влияния внешних и внутренних факторов развития личности известен как «взаимный детерминизм».

  • Статистический детерминизм предполагает, что одни и те же причины могут привести к разнообразным (в определенных рамках) следствиям, которые подчиняются статистическим закономерностям вероятностной причинности.
  • Детерминизм с обратной связью утверждает, что последствия воздействуют на причины, которые их вызвали.
  • Целевой детерминизм подразумевает, что целеполагание, предшествующее итогу, направляет процесс его достижения, выбирает методы и стратегии.
  • Системный детерминизм утверждает, что отдельные компоненты системы определяются характеристиками всей системы.

Принцип системности подчеркивает необходимость рассмотрения явлений в их взаимоотношениях и взаимодействии с компонентами той системы, к которой они принадлежат, придавая ей дополнительные характеристики. Исследуемый объект анализируется как организованная интегральность или как структурный и функциональный компонент этой интегральности.

Системный подход основывается на нескольких ключевых принципах:

  1. Психическое развитие происходит от общего к более конкретному.
  2. Целостность психики формируется по строгим закономерностям.
  3. Индивидуальные аспекты психики возникают в рамках общего контекста.
  4. Психические процессы, входящие в систему, демонстрируют характеристики, не свойственные им в изолированном виде.
  5. Интегрированная система обладает не только характеристиками своих элементов, но и уникальными свойствами.

Генетический принцип, или принцип развития, подразумевает закономерное изменение изучаемых психических явлений, их трансформацию с одного уровня организации на другой, а также появление новых форм психических процессов. Только при взгляде на психику как на результат динамического развития и взаимодействия можно достичь корректного понимания этого понятия.

Отечественная психологическая школа придерживается концепции интеграции сознательности и активности, которая утверждает, что хотя эти два элемента не являются совпадающими или антагонистическими, они формируют целостное единство. Сознание создает динамические шаблоны для активности, которые служат базой для адаптации индивида к его внешней среде.

Используя принцип интеграции сознания и активности, можно раскрыть глубинные психологические процессы, которые способствуют эффективному достижению целей человеком, а также обнаружить объективные закономерности функционирования психики.

Психология как наука

Психология, как научное направление, представляет собой комплекс теоретических подходов, методик и экспериментальных техник, направленных на изучение и понимание ментальных процессов. Она занимается детальным определением и документированием психологических феноменов, их анализом, а также обеспечивает сохранение и продолжение достигнутых в этой области результатов.

Современная психология, подобно любой другой структурированной научной дисциплине, отражает определенный этап в непрерывном прогрессе человеческого понимания. Этот прогресс приводит к формированию общественно-исторического опыта, который накапливается в ходе взаимодействия людей в рамках этой области знаний и закрепляется в виде концепций, стандартов поведения и действий.

Основные методы психологии

В рамках психологической науки существует классификация методов, которые можно распределить на три основные категории:

  • Методы исследования в психологии: метод наблюдения, включающий в себя постоянный и случайный подход.
  • Исследовательские эксперименты, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, а также формирующие эксперименты. Использование тестов для оценки уровня достижений, способностей, профессиональной пригодности и прочего; анализ результатов деятельности, включая графический анализ, контент-анализ, интерпретацию рисунков и другие методы; использование опросов, включая анкетирование, беседы и интервью.
  • Применение математических моделей и статистического анализа.
  • Методы анализа и осмысления психологических процессов: применение интроспекции; самоотчет; внедренное наблюдение; эмпатическое восприятие; идентификация и другие аналитические подходы.
  • Методы психологической работы: психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг и другие практические методы.

Эксперимент занимает ключевую позицию в методологии психологии благодаря возможности экспериментатора контролировать и запускать определенные психологические процессы, а также анализировать их реакцию на различные внешние факторы. Этот метод является основополагающим в психологии из-за его универсальности и способности сбора эмпирической информации, которая легла в основу большей части психологического знания. Однако не все исследовательские задачи поддаются экспериментальному подходу, поэтому наблюдение выступает в качестве второго ключевого метода, при этом используются и другие поддерживающие техники.

Наблюдение — это метод, который включает в себя систематическое и целенаправленное наблюдение за поведением объектов исследования в их естественной среде. Этот метод отличается тем, что он не вносит изменений в обычное поведение наблюдаемых личностей, будь то отдельные индивиды или группы. Он особенно эффективен при изучении поведения детей в условиях детского сада или школы. Несмотря на свои достоинства, метод наблюдения требует значительных усилий и времени, что является его одной из главных ограничений.

Объект, задачи психологии

Основная цель психологии заключается в изучении человека как субъекта познания и практического применения психологических методов. В рамках общей психологии основной объектом является здоровый индивид, в то время как в клинической психологии основное внимание уделяется изучению и лечению психически нездоровых людей.

Ключевые задачи теоретической психологии включают в себя:

  1. анализ основных закономерностей, управляющих психическими процессами и явлениями у человека.
  2. исследование механизмов регулирования поведения человека в общем.
  3. формирование теоретической базы для дисциплины, включающее: 
  • сбор информации о психических механизмах, лежащих в основе человеческого поведения;
  • классификацию и систематизацию полученных данных;
  • выработку общих психологических законов.

Прикладная психология стремится применять теоретические знания для анализа и прогноза человеческого поведения, улучшения самоконтроля индивида и для морально обоснованного влияния на поведение с внешней стороны. Теоретическая психология занимается изучением динамики и структуры взаимосвязей между элементами психической системы человека в пространстве и времени, а также анализирует связи между психикой и окружающей средой в обычных условиях и при наличии заболеваний. Прикладная психология направлена на создание эффективных и научными методами подтвержденных стратегий для улучшения структурно-функциональной эффективности поведения человека и его психических систем как в нормальных, так и в патологических условиях.

Место психологии в системе наук

Психология, расположенная на пересечении различных научных направлений, обладает уникальным положением среди гуманитарных дисциплин. Ее изучение охватывает множество аспектов, благодаря чему она взаимодействует с философией, биологией, социологией и инженерией. Исследуемый объект — человек — представляет собой сложную систему, которую можно анализировать через призму биологии, социальных взаимодействий, а также сознательных процессов. Индивидуальность каждого человека уникальна, что делает ее изучение чрезвычайно многогранным. Это многообразие человеческих характеристик и явлений дает начало множеству научных дисциплин, стремящихся разгадать тайны человеческого существования.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту