06.08.2024
#Философия
42

Понятие истины в философии и науке: от классических представлений к современным подходам

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие истины
  2. Исторический и типологический аспекты понятия истины
  3. Истина как норма
  4. Роль истины в науке и виды истины
  5. Понятие истины, правды и заблуждения
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие истины

Определение №1 Истина — это категория философии, культуры и науки, которая отражает конечное абсолютное знание, цель и способ его достижения.

Проблема истины интересовала философов и деятелей науки во все времена. Древние мудрецы давали различные определения этому понятию, искали средства и пути достижения истины. Исследователям науки было важно, чтобы знания соответствовали действительности, чтобы их можно было проверить опытным путем.

Вопрос об истине не утратил актуальности сегодня. Это один из «вечных» философских вопросов. Его решение влияет на развитие науки, культуры разных народов.

Исторический и типологический аспекты понятия истины

Слово «истина» впервые употребил в своих трудах древнегреческий философ из Элеи Парменид, живший приблизительно в 540 или 515–470 гг. до н. э. Оно означало противоположность мнению. В новой онтологической теории Парменид подверг критике чувственное восприятие мира, считал его необъективным, сформированным на основе недостоверных источников. Положения его учения противоречили общепринятым убеждениям: философ писал об отсутствии времени, движения, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Главным критерием истины античный мыслитель считал тождество мышления и бытия.

Собственную теорию истины разработал Платон, живший в Афинах в 429–347 гг. до н.э. 

Истина — это сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос») и вневременное свойство остальных «идей». Людская душа связана с истиной. До соединения с телесной оболочкой она пребывает в идеальном мире. Истинное знание зарождается в процессе воспоминаний души об этом периоде. 

На относительность всякой истины указывал представитель школы софистов Протагор из Абдер, живший в 485–410 гг. до н. э. Знаменитое его высказывание гласит: «Человек есть мера всех вещей: существующих — что они существуют, для несуществующих — что они не существуют». Другие мыслители античного мира — Демокрит, Эпикур, Лукреций, понимали истину как соответствие знаний и вещей.  

Наиболее точное определение истины дал Аристотель, живший в 384–322 гг. до н. э. Оно стало классическим: Истина есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Портрет Аристотеля-

Рис. 1. Портрет Аристотеля. Изображение сгенерирoвано DALL-E

В эпоху Средневековья мыслители истину связывали с Богом, с верой в него. Об истине писал в XIII в. итальянский философ и теолог Фома Аквинский. Он признавал теорию Аристотеля, но утверждал, что знание не в полной мере доступно человеческому разуму. Люди должны принять на веру не только ту истину, которую способен познать разум, но и ту, которая ему недоступна. 

Средневековый богослов и христианский философ Августин Гиппонский, живший в римской провинции Северной Африки, также ставил на первое место веру. Он утверждал: для того чтобы обрести истину, не нужно учиться в философских школах, достаточно поверить в Бога. Человек и окружающая среда созданы Всевышним и контролируются Им. 

В XVIII–XIX вв. большинство философов признавало классическую теорию. Французский философ Э. Кондильяк, сторонник сенсуализма, считал: истина — это адекватное отображение мира. 

Известный основоположник немецкой философии Г. Гегель утверждал: истина — не просто правдивое утверждение, это совокупность всех данных, в которых невозможно усомниться. Истинными могут быть высказывания, действия, состояния, эмоции. 

К. Маркс писал об относительности истины, отвергал конкретность и неизменность данного явления. Философ представлял общий процесс познания как диалектическую взаимосвязь отвлеченных и конкретных вещей. Они движутся по спирали, происходит постоянное восхождение от отвлеченных понятий к конкретным и обратно.

Cторонники классической теории трактовали истину как нечто идеальное, недостижимое, предельное. Таких взглядов придерживались И. Кант, Р. Декарт и другие мудрецы. 

В XVIII–XX в. получило распространение эмпирическое направление. Его представители шотландец Д. Юм и британец Б. Рассел видел истину в тождестве мыслей, ощущений и чувств субъекта. Американец У. Джемс и немец Х. Файхингер указывали: истинные идеи должны совпадать с личностными устремлениями. 

Швейцарец Р. Авенариус и австриец Э. Мах видели истину в согласованности человеческих чувств. Австрийцы М. Шлик и О. Нейрат говорили о необходимости связать постулаты науки с практическим опытом. Конвенционалист А. Пуанкаре указывал на условно-договорный характер истины.

В конце XIX в. появилась иррационалистическая теория понимания истины. Известный немецкий философ Ф. Ницше подчеркивал иллюзорность идеи об абсолютной истине. Появление этой иллюзии он объяснял стремлением властвовать и переоценивать ценности. Француз Ж-П. Сартр понимал истину как свободу. 

Западными философами середины XX в. Ж. Маритеном и Н. Гартманом истина рассматривалась как особый идеал, а само бытие как трансцендентный, сверхчувственный и до конца непостижимый человеческим разумом феномен.

Французы-постмодернисты Жак Деррида и Жиль Делеза считают: не существует абсолютной истины, не позволяющей человеку творчески мыслить. Есть относительная истина, которая рассматривается как договор между ведущими диалог собеседниками. Австрийско-британский философ-аналитик Л. Витгенштейн, представляет истину как часть языковой игры, которая прямо не относится к реальному миру.

Истина как норма

В современной гносеологической теории истину трактуют как соответствие знания реальному миру. Возникает вопрос: как установить данное соответствие? Для оценки истинности знаний используют сформулированные сообществом людей нормы. С помощью них обосновывают полученные в науке  знания. Истинная оценка знания заключается в приписывании ему характеристик, которые не имеют прямого отношения к понятию истины — «верное», «результативное», «подробное», «всецело исследованное», «действительное», «прошедшее проверку временем». Подобный процесс оценки знания основан на убежденности людей в достаточности временного отрезка для проверки истинности знания.

Утвержденные сообществом людей нормы рассматриваются в двух аспектах:

  • Это часть теоретической и познавательной идеологии, направленной на запрет определенных форм, итогов мыслительной и практической деятельности. 
  • Они описывают среднестатистический уровень мыслительной и практической деятельности как начальный пункт любого аналитического и оценочного действия. 

Взаимное дополнение этих двух аспектов характеризует понятие истины.

Истина как дескрипция

Определение №2 Дескрипция (от лат. describere — описывать) — описание, описательное высказывание, которое бывает истинным или ложным.

Дескриптивный метод позволяет создать наиболее полный образ знания, в отличие от нормативных способов. Их краткость и простота часто лишает их адекватности. 

Конкретность истины не подвергается сомнению, но позволяет раскрыть большее разнообразие форм деятельности и взаимодействия субъекта, которые откладываются в содержании знания.

Описание большего разнообразия форм и типов знания, мыслительных и практических видов человеческой деятельности расширяет предмет теории познания, добавляет в него новые контексты, которые ранее изучали только исследователи истории, социологии, культурологии. Такой метод позволяет рассматривать каждый отдельный акт познания и его результат как часть единства. 

Постоянные иерархические модели и критерии истины или прогрессивного развития не указываются. Происходит бесконечный процесс зарождения новых знаний, которые сменяют друг друга. Каждый элемент этого единства имеет собственное рациональное объяснение, формы обоснования и право быть опровергнутым в будущем. Описание и сравнительный анализ различных форм и видов знания дает исчерпывающий образ процесса познания.

Истина, дескрипция и экспертиза

Определение №3 Экспертиза (от лат. Expertus – опытный, сведущий) — исследование, которое проводится компетентным лицом или группой лиц, чтобы ответить на какие-либо конкретные вопросы.

Экспертиза в социальной и гуманитарной областях позволяет установить важные вещи:

  • какова степень соответствия достижения науки или иного вида деятельности потребностям людей;
  • нет ли нарушения общепринятых норм, есть ли соблюдение запретов; 
  • какова эффективность использования нового знания, достижения науки в обществе, как оно повлияет на развитие экономики стран, не ухудшит ли  экологическую ситуацию, будут ли соблюдаться правовые нормы. 

При проведении экспертизы ученые применяют распространенные методы исследования:

  • описательный (дескрипцию);
  • аналитический;
  • исторического реконструирования;
  • общественное прогнозирование.

В процессе экспертизы устанавливается не истина, не соответствие знания действительности, а проверяются условия и итоги деятельности с точки зрения общепринятых норм. Ученые, проводящие экспертизу, ответственны перед обществом.

Истина в традиционном понимании рассматривает познавательную деятельность без учета позиции субъекта. Использование в ходе истинностной оценки знания методов экспертизы требует введение в контекст теории истины субъекта социума, что обеспечивает многообразие смыслов и способов использования знания в обществе.

Подобную трактовку понятия истины сформулировал немецкий философ К. Ясперс, живший в 1883–1969 гг. Он указывал, что нормативный образ истины уступает его дескриптивному пониманию, которое складывается из сопоставления идей, беседы исследователей, анализа практических итогов, взаимодействия разных социальных групп.

Внедрение дескрипции и экспертизы позволяет оценить большое разнообразие видения, методов, предпосылок, возможных итогов исследований, ознакомиться с описаниями данной ситуации историками и социологами культуры. 

Проблему истины ученые обнаруживают в процессе исследования при выборе одной из множества гипотез. На протяжении нескольких веков считалась истинной геоцентрическая модель мира Птолемея. 

Геоцентрическая модель мира Птолемея-

Рис. 2. Геоцентрическая модель мира Птолемея. Изображение сгенерирoвано DALL-E

Ее опроверг Коперник. Но понадобился большой временной период, чтобы подтвердить истинность новой модели мира. Доказательством гелиоцентрической теории мира занимались Дж. Бруно, И. Кеплер и другие деятели науки. 

Гелиоцентрическая модель мира Коперника-

Рис. 3. Гелиоцентрическая модель мира Коперника. Изображение сгенерирoвано DALL-E

В этом случае к истине люди пришли путем критического сравнения разных концепций, мнений, свидетельств и рационализацией знания.

Роль истины в науке и виды истины

Сегодня в науке у истины двойственное положение: 

  • Истина определяется как абсолютное значение, конечная цель любого познавательного процесса, науки как совокупности знаний, различных аналитических и практических видов деятельности людей, направленных на познание мира.
  • Полное познание мира невозможно. Поэтому скептически настроенные философы обесценивают любые достижения науки в сравнении с недостижимой целью.

Истина — не просто цель, это критерий научной деятельности. Научное знание признается ценным и значимым, поскольку отвечает критерию истинности.

При рассмотрении истины в качестве критерия ценности знания нельзя не указывать на многообразие видов истины и диалектических взаимоотношений между ними. 

Основные виды истины:

  • Абсолютная — это полное, исчерпывающее знание о предмете, его характеристиках либо о мире в целом как о сложно организованной системе. Утверждение, что 5Х5=25 — абсолютная, неизменная истина.
  • Относительная — неполное знание о каком-либо предмете или его части. Утверждение, что земля плоская показывает знание лишь о видимой части земной поверхности. Впоследствии это утверждение было опровергнуто учеными. Это относительная, изменчивая  истина.

Абсолютная и относительная истины постоянно диалектически взаимодействуют друг с другом. На основании ранее приобретенных знаний, относительной истины, в научной среде ставятся цели и задачи, способствующие достижению более полной, абсолютной истины. После их реализации, полученные знания станут относительной истиной. Они подтолкнут ученых к разработке новых планов для достижения абсолютной истины. Этот процесс потенциально бесконечный, познание абсолютной истины в конечном счете невозможно.

Многие ученые-философы и исследователи науки различают субъективную, объективную и конкретную истины.

  • Субъективная — знание, которое зависит от мнений и оценок одного человека или группы лиц. Например, некоторые историки и политологи считают, что реформы П. А. Столыпина сыграли важную роль в развитии сельского хозяйства России, но с ними соглашаются не все.
  • Объективная истина — знание, которое не зависит от мнения субъекта. Например, математическая истина 5Х5=25 не зависит ни от мнения какого-либо школьника, ни от мнения всех людей Земли. 
  • Конкретная истина — знание, которое будет истинным при соблюдении конкретных условий. Люди знают, что летом листва на деревьях зеленая — это конкретная истина. Электромагнитные (световые) волны отражаются от листвы. Они имеют определенную длину, которая вызывает у людей субъективное восприятие зеленого цвета.

Сторонники неопозитивизма разделяют эмпирические и логические истины:

  • Эмпирические — утверждения, которые подтверждаются опытом.
  • Логические — утверждения, которые невозможно проверить опытом.

Все классификации видов истины помогают углубленно изучить данное понятие.

Понятие истины, правды и заблуждения

Истина, правда и заблуждения — философские понятия, которые описывают критериальную ценность знаний.

Истина — правильное и точное отражение мира с помощью наглядной демонстрации явлений, предметов и их характеристик или посредством умозаключений.

Правда является категорией нравственности. Она передает соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда служит основанием взаимного доверия в диалогах между людьми. Если место правды занимает ложь, доверие собеседников друг к другу подрывается. 

Правда не всегда адекватно отражает истину, может выступать как ее частный случай. По легенде, третий еврейский царь Соломон, живший в 990–930 гг. до н. э., выслушал спорщиков и сделал вывод, что каждый из них прав по-своему. Прав как носитель собственной правды.

Царь Соломон выслушивает спорщиков-

Рис. 4. Царь Соломон выслушивает спорщиков. Изображение сгенерирoвано DALL-E

Определение №4 Заблуждение — противоположность истины, знание, не соответствующее объективной действительности.

Но оно может быть видом относительной истины. На ранних этапах развития науки многие ошибочные убеждения люди считали истинными, позднее критически переосмыслили и опровергли их. 

Например, до конца XVIII в. существовала теория флогистона и теплорода. Считалось, что благодаря этим веществам предметы воспламеняются. Эту теорию в 1770 г. опроверг французский естествоиспытатель Антуан Лавуазье. Ученый объяснил, что вещи горят из-за химических реакций окисления.

Таким образом, понятия истины, правды и заблуждения тесно связаны между собой.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту