17.08.2020
#Философия
42

Историко-философские подходы к решению проблемы социокультурной обусловленности познания

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Общие сведения
  2. Взгляды мыслителей
  3. Список использованной литературы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Общие сведения

Познавательная деятельность людей во все времена «разрывалась» между двумя противоположными категориями — объективности и субъективности познания. Так, философы-классики, например, Платон и Аристотель, истинным считали только объективное начало в познании, которое не зависит от воли и вмешательства познающего субъекта — человека. Однако проблема истины не так проста и волнует философов не одно тысячелетие.

Заметка 1. Так, английский мыслитель XX столетия Бертран Рассел, будучи приверженцем логического атомизма, полагал, что истинным является то, что соответствует фактам. Однако факты определяются людьми, не способными отречься от субъективного начала (влияния чувств, условий окружающей жизни, политических воззрений, религиозности и др.). 

Поэтому всякий «факт» может оказаться далеким от истины заблуждением.

Взгляды мыслителей

Исследователи философии пишут о том, что мировоззренческий и идеологический пласт в учениях философов является относительно поверхностным. Больший интерес для науки представляют социокультурный пласт, позволяющий рассмотреть их философские идеи «изнутри».

Заметка 2. Под этим понимается необходимость рассматривать философские учения вместе с культурным, историческим, национальным и др. контекстом, в котором жил и писал свои труды философ.

С другой стороны, социокультурная обусловленность означает, что познание не всегда сводится к разумному началу, на него также оказывают воздействие факторы культуры, политики, общества и др. Так, американский мыслитель XX века Томас Кун утверждал, что познание действительно обусловлено социокультурными факторами: например, античные философы и философы Нового времени совершенно по-разному рассматривают понятие движения из-за разного уровня развития науки (в этом случае физики).

Список использованной литературы

  1. Коротков В. Е. Социокультурный подход в историко-философском исследовании // Соловьевские исследования. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-podhod-v-istoriko-filosofskom-issledovanii (дата обращения: 10.08.2020).
  2. Лекторский В. А. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/4187767 (дата обращения: 10.08.2020).Филатов В. П. ЗНАНИЕ // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/1994642 (дата обращения: 10.08.2020)
  3. Филатов В. П. ЗНАНИЕ // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/1994642 (дата обращения: 10.08.2020).
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту