12.08.2024
#доклад
#конференция
42

Учреждение Сената и его функции

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Предпосылки к созданию Сената
  2. История создания Правительствующего Сената при Петре I
  3. Структура и функции Сената
  4. Состав и разделение Сената
  5. Участие Сената в законодательстве
  6. Участие Сената в делах управления
  7. Участие Сената в делах судебных
  8. Обжалование решений Сената
  9. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета (1726–1741)
  10. Сенат при Елизавете Петровне
  11. Сенат при Петре III
  12. Сенат при Екатерине II
  13. Сенат при Павле I
  14. Сенат от царствования Александра I до конца XIX века
  15. Современный период действия

Предпосылки к созданию Сената

Эпоха правления Петра Великого вошла в историю как время глобальных перемен общественно-социального устройства страны. Особую роль царь отводил преобразованиям государственного аппарата. Одним из ключевых шагов Петра I в модернизации и централизации государственного аппарата России стало создание Правительственного Сената. Новая институция стала первым шагом к упорядочению и усилению государственного управления, проведению административной реформы и централизации власти.

Создание органа управления в периоды отсутствия императора. В эпоху правления царя-реформатора Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией, где вся власть была сосредоточена в лице государя. Это требовало постоянного присутствия монарха в столице, где вершились государственные дела. Но известно, что он горел страстью к перемене мест и устоявшийся веками порядок был ему не по нраву. Да и особый подход Петра к делам требовал постоянных поездок. К примеру, за границу для приобретения нового опыта и внедрения его в российской империи.

Длительные путешествия царя, пусть и во благо Отечества, не позволяли придворным службам принимать в это время важные управленческие решения. Требовался запасной вариант исполнения государственного управления в периоды отсутствия монарха-вседержителя в столице. Это был важный довод в пользу создания новой структуры управления, но, конечно, не единственный.

Необходимость в централизации власти в стране. С первых дней восшествия на престол Петр I стремился привнести в управление западные идеи и институты, чтобы укрепить позиции России в мировых делах. Российская же империя была в те времена хоть и огромной, но раздробленной страной, с многочисленными автономиями и волостями, где управление вершилось по феодальному принципу. Петр понимал, что для эффективного управления страной необходимо создать центральный орган, который бы контролировал исполнение законов и решал важные государственные вопросы.

Необходимость в реформировании государственного аппарата. В то время административная система России была устаревшей и неэффективной. По причине неэффективности уходила в прошлое система управления, когда царь работал с Боярской Думой и «пулом» приказов. Петр I стремился к модернизации государственного управления, внедрению новых стандартов. Все это требовало создания современных институтов власти. И создание Правительственного Сената было одним из ключевых шагов в этом процессе.

Стремление к западничеству и внедрение западных форм правления. Петр I убежденно следовал европейским образцам и стремился привнести передовые для российского общества идеи и практики. Создание Правительственного Сената было вдохновлено западными системами управления, прежде всего Германии и Швеции, которые выполняли функции контроля и законотворческой деятельности одновременно.

История создания Правительствующего Сената при Петре I

22 февраля (5 марта по новому стилю) 1711 года Петр подписал Указ о создании в структуре государственной власти Российской империи Правительствующего Сената. Всем лицам повелевалось «под жестким наказанием или смертию» беспрекословно исполнять сенатские решения. По своему статусу это был высший орган управления, пришедший на смену Боярской Думе и подчинявшийся напрямую императору. Вместе с Сенатом в стране появилось разделение на губернии.

В отсутствие государя Сенат обладал всей полнотой власти и получал полномочия по координации деятельности государственных учреждений. Институция просуществовала более 200 лет — до падения Российской империи в 1917 году. К началу XIX в. Сенат сосредоточил в своем лице законодательную, исполнительную и судебную власть. Его функции дважды существенно изменялись — во времена правления Екатерины Великой в 1760 году и Александра II в 1860-е годы.

Состав Сената при Петре I

Первоначально в новый орган управления вошли приближенные к императору деятели, поскольку им предстояло замещать монарха в периоды его отсутствия. В состав вошли 9 человек, пользовавшихся неограниченным доверием царя.

Все это были представители знатных родов или влиятельных кланов. В числе первых сенаторов оказались князья Михаил Долгоруков, Григорий Волконский и Петр Голицын, граф Мусин-Пушкин, армейские генералы Василий Апухтин и Михаил Самарин, Назарий Мельницкий, Григорий Племянников, боярин Тихон Стрешнев. Во главе Сената поставлен Анисим Щукин. Петр ценил Щукина за деловитость и честность — сочетание редкое для того времени. На должности обер-секретаря Анисим Щукин держал вечно занятого государя в курсе дел текущих и предстоящих планов работы.

Функции Сената при Петре I

К началу XVIII века в Российской империи разделение трех ветвей власти существовало скорее на бумаге, чем на практике. Поэтому вся полнота власти фактически находилась у Сената. Именно этот орган разграничивал и распределял функции между ведомствами. Число сенаторов составляло уже 12 человек, и избирались они императором на пожизненный срок.

Уже при Петре I Сенат — исполнительный и законотворческий орган для решения первостепенных государственных задач с широким кругом полномочий:

  • контроль деятельности чиновников, губернаторов и других высокопоставленных лиц;
  • рассмотрение апелляций и споров между чиновниками и гражданами в качестве высшего судебного органа, обеспечение соблюдения указов императора и норм права;
  • назначение на руководящие должности всех уровней власти;
  • управление российскими территориями и населением, контроль соблюдения порядка и законов в отдаленных губерниях и провинции;
  • ведение вопросами обороны рубежей государства и государственными владениями. 

Заметка №1 Свои решения Сенат принимал на единогласной основе. Управление строилось по принципу прямого взаимодействия с чиновниками местного уровня. Того требовала огромная территория и особенности административно-территориального деления империи.

Особенности деятельности Сената в петровский период

В первые годы Сенат находился в Москве, а император вызывал его представителей в места своего временного пребывания (Таллин, Нарва, Санкт-Петербург) для отчетов и введения в курс дела. Дабы не парализовать работу аппарата управления, на встречу с царем отправлялись 1–2 сенатора. И только в случае какого-либо стратегического события Петр мог вызвать весь состав сената. Так было во время переговоров с королем Швеции Карлом XII.

По мере становления нового органа управления одной из ключевых особенностей стала его многофункциональность. Сенат выполнял не только исполнительные функции, но и контролировал деятельность губернаторов, отправлял правосудие и занимался государственными вопросами, ведал вопросами направления дворян на службу. При этом назвать политической организацией структуру нельзя: вступать в оппозицию с государем сенаторам запрещалось, как и создавать или участвовать в оппозиционных течениях.

Структура и функции Сената

Структура нового органа формировалась относительно быстро. С 15 марта 1711 года в структуре Сената появились «пробные» должности фискалов — отдаленный прообраз налоговой службы. Они контролировали исполнение законов на местах и обязаны были информировать сенат и лично императора о случаях взяточничества и расхищения казны. «Польза от них велика была», и в феврале 1714 года через указ «О должности фискалов» это направление деятельности получило официальное оформление.

На региональном уровне выстраивалась система особого взаимодействия высших столичных чиновников и представителей администрации только сформированных губерний. В результате территориальной реформы на местах появились должности комиссаров, которые напрямую работали с сенатской властью. Так административные и хозяйственные вопросы решались максимально эффективно. Список должностей от Сената постепенно расширялся.

В 1718–1822 гг. введена должность генерал-прокурора для контроля деятельности аппарата и канцелярий Сената, соблюдения правового порядка. Также государь учредил Разрядный стол – это подразделение ведало назначением на военные и гражданские посты. В 1722 году вместо разборного стола создана разборная канцелярия.

Заметка №2 В 1718 году вслед за формированием Сената последовала еще одна масштабная реформа. Вместо устаревших приказов Петр создал коллегии — аналоги министерств того времени. Первое время их насчитывалось 8, а затем численность структур возросла. Все президенты коллегий вошли в состав Сената. Правда, такой порядок просуществовал недолго, и коллегии стали самостоятельными структурами.

Состав и разделение Сената

С введением в гражданский оборот Табели о рангах в высшую управляющую структуру избирались только представители 1-3 класса. Император лично назначал сенаторов из представителей гражданских и военных чинов. Структура Сената состояла из департаментов. К 1850-м годам их насчитывалось 12:

  • распорядительный – I;
  • гражданский – II, III, IV;
  • по уголовным делам – V;
  • московские департаменты VI, VII, VIII (упразднены в 1871 г.);
  • департаменты IX и X в Варшаве (упразднены в 1876 г.); 
  • межевая экспедиция;
  • подразделение герольдии.

Каждый департамент наделялся правом принятия и провозглашения решений от лица всего Сената. Их указы должны исполняться всеми подчиненными территориями и должностными лицами. И только личное распоряжение императора отменяло сенатское постановление.

В 1722 году Петр I, недовольный постоянными распрями среди сенаторов, учредил должность генерал-прокурора. По существу это был внутренний контролирующий орган управляющей структуры. Первое назначение было даровано Павлу Ягужинскому.

Смерть царя-реформатора привела к большим изменениям управленческого устройства империи. Затронули они и Сенат. Его функции существенно изменились. Появлялись новые государственные органы, к которым отходила часть сенатских полномочий. Уже при Екатерине Великой Сенат утратил права на законотворческую деятельность политической направленности. Так императрица окончательно разделила управленческие функции между различными государственными ведомствами.

Новый виток разделения сенатских полномочий пришелся на период реформ Александра II. Процесс затронул в первую очередь судебные функции. Департаменты этого направления постепенно сокращались, пока не были слиты в 1898 году в единую судебную структуру. Также были укрупнены еще несколько департаментов, после чего их в составе Сената осталось 9.

Разделение предметов ведения департаментов проводилось с учетом следующих моментов:

  • каждый департамент может представлять единое присутствие или включать от 2-х отделений — тут все зависит от типа и обширности предмета ведения;
  • структуры базировались в обеих столицах — 6 из них в Санкт-Петербурге, 3 — в Москве;
  • департаменты ограничивались числом подведомственных каждой структуре губерний и типом соотнесенных дел;
  • каждый департамент составляется из трех сенаторов, надзор же за порядком разрешения дел осуществляют Министр Юстиции и Обер-прокурор. 

В зависимости от предмета правового или административного ведения все дела Сената подразделялись на три категории: судебно-гражданские вопросы, управленческие, судебно-уголовные, межевые и геральдические решения.

Также сенатская структура получила деление по направлениям обнародования законов, разграничения и охраны прав и общественного положения, управления подчиненных Сенату мест и должностей, контроля начисления и взыскания расходов и других вопросов оборота казенных средств.

Принципиально важен принцип разделения губерний. Каждое административно-территориальное образование получило привязку к конкретному департаменту.

Участие Сената в законодательстве

Изначально полномочия Сената по участию в законодательстве были широки. Однако противоречивость ситуации состояла в постоянных препонах и нежелании власти прислушиваться к мнению структуры. Так, в период правления Петра I Сенат активно работал как законосовещательный орган, но с 1802 по 1811 годы он постепенно утрачивал эти права. Законотворческая функция перешла к Непременному Совету (появился в 1801 г.), а затем и вовсе к приближенным к монарху министрам. Тем не менее сужение рамок правоприменительных функций не означало их полной утраты.

В сентябре 1802 года императорским указом Сенату даровано право по информированию государя о противоречиях в действующих нормативно-правовых актах «О неудобствах в существующих законах». Однако первая же попытка упорядочить российское право обернулась ограничениям этих функций.

Сенаторы выявили противоречие Указа от 5 декабря 1802 года о продолжительности гос. службы унтер-офицеров из дворянского сословия положению о вольности дворян. Государь хоть и принял информацию к рассмотрению, но проявил крайнее неудовольствие. В итоге в марте 1803 года государь своим указом провозгласил неосновательность сенатских возражений. В дальнейшем же представителям этой структуры дозволялось делать критические заключения только относительно давно действующих законов, не затрагивая издаваемых или подтверждаемых проектов.

Также за Сенатом сохранились права первичного «начертания» указов и иных актов, которые затем через министерство юстиции поступали на рассмотрение государю. Правда, эти функции распространялось только на простые законопроекты. Лишение же Сената административного ресурса не позволяли ему выносить на обсуждение сложные нормативно-правовые акты, затрагивающие государственное и политическое устройство империи.

Участие Сената в делах управления

Поступающие на рассмотрение управляющей структуры дела разделялись на несколько категорий:

  1. Распоряжения исполнительного толка. Это были немного численные бумаги, не имевшие большого веса в управлении государством. Так, Сенат занимался публикацией уже принятых законов, контролировал правильность казенных начислений, например, возвраты неправильно исчисленных средств, взимание недоимок, рассмотрение спорных моментов между сторонами фискальных платежей.
  2. Надзор за законностью управления. Тут структура реализовывала свои надзорные функции: редко по собственной инициативе, в основном же по «наущению» иных государственных лиц. Действовал Сенат путем взыскания, принуждения, утверждения и поощрения.

Сенат выполнял роль арбитра в достаточно серьезных спорах. Представители структуры принимали жалобы граждан и органов местного самоуправления на действия государственных чиновников, министерств, губернаторов.

Участие Сената в делах судебных

После получения судебное дело регистрировалось и направлялось в соответствующий департамент в зависимости от его характера. Подготовка и рассмотрение тяжб происходила в несколько этапов:

  1. Предварительное рассмотрение. На этом этапе определялось, какие материалы и дополнительные сведения необходимы для полного рассмотрения дела. Ответственным назначался один или группа сенаторов.
  2. Основное рассмотрение. После сбора всех необходимых данных дело выносилось на основное заседание соответствующего департамента. Заседание включало обсуждение, анализ и выработку решения по делу.
  3. Заключение и утверждение. По результатам обсуждения формулировалось заключение. Оно утверждалось большинством голосов членов департамента. В случае особо значимых дел они могли быть переданы на рассмотрение Общего собрания Сената.

Но на этом рассмотрение могло и не закончится. В случаях, когда дела затрагивали стратегические государственные вопросы или взаимодействие высших чиновников, решения Сената передавались на высочайшее утверждение императору. Александр II активно взаимодействовал с Сенатом, однако любые реформаторские начинания сдерживал. Поддержка оказывалась в первую очередь уже принятым решениям.

Порядок делопроизводства в Сенате

Поступающие в Сенат дела регистрировались в специальном журнале. Каждому делу присваивался уникальный номер, указывалась дата поступления. Все документы, включая протоколы заседаний, заключения и решения, оформлялись согласно установленным стандартам и хранились в архиве Сената. При необходимости документы копировались и рассылались в причастные государственные учреждения для непосредственного исполнения.

В целом делопроизводство в Сенате времен Александра II было тщательно организовано и структурировано. Именно в этот период появились четкие процедуры регистрации бумаг, особый порядок рассмотрения и утверждения дел, было выстроено взаимодействие структуры с императором. Это позволило Сенату успешно выполнять свои задачи в условиях «реформаторства» Александра II.

Обжалование решений Сената

Несмотря на недостатки и ограничения в работе Сената, его решения имели огромное значение для общества того времени. Поэтому структура была вынуждена сформировать четкий порядок оспаривания вынесенных вердиктов.

Обжалование решений Сената проходило в несколько этапов. В первую очередь лицо, не удовлетворенное полученным результатом, могло подать жалобу на имя императора. Это была распространенная практика, поскольку Александр II был одержим идеей «справедливости» и буквально вмешивался лично в сложные дела.

Основные этапы:

  1. Подача жалобы. Письменная форма обращения должна была содержать обоснование, почему заявитель считает решение Сената необоснованным. К жалобе прилагались документы и доказательства своей позиции. Обращение подавалось через канцелярию Сената или непосредственно в императорскую «приемную».
  2. Рассмотрение жалобы. Сначала бумага направлялась на первичное рассмотрение в соответствующую коллегию Сената. Эта инстанция проводила предварительный анализ представленных документов. Если коллегия находила основания для пересмотра дела, оно передавалось на заседание Сената. В ходе непосредственного разбирательства заслушивались аргументы обеих сторон. В случае одобрения пересмотра большинством голосов заседание по делу проводилось заново.
  3. Императорская инстанция. Если Сенат отказывал в пересмотре или новое решение вновь не устраивало заявителя, он мог обратиться к «верховной инстанции» — российскому императору. Государь по единоличному убеждению мог назначить пересмотр дела, назначить дополнительное расследование или вовсе отменить решение Сената и прекратить дело. Если император усматривал ошибку Сената, пострадавшая сторона могла рассчитывать на компенсацию, но случалось такое нечасто. 

Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета (1726–1741)

В период Верховного тайного совета (1726–1730 гг.) и Кабинета (1730–1741 г.г.) Сенат Российской империи претерпел значительные изменения своей роли и управляющих функций. Обусловлено это борьбой за власть и многочисленными реформами, последовавшими после смерти Петра I в 1725 году.

В эти времена Сенат преимущественно занимался:

  • административными и финансовыми вопросами;
  • формально выполнял роль высшего суда и органа, ответственного за сбор налогов и управление государственным имуществом;
  • по ключевым вопросам сенаторы были не свободны — они выполняли приказы и распоряжения Кабинета министров, государей (в зависимости от того, кто именно находился на троне);
  • также его роль сводилась к исполнительным и судебным функциям, что отражало общую тенденцию к централизации и усилению самодержавной власти той эпохи.

Постепенно основной ролью Сената стало обеспечение выполнения решений центральной власти на местах, контроль деятельности региональных чиновников и губернаторов.

Сенат при Елизавете Петровне

При императрице Елизавете Петровне (1741–1762 гг.) структура еще обладает достаточным авторитетом и государственными полномочиями. В этот период это орган исполнительной власти, а также влиятельная надзорная и судебная структура. Императрица назначила в Сенат опытных и проверенных сановников, что повысило эффективность самой структуры и дисциплину работающих тут должностных лиц.

Ключевым моментом при Елизавете стало создание постоянных комиссий и коллегий, которые ведали финансовыми, судебными, военными делами. Не менее значимым событием стало введение должности генерал-прокурора для надзора за работой Сената и других государственных учреждений. Генерал-прокурор имел право присутствовать на заседаниях Сената и докладывать императрице и его работе.

Сенат при Петре III

Неполный год правления императора Петра III с 1761 по 1762 гг. привел к умалению государственной роли этой структуры. Петр заменил Конференцию Учредительным Советом, в отношении которого Сенат оказался в подчиненном положении. Военная и морская коллегии были выведены за штат. Но главный удар нанес запрет на издание Указов и законов «за именем» Сената в 1762 году. В результате мощная структура оказалась в плане внутреннего управления оказалась в стесненных условиях.

Сенат при Екатерине II

При Екатерине II структура преобразуется в центральное административное учреждение. Структура насчитывает шесть самостоятельных департаментов с правом окончательного разрешения дел. Для каждой коллегии отведено основное направление работы:

  • 1-й – внутренние и политические дела;
  • 2-й, 5-й – местно-административные задачи;
  • 3-й – дела привилегированных провинций Малороссии и Остзейского края;
  • 4-й – военные дела и оборона государственных границ;
  • 6-й – местно-судебные.

В 1775 году с учреждением губерний департаменты себя изживают и аннулируются. Эти структуры планировалось «переформатировать» в коллегии. При этом военные коллегии и коллегия иностранных дел получили равнозначное с сенатом положение. В оставшихся ведомствах верховенствует власть генерал-прокурора. Причем из охранительной она преобразуется в административную.

Сенат при Павле I

В правление Павла Петровича, несмотря на все его неприятие екатерининских начал, роль Сената как госструктуры мало изменилась. Так, образованы новые ведомства с обязанностями вне компетенции Сената. Были восстановлены упраздненные при Екатерине коллегии, однако эффективного взаимодействия между ними уже не было. Эти структуры передали главным директорам, которые лично докладывали императору о работе Сената.

Генерал-прокурор при разрешении дел властью обладал почти самодержавною, сосредоточив в канцелярии небывалое до того времени количество дел. Давление его на Сенат было беспрецедентным.

Сенат оказался преимущественно судебной структурой со следующими особенностями полномочий:

  • по тяжбам о казенном имуществе с 1799 г. он перестал быть высшею инстанцией;
  • с 1797 г. всякие ограничения прав обжалования и решения общего собрания Сената отменялись, и как результат — жалобы «потекли рекою» по большинству дел. 

Это привело к обременению Сената судебными тяжбами, которые приходилось разрешать всеми структурными департаментами.

Сенат от царствования Александра I до конца XIX века

Во времена правления Александра I (12 марта 1801 — 19 ноября 1825) структура выполняла судебные, административные и контрольные функции. В чем заключались основные направления работы Сената:

  1. Судебные дела. В качестве высшей инстанции структура рассматривает тяжбы в кассационном порядке, занимается надзором за деятельностью судов на местах. 
  2. Законодательная роль. Хотя Сенат не был законотворческим органом в полном смысле слова, в разработке законопроектов он участвовал и даже давал собственные заключения по ним. 
  3. Административные функции. Контроль работы государственных учреждений и чиновников, соблюдения законности и «претворения в жизнь» высочайших указов в многочисленных губерниях империи. 
  4. Сенат как контролирующий орган. Структура ведала основными вопросами финансовой деятельности государства, а именно фискальными сборами на местах, источниками пополнения казны и тратами бюджетных средств на государственные нужды. Также Сенат проверял и давал оценку эффективности работы учреждений и структур.  

Уже с царствования Александра I прослеживается четкая тенденция бюрократизации процессов, ограничения полномочий Сената и распространения коррупции среди его чиновников. Рассмотрение дел и принятие решений из-за многоступенчатости судебной системы затягивалось, император мог вмешаться и высочайшим волеизъявлением отменить любое постановление.

В 1864 году последовала судебная реформа Александра II, которая значительно изменила роль Сената. Были созданы окружные суды и судебные палаты, но роль высшей кассационной инстанции сохранилась. К концу XIX века административные и контрольные функции структуры частично были переданы другим государственным органам, а Государственный Совет взял на себя часть законодательных направлений. Это привело к уменьшению роли в государственном управлении.

Современный период действия

В контексте исторического развития Сената в Российской империи за период XVII-XIX веков важно отметить, что современная Россия не имеет государственного института, идентичного Сенату тех времен. Условным аналогом прошлой структуры считают Совет Федерации (СФ) — верхнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации. Среди ее основных задач — представление интересов регионов (субъектов РФ) на федеральном уровне, обеспечение баланса между высшими и региональными властями.

В составе СФ по два сенатора от 85 субъектов РФ — один от законодательной власти, один от исполнительных структур. Руководят работой Совета Председатель и его заместители, председатели комитетов и комиссий. Основная форма работы — пленарные заседания.

Основные роли Совета Федерации:

  1. Законодательная. Структура рассматривает поступающие из Государственной Думы законопроекты и одобряет или отклоняет их. Изменения Конституции, федеральные законы и проекты о федеральном бюджете требуют обязательного одобрения Советом Федерации.
  2. Контроль деятельности исполнительной власти. Выражается в заслушивании и анализе отчетов министров и других высокопоставленных чиновников, проведении парламентских слушаний и расследований. 
  3. Назначения и утверждения. Так, Совет утверждает судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора и его замов, принимает решения о назначениях и освобождениях от должностей ряда других высокопоставленных чиновников.

Совет Федерации координирует международные отношения РФ, чем даже близко не занимался Сенат дореволюционной России. Современная нам структура участвует в ратификации международных договоров, обсуждении вопросов внешней политики и межпарламентских связей. Таким образом, Совет структурно и функциями отличается от исторического Сената, но при этом также выполняет задачи по балансу высших и региональных властей.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!