12.07.2024
#Право
42

Предвыборная кампания: технологии воздействия, принципы подачи материала, законодательство

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Из чего состоит предвыборная кампания
  2. Признаки и критерии информационного материала
  3. Полномочия команды кандидата в проведении предвыборной кампании
  4. Технологии предвыборных кампаний
  5. Основные признаки и критерии агитационного материала
  6. Как разграничить информационные материалы и агитационные
  7. Ответственность за агитацию под видом информирования
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение №1 Предвыборная кампания – это комплекс мероприятий, которые проводятся политическими партиями и независимыми кандидатами, чтобы набрать как можно большее количество поддерживающих избирателей на выборах. В предвыборной кампании также участвуют СМИ, общественные объединения и группы для поддержки, созданные из числа избирателей. 

Избирательные кампании жестко регулируются государством. Контролируются сроки и правила проведения агитации, а также формы ее исполнения и источники финансирования.  

Из чего состоит предвыборная кампания

Предвыборная кампания – это составляющая избирательной кампании, включающие в себя действия и мероприятия, проводимые кандидатами для достижения предвыборных целей. Объект воздействия кандидатов и их команд – избиратели. В процессе кампании участники принимают решения и организуют агитацию. 

Составляющие предвыборной кампании:

  • Анализ соперников в избирательной кампании, выделение лидеров и основных конкурентов, а также анализ предпочтений самих избирателей. Также здесь важно рассмотреть идеологию и стратегию других кандидатов.
  • Формирование штаба для управления кампанией.
  • Разработка базовой предвыборной программы.
  • Подготовка графика проводимых агитационных мероприятий.
  • Создание бюджета кампании.
  • Определение методов работы с целевой аудиторией, разработка материалов агитации и пропаганды, подготовка материалов для СМИ.

Признаки и критерии информационного материала

Информационные материалы, публикуемые в СМИ, также регулируются законодательством. Есть два периода избирательной кампании, которые и определяют, какого характера материалы могут публиковаться: период информирования и период агитации. Время информирования начинается в момент, когда принимается решение о проведении выборов. В этот период кандидаты могут публиковать в СМИ только информационные материалы, а именно: сведения о кандидатах и политических партиях, общая информация о проведении выборов. Агитация в это время строго запрещена. 

Информационные материалы, размещаемые в любых средствах массовой информации или продвигаемые другим способом должны соответствовать ряду характеристик:

  • Сохранять объективность.
  • Содержать только достоверные сведения.
  • Сохранять равенство кандидатов, участвующих в голосовании. Это правило говорит о том, что СМИ не имеют права уделять больше внимания или оказывать большее предпочтение кому-то из кандидатов или политических партий. При этом законодательство не устанавливает порядка освещения предвыборных программ и сведений о кандидатах, а запрещает лишь молчать об одних и чрезмерно показывать других.

Эти характеристики закреплены законодательно и прописаны в Федеральном законе №20-ФЗ. 

Если описанные условия соблюдены, в СМИ в информационные период могут выходить следующие материалы:

  • Телевизионные программы с участием кандидатов.
  • Сюжеты, рассказывающие про то, какие мероприятия будут проводиться кандидатами.
  • Сообщения и материалы о кандидатах и их командах.
  • Итоги предварительных опросов населения, а также анализ предвыборной ситуации и возможные успехи кандидатов, прогнозы об исходе голосования.
  • Интервью с лидерами партий и независимыми кандидатами. 

Информационные материалы ограничиваются в день голосования. Во-первых, в этот день запрещено оглашать сведения об итогах голосования, а также о результатах выборов. Данный запрет действует до момента закрытия всех избирательных участков по всей стране. Во-вторых, за пять дней до голосования и в сами дни голосований запрещено публиковать прогнозы о том, кто победит на выборах, а также результаты различных исследований, целью которых было определение исхода голосования. 

Полномочия команды кандидата в проведении предвыборной кампании

Каждый кандидат формирует свой предвыборный штаб, который занимается вопросами подготовки лидера к избирательной кампании, созданием всех агитационных материалов, проведением материалов и т.д. Обязанности предвыборного штаба:

  • Анализ общественного мнения и сбор сведений, необходимых для оценки собственных возможностей, конкурентов и настроений населения, проведение социологических опросов населения. «Разведка» с целью узнать действия конкурентов, поиск конфиденциальной информации о них. Своевременный сбор материалов черного пиара, подготовленных и распространяемых конкурентами.
  • Проведение избирательной кампании с учетом всех требований закона, включая регистрацию кандидата и первоначальный сбор подписей.
  • Определение списка доверенных лиц кандидата. Это тоже непростой и трудоемкий процесс, поскольку на выборах президента количество доверенных лиц может быть увеличено до нескольких сотен.
  • Агитация, в том числе участие кандидата в выступлениях и программах на телевидении и радио, а также работа с населением. Создание видео и аудиоматериалов, распространение их всеми доступными и законными способами.
  • Формирование бюджета и распределение средств на изготовление агитационных материалов, оплату эфирного времени в СМИ, аренду помещений, оплату сотрудникам штаба.
  • Работа над сайтом кандидата, его создание, наполнение и обновление информации.
  • Организация работы пресс-центра и налаживание процессов взаимодействия со СМИ.
  • Изготовление полиграфических материалов (листовки, буклеты, плакаты, флаги, символика партии и многое другое).
  • Психологическое обеспечение предвыборной кампании, в том числе и работа с самим кандидатом.
  • Координация работы всех штабов и общественных приемных.
  • Решение юридических вопросов: обеспечение законности предвыборной кампании, защита собственной репутаций, подготовка исков в суд на других кандидатов, в случае нарушения ваших прав с их стороны.
  • Обеспечение физической безопасности кандидата и членов штаба.

У любого предвыборного штаба всегда есть начальник. В его задачи входит общее руководство предвыборной кампанией. Чаще всего в этой роли выступают опытные политтехнологи.

Технологии предвыборных кампаний

Избирательная кампания – довольно сложный политический процесс. Важно понимать, что кандидаты и их команды не имеют права как-либо воздействовать на права избирателей. У кандидатов нет возможности влиять на выбор избирателей при помощи санкций или иных мер воздействия. Поэтому им приходится работать исключительно с мотивационной структурой личности. Основная задача здесь: получить поддержку избирателя, а, соответственно, повлиять на его настроение и предпочтения. 

Избирательные технологии включают в себя большой набор методов воздействия на широкую общественность с целью оказать влияние на их поведение во время выборов, ну и, конечно же, побудить их отдать свой голос за продвигаемого кандидата. 

Особенность избирательных технологий в том, что они направлены главным образом на социально-психологическую составляющую. Кандидат обращается к ценностным ориентациям аудитории, их устремлениям, интересам и заботам. 

Сегодня повсеместно существуют специализированные агентства, занимающиеся избирательными кампаниями на профессиональном уровне. Есть также и отдельные специалисты, предлагающие свои услуги по данному профилю. Они используют новейшие технологии работы с населением, организуют поездки кандидата и его взаимодействие со СМИ и избирателями. 

Нужно отметить, что избирательные технологии – сильнейшие способы воздействия на широкие слои населения с возможностью менять предпочтения масс. Важно, чтобы эти технологии использовались в совокупности и были продолжением стратегии кампании, а также учитывали поведение и степень влияния конкурентов. 

Основные признаки и критерии агитационного материала

Агитационные материалы разрешено демонстрировать в СМИ в строго определенный период. Начинать агитировать можно не ранее, чем за 28 дней до начала голосования. Федеральный закон №67-ФЗ определяет список материалов и мероприятий, которые относятся к агитации:

  • Любые призывы голосовать за кандидата или против него.
  • Указание на предпочтения к определенному кандидату, например, указание на то, за кого будет голосовать избиратель.
  • Рассказ о возможных последствиях в случае, если выбор будет осуществлен в пользу одного кандидата, или, наоборот, если он не будет выбран.
  • Распространение любой информации о работе или других занятиях кандидат, не связанных с профессиональной сферой.
  • Распространение информации, содержащей сведения об одном из кандидатов, сопряженные с положительным или отрицательным мнением о нем.
  • Любые действия, формирующие оценочный, хороший или плохой, образ кандидата, также создающие отношение избирателя к выдвиженцу.

Как разграничить информационные материалы и агитационные

Основной способ разграничить информационные материалы и агитационные – проверить их на соблюдение принципов информирования электората, а также на наличии признаков агитации.

Информационные материалы, транслируемые через СМИ, должны сохранять правдивость, объективность, а также одинаковое положение кандидатов и политических партий. Соблюдение всех этих принципов говорит о том, что материал информационный. 

Если хоть один из перечисленных выше принципов будет нарушен, материал будет признан агитационным. 

Например, даже в случае, если материал по всем параметрам можно признать информационным, однако он транслируется в СМИ с определенной периодичностью об одном и том же кандидате, при этом о других выдвиженцах информации в СМИ нет, такой материал также может быть признан агитационным.

Ответственность за агитацию под видом информирования

Каких-либо четких границ между информированием и агитацией нет, небольшая ошибка или смещение в чью-то пользу может привести к тому, что материал будет признан агитационным, поэтому при разработке любых материалов и сообщений для СМИ рекомендуется составлять их очень аккуратно. 

Законодательством установлена ответственность за трансляцию агитации в информационный период, и ответственность эта довольно серьезная. Статья 5.10 КоАП определяет наказание в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей. Повторное нарушение законодательства об избирательных кампаниях повлечет приостановление работы средства массовой информации до окончания голосования. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту