Рады, что вам понравилась статья 😊
В статье рассматривается феномен общения как ключевой компонент человеческой психики и поведения. Дается определение общения в психологии, подчеркивая его роль как процесса обмена информацией, эмоциями и социальными взаимодействиями между людьми. Отдельное внимание уделяется психологическим аспектам общения, таким как восприятие, понимание и интерпретация информации, а также его влиянию на межличностные отношения и личностное развитие. Рассматриваются барьеры и проблемы, возникающие в процессе общения, а также методы их преодоления для улучшения коммуникации.
Человек, появляясь на свет не обладает качествами, которые характерны для развитой личности. Все эти качества он приобретает благодаря общению с людьми. Это и индивидуальный стиль деятельности, удовлетворение социальных потребностей. Формирование характера, волевых качеств, эмоций.
Индивид испытывает потребность в общении. Оно необходимо для духовного и физического здоровья, для становления полноценного члена общества.
🤔 ОпределениеОбщение — обмен информацией познавательного или эмоционального характера. Это сложный процесс, направленный на познание и преобразование окружающей действительности, проявляются и формируются межличностные отношения. Метод познать себя и других людей. Один из основных видов социальной активности человека.
Анализируя цели и средства собеседников, вид их деятельности, индивидуальные нюансы, симпатии и антипатии, рассматривают следующие виды общения.
По целям и средствам общение делится на:
По количеству людей, взаимодействующих друг с другом:
По типу коммуникации:
Виды общение обычно сочетаются, переплетаются между собой в повседневной жизни.
Общение — многогранный процесс, выполняющий различные функции. Психологи рассматривают пять основных функций.
Внутриличностная функция. Субъект общается сам с собой. Средством общения выступает внутренняя или внешняя речь. Такое общение можно расценивать как универсальную форму мышления человека.
Межличностная функция. Люди устанавливают и сохраняют эмоциональные контакты и взаимоотношения. Благодаря чему возможна успешная совместная деятельность.
Формирующая функция. Реализуется в усвоении социальных норм и опыта, ценностей, знаний о мире. А также способов деятельности. Происходит формирование личности.
Подтверждающая функция. Дает возможность подтвердить себя, утвердиться в своей значимости. Проявляется в общении в виде фраз приветствия, действий при знакомстве, знаков внимания.
Прагматическая функция. Проявляется в процессе взаимодействия людей. Нарушение данной функции носит деструктивный характер, так как общение является важной потребностью в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми.
От восприятия и общения с окружающими людьми, зависит роль и поведение человека в социуме. Стиль общения — это личностная характеристика. Выбирая стиль в общении, человек определяет свое поведение и взаимодействие с социальной средой.
На данный момент известно множество классификаций стиля общения. Самая популярная — классификация немецко-американского психолога Курта Левина. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль. Собеседник считает правильным только свое мнение, мировоззрение, свою точку зрения. Думает, что лишь он знает, как поступать верно, подавляет всякую индивидуальность в личности.
Либеральный стиль. Во взаимоотношениях участников общения всегда наблюдается некое подхалимство. Один идет на поводу у другого, что характерно для слабохарактерных и некомпетентных людей.
Демократический стиль. Субъекты общения чувствуют себя личностью, видят значимость своих интересов.
Широко популярна классификация, включающая в себя следующие стили общения:
Пассивный стиль. Стиль свойственен для слабовольных, мягких личностей. Такие люди не идут на контакт, замкнуты, боятся конфликтов. Принижают свою самооценку и интересы, держатся особняком. Предрасположенность к пассивному стилю общения отражается на внешнем виде человека: неуверенная походка, сутулая осанка, потупленный взгляд.
Агрессивный стиль общения. Стиль, направленный на достижение собственных целей и интересов. При коммуникации человек смотрит прямо в глаза, взгляд не отводит, тем самым показывая свое превосходство. Использует динамичную жестикуляцию для запугивания собеседника, чтобы тот принял его точку зрения.
Пассивно-агрессивный стиль. Агрессия при таком стиле общения скрыта. Демонстрируется иллюзия покорности и мнимое внимание к собеседнику. Возможно проявление агрессии с помощью девиантного поведения. Зачастую люди с таким стилем общения, не понимают, что делают. Однако встречаются и такие, которые стремятся доказать свою правоту в том, что социум несет негатив.
Ассертивный стиль. Стиль общения, для которого свойственно дипломатия и результат. Направлен на деликатную защиту собственных интересов, при этом интересны собеседника не игнорируются.
Кроме стилей и видов общения психологи выделяют аспекты общения.
Содержание общения — это то, чем обмениваются люди. Знания, опыт, умения, навыки. По своему содержанию общение многообразно.
Цель общения — это то, ради чего у людей появляется данный вид социальной активности. Она отражает потребность совместной деятельности. Удовлетворяет социальные, познавательно-интеллектуальные, творческие, культурно-нравственные и эстетические потребности.
Средства общения — это то, при помощи чего передается, перерабатывается, кодируется, расшифровывается информация. Это устная и письменная речь, технические средства записи и хранения информации. Восприятие и передача с помощью телесного контакта, органов чувств.Также в психологии рассматривают три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Коммуникативная сторона общения или коммуникация — это обмен информацией, ведущий к взаимопониманию. Суть коммуникации заключается в том, что собеседники стараются осознать полученную информацию, выработать общий смысл.
Препятствием для взаимопонимания может стать коммуникативный барьер. Причинами появления барьера могут стать социально-психологические, мотивационно-ценностные, индивидуально-психологические качества партнеров общения.
Удостоверится в эффективности коммуникации поможет обратная связь. Иначе говоря, информация о том, как собеседник воспринимает и понимает вас, как относится к проблеме.
Коммуникативная компетентность — система внутренних свойств, необходимая для установления и поддержания успешной коммуникации. Универсальное средство коммуникативного процесса — речь. С ее помощью передается многообразная информация и осуществляется совместная деятельность. Происходит воздействие собеседников друг на друга.
Интерактивная сторона заключается в организации и реализации совместной деятельности. Другими слова, необходимо скоординировать действия, распределить обязанности. Влиять на собеседника, его настроение, поведение, убеждения.
Перцептивная сторона общения — процесс познания собеседника. Осуществление и достижение взаимопонимания между участниками общения. Перцепция — основа успешной коммуникации. Помогает определить внутреннюю сущность человека, а значит, найти к нему подход. Даже иногда предсказать его реакцию на то или иное событие.
Итак, общение — главный источник информации для человека. Без него невозможно формирование личности, проявления межличностных отношений и совместной деятельности людей.