01.08.2024
#Право
42

Основные теории возникновения государства и права

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Теории происхождения государства и права
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Теории происхождения государства и права

Объяснение причин и условий образования государства и права содержится в научных концепциях. Вопрос о появлении власти, механизмах ее проявления (аппарат государственной власти), общих правил поведения (права), а также сути подчинения человека сохраняет актуальность с древнего времени по настоящий день. Ответ дан множеством теорий.

Основоположниками концепций являются различные мыслители (философы, общественные деятели и иные личности). Каждый из них был современником своей эпохи, характеризующейся определенными историческими и социальными условиями. Это находит отражение в содержании теории. Существенное влияние оказывает приверженность исследователя к философской или идеологической позиции.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Первой по происхождению считается теологическая теория. Становление государства и права признается основоположниками как явление божественной воли. К числу представителей, поддерживающих концепцию, относятся Аврелий Августин (основоположник), Жан Маритен, Фома Аквинский, идеологи Древнего Востока и ислама, современная католическая церковь (неотомизм):

  1. Отстаивается идея вечности существования государства.
  2. Утверждается, что человек обязан жить в подчинении государственной власти также, как воле божьей. Неподчинение расценивается как тяжкий грех.
  3. Религиозным организациям отводится главенствующее место по принципу проявления воли Бога именно через них.
  4. Право представляет собой божественное откровение.
  5. Социальное неравенство предопределено и требует смирения.

Недостатком концепции является недоказуемость утверждений, так как прямое опровержение исключено. При определении истины по каждому из них появляется вопрос о существовании Бога, на который человек не может однозначно ответить.

Патриархальная теория основана Аристотелем. Яркими приверженцами являются Платон, Конфуций. В последующем идея поддерживалась такими мыслителями, как Михайловский, Фильмер, Мердок, Мем. Основополагающая суть концепции – государство образуется путем разрастания семьи (увеличение численности членов с количеством поколений).

  1. Монарх – глава семьи.
  2. Государственная власть есть продолжение власти Отца в семье.
  3. Поданные должны подчиняться монарху, как члены семьи ее главе.

Современные исследования опровергли эти утверждения. Распад первобытнообщинного строя стал почвой для одновременного появления патриархальной семьи и государства. Родственная связь утрачивается за время, требующееся для увеличения численности.

В результате развития естествознания в 19-м веке появилась органическая теория. Попытка сравнить государство с организмом делалась еще древнегреческими мыслителями. Появление дарвинизма стимулировало развитие практики социологов и юристов по тенденции применения некоторых закономерностей к социальным процессам. Например, эволюции, межвидовой и внутривидовой борьбы, естественного отбора и некоторых других. Приверженцами концепции является Спенсер, Блюнчили, Вормс и другие. Основными утверждениями теории являются следующие:

  1. Появление человечества – результат эволюции животного мира.
  2. Люди объединяются в процессе естественного отбора.
  3. Государство представляет собой некий организм, необходимый для защиты во время борьбы с соседями.
  4. Правительство выполняет функцию мозга.
  5. Право – импульсы, исходящие от мозга к остальным частям организма.
  6. Общество делится на низшие и господствующие классы.
  7. Первые – выполняют внутренние функции по обеспечению жизнедеятельности организма.
  8. Вторые – занимаются обороной (нападением).

Объяснение, представленное в органической концепции, признано несостоятельным, так как использует закономерности различных уровней бытия и жизнедеятельности. Если следовать утверждениям, получается абсурд. Право должно прекратиться, если не будет правительства.

При этом объяснение эволюции не сводится только к законам, открытым в естественных науках. Следовательно, невозможно объяснить становление государства и права только закономерностями биологии. Хотя некоторые позиции допустимо использовать для формирования понимания развития общества и процесса становления государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Яркими приверженцами теории насилия являются Каутский, Гумплович, Дюринг. Суть концепции отражается в принципе подчинения слабого сильному. Реализация данного основания является сущностью возникновения государства. Исследователи в качестве примера приводят историю венгерского, германского государства.

  1. Консолидация населения в процессе объединения племен.
  2. Государственный аппарат необходим для подавления присоединенных (захваченных).
  3. Принятие законов вызвано потребностью более сильного подчинять своей власти более слабого.

Концепция объясняет механизм порабощения, происходящий в процессе военно-политических действий.

В 19-м веке появилась психологическая теория. Суть появления государства и права объяснена проявлением некоторых свойств человеческой психики. К их числу отнесены: подражание, потребность в подчинении, чувство справедливости, зависимость первобытного общества от элиты и некоторые другие.

  1. Социальная закономерность способна реализовываться только через деятельность человека (его поведение).
  2. Свойства психики оказывают влияние, хотя не обладают решающим значением.
  3. Формирование психики находится под влиянием внешних условий социального и политического характера.

Сторонниками являются Петражицкий, Тард.

Теория общественного договора является основополагающей доктриной естественного права. Обособление концепции приурочено к 17–18 вв. Разработкой идеи занимались Локк, Руссо, Радищев, Спиноза, Гоббс, Гроций.

  1. Каждый человек наделен Природой (Богом) неотъемлемыми правами.
  2. Реализация естественных прав способна образовывать конфликты и противоречия между людьми. Появляется насилие и нарушается порядок.
  3. Стремление к полноценной жизни побуждает людей заключить договор. По его условиям создается государство, а также передается часть прав от одних членов общества другим.

Конституции некоторых европейских стран содержат положения теории общественного договора (естественного права).

Позиция приверженцев концепции различается в части представления характера самого общественного договора. Гуго Гроций определяет суть наличием волеизъявления. Томас Гоббс предлагает несколько иную картину, описывая путь к договору как войну (каждый вынужден нападать). Мыслитель оценивает разум человека как объективную способность к поискам мирной жизни. Отказ от части прав объясняет как естественный закон во благо общей безопасности.

Позиция Джона Локка отличается либеральностью. Исследователь указывает цель заключения общественного договора, создающего государство, – обеспечение реализации неотъемлемого права. В качестве такового перечисляет право на жизнь, собственность (имущество), свободу. Стремление к заключению договора поясняет действием принципа согласия, который дает право свергнуть деспотический режим. Локк в качестве доказательства приводит способность человека по достижению совершеннолетия выбирать свою принадлежность.

Разработчиками идеи и сторонниками историко-материалистической теории возникновения государства и права являются Морган, Маркс и Энгельс. К числу основополагающих причин относятся развитие религии и экономики первобытного общества. Это, в свою очередь, служит материальными условиями для появления такого естественного результата как государство. Определяется социальная трансформация социума. Концепция выделяет 2 подхода: 

  1. Образуются классы. Между ними происходит борьба. Государство представляет собой орудие подавления.
  2. Экономическое развитие усложняет общество. Появляется потребность в универсальной форме управления. Происходит становление государства.

Таким образом, появление антагонистических классов выступает главным фактором. Следом за появлением государства возникает право. Это обусловлено объективным стремлением к эффективности друг друга.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту