04.09.2024
#Психология
42

Общение в психологии: понятие, виды, функции и аспекты

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие общение
  2. Виды общения
  3. Функции общения
  4. Стили общения
  5. Аспекты общения
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В статье рассматривается феномен общения как ключевой компонент человеческой психики и поведения. Дается определение общения в психологии, подчеркивая его роль как процесса обмена информацией, эмоциями и социальными взаимодействиями между людьми. Отдельное внимание уделяется психологическим аспектам общения, таким как восприятие, понимание и интерпретация информации, а также его влиянию на межличностные отношения и личностное развитие. Рассматриваются барьеры и проблемы, возникающие в процессе общения, а также методы их преодоления для улучшения коммуникации.

Понятие общение

Человек, появляясь на свет не обладает качествами, которые характерны для развитой личности. Все эти качества он приобретает благодаря общению с людьми. Это и индивидуальный стиль деятельности, удовлетворение социальных потребностей. Формирование характера, волевых качеств, эмоций. 

Индивид испытывает потребность в общении. Оно необходимо для духовного и физического здоровья, для становления полноценного члена общества.

🤔 Определение

Общение — обмен информацией познавательного или эмоционального характера. Это сложный процесс, направленный на познание и преобразование окружающей действительности, проявляются и формируются межличностные отношения. Метод познать себя и других людей. Один из основных видов социальной активности человека.

Виды общения

Анализируя цели и средства собеседников, вид их деятельности, индивидуальные нюансы, симпатии и антипатии, рассматривают следующие виды общения.

По целям и средствам общение делится на:

  • Материальное. Субъекты обмениваются информацией или воздействуют друг на друга, при помощи различных предметов. Например, обмен книгами.
  • Идеальное. Исходя из конкретной ситуации, идеальное общение может быть: рациональным (обмен мыслями), эмоциональным (обмен чувствами), образным (обмен представлениями). Например, собеседники смотрят телевизор или просто ведут беседу.
  • Непосредственное. Общение, происходит посредством органов чувств. Информация передается напрямую, без посторонних предметов и средств.
  • Опосредствованное. Процесс организации общения и обмена информацией предполагает применение специальных средств, кроме речи. Например, телевидение, радио.
  • Вербальное. В ходе общения участники используют устную речь.
  • Невербальное — общение, реализуемое при помощи жестов, мимики, пантомимики.

По количеству людей, взаимодействующих друг с другом:

  • Массовое общение. Передача информации происходит между незнакомыми людьми (митинги, толпа). К массовому общению относят средства массовой информации.
  • Межличностное общение. Общение людей в небольших группах или парах. При таком общении собеседники знают личностные особенности друг друга, могут сопереживать и понимать, есть опыт совместной деятельности.

По типу коммуникации:

  • Ролевое общение. В ходе общения собеседники выступают как носители социальных ролей. При данном виде общения человек является социальной единицей, а не индивидуальностью. Например, беседа между студентом и преподавателем, подчиненным и начальником. 
  • Личностное общение — это обмен неофициальной, личной информацией. Цель данного общение установить максимально эмоционально-доверительные связи.

Виды общение обычно сочетаются, переплетаются между собой в повседневной жизни.

Функции общения

Общение — многогранный процесс, выполняющий различные функции. Психологи рассматривают пять основных функций.

Внутриличностная функция. Субъект общается сам с собой. Средством общения выступает внутренняя или внешняя речь. Такое общение можно расценивать как универсальную форму мышления человека. 

Межличностная функция. Люди устанавливают и сохраняют эмоциональные контакты и взаимоотношения. Благодаря чему возможна успешная совместная деятельность.

Формирующая функция. Реализуется в усвоении социальных норм и опыта, ценностей, знаний о мире. А также способов деятельности. Происходит формирование личности. 

Подтверждающая функция. Дает возможность подтвердить себя, утвердиться в своей значимости. Проявляется в общении в виде фраз приветствия, действий при знакомстве, знаков внимания.

Прагматическая функция. Проявляется в процессе взаимодействия людей. Нарушение данной функции носит деструктивный характер, так как общение является важной потребностью в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми.

Стили общения

От восприятия и общения с окружающими людьми, зависит роль и поведение человека в социуме. Стиль общения — это личностная характеристика. Выбирая стиль в общении, человек определяет свое поведение и взаимодействие с социальной средой. 

На данный момент известно множество классификаций стиля общения. Самая популярная — классификация немецко-американского психолога Курта Левина. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль. Собеседник считает правильным только свое мнение, мировоззрение, свою точку зрения. Думает, что лишь он знает, как поступать верно, подавляет всякую индивидуальность в личности. 

Либеральный стиль. Во взаимоотношениях участников общения всегда наблюдается некое подхалимство. Один идет на поводу у другого, что характерно для слабохарактерных и некомпетентных людей.

Демократический стиль. Субъекты общения чувствуют себя личностью, видят значимость своих интересов.

Широко популярна классификация, включающая в себя следующие стили общения:

Пассивный стиль. Стиль свойственен для слабовольных, мягких личностей. Такие люди не идут на контакт, замкнуты, боятся конфликтов. Принижают свою самооценку и интересы, держатся особняком. Предрасположенность к пассивному стилю общения отражается на внешнем виде человека: неуверенная походка, сутулая осанка, потупленный взгляд. 

Агрессивный стиль общения. Стиль, направленный на достижение собственных целей и интересов. При коммуникации человек смотрит прямо в глаза, взгляд не отводит, тем самым показывая свое превосходство. Использует динамичную жестикуляцию для запугивания собеседника, чтобы тот принял его точку зрения.

Пассивно-агрессивный стиль. Агрессия при таком стиле общения скрыта. Демонстрируется иллюзия покорности и мнимое внимание к собеседнику. Возможно проявление агрессии с помощью девиантного поведения. Зачастую люди с таким стилем общения, не понимают, что делают. Однако встречаются и такие, которые стремятся доказать свою правоту в том, что социум несет негатив.

Ассертивный стиль. Стиль общения, для которого свойственно дипломатия и результат. Направлен на деликатную защиту собственных интересов, при этом интересны собеседника не игнорируются.

Аспекты общения

Кроме стилей и видов общения психологи выделяют аспекты общения.

Содержание общения — это то, чем обмениваются люди.  Знания, опыт, умения, навыки. По своему содержанию общение многообразно. 

Цель общения — это то, ради чего у людей появляется данный вид социальной активности. Она отражает потребность совместной деятельности. Удовлетворяет социальные, познавательно-интеллектуальные, творческие, культурно-нравственные и эстетические потребности.

Средства общения — это то, при помощи чего передается, перерабатывается, кодируется, расшифровывается информация. Это устная и письменная речь, технические средства записи и хранения информации.  Восприятие и передача с помощью телесного контакта, органов чувств.Также в психологии рассматривают три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения или коммуникация — это обмен информацией, ведущий к взаимопониманию. Суть коммуникации заключается в том, что собеседники стараются осознать полученную информацию, выработать общий смысл. 

Препятствием для взаимопонимания может стать коммуникативный барьер. Причинами появления барьера могут стать социально-психологические, мотивационно-ценностные, индивидуально-психологические качества партнеров общения.

Удостоверится в эффективности коммуникации поможет обратная связь. Иначе говоря, информация о том, как собеседник воспринимает и понимает вас, как относится к проблеме.

Коммуникативная компетентность — система внутренних свойств, необходимая для установления и поддержания успешной коммуникации. Универсальное средство коммуникативного процесса — речь. С ее помощью передается многообразная информация и осуществляется совместная деятельность. Происходит воздействие собеседников друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона заключается в организации и реализации совместной деятельности. Другими слова, необходимо скоординировать действия, распределить обязанности. Влиять на собеседника, его настроение, поведение, убеждения.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения — процесс познания собеседника. Осуществление и достижение взаимопонимания между участниками общения. Перцепция — основа успешной коммуникации. Помогает определить внутреннюю сущность человека, а значит, найти к нему подход. Даже иногда предсказать его реакцию на то или иное событие.

Итак, общение — главный источник информации для человека. Без него невозможно формирование личности, проявления межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту