Рады, что вам понравилась статья 😊
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг — величайший немецкий философ XIX века, который стал основоположником германского идеализма. Он создал научную концепцию, основанную на объективно-идеалистических принципах, где главными представлениями о природе как об отдельном живом организме были рассуждения о ее полярности и бессознательно-духовном и творческом началах.
Фото: Fusion Brain
Фридрих Шеллинг был родом из Леонбергера. Он родился в 1775 году — его воспитанием занимался отец, который был протестантским священником. Ученые не смогли найти достаточного количества сведений о детстве этого немецкого философа, однако известно, что в возрасте 15 лет он уже смог добиться первых успехов в области науки. В столь юном возрасте ему удалось стать студентом Тюбингенского университета, а уже через два года Фридрих проводит блестящую защиту магистерской диссертации.
Чуть позже юноша познакомился с другими своими единомышленниками, которые также как и он, решили посвятить жизнь изучению философии. Среди его лучших знакомых выделяют Гегеля и Гете. Во время учебы в университете Фридрих занялся изучением деятельности Канта и Фихте.
Шеллинг обучался в Тюбингенском училище 3 года. После выпуска оттуда он переехал в Йену и получил должность профессора в передовом университете этого города. Там он познакомился с «кружком романтиков», в результате чего Фридриху удалось жениться на супруге одного из членов этого объединения. Однако брачная жизнь этого немецкого философа сложилась не лучшим образом — спустя 6 лет совместной жизни его жена умерла от дизентерии.
В период супружества Фридрих Шеллинг решил продолжить обучение в Вюрцбургском университете, но вскоре передумал и отправился в более крупный город — Мюнхен. Там его судьба сложилась более удачным образом — за короткий срок его делают штатным членом Баварской академии наук.
Фото: Fusion Brain
После смерти жены Фридрих перебрался в столицу Германии и занялся чтением философских лекций, в том числе и тех, которые содержали его собственные заключительные положения и выводы. Однако его знакомый Паулус смог завладеть всем содержанием работ Шеллинга и выставил их в общий доступ под предлогом проведения «научной дискуссии». Такой поступок сильно задел молодого философа, и из мести он решил подать на приятеля в суд. Но в ходе судопроизводства Фридрих так и не добился своих намерений и под давлением неприятных событий принял решение о прекращении ораторской деятельности.
Опровержение обвинения Шеллинга судом поставило крест на лекторской карьере философа. Дело в том, что после распространения содержания работ он потерял над ними авторское право, в результате чего больше не мог выступать с лекциями перед публикой и утверждать, что созданная философия принадлежит именно ему.
Фридрих Вильгельм Шеллинг предпочитал прожить последние годы своей жизни в кругу близких ему людей и друзей-единомышленников. В старости философ уже обзавелся широкой известностью и уважением не только среди германских, но даже и российских поклонников. К нему регулярно приезжали великие мыслители из Петербурга, которые пытались найти подходящие принципы для внедрения их в свои течения. Умер Фридрих в Швейцарском городке в 1854 году.
Философская работа Шеллинга представляет собой несколько идеологических периодов, обособленных друг от друга. Ученые говорят, что труды этого немецкого философа были незаконченными и не являлись единой теорией, однако из всей его деятельности можно выделить 5 направленностей:
Эти труды Фридрих создавал годами. На пути к успеху у него случалось множество неудач, но это не помешало ему стать величайшим философом своего времени.
Увлечения и интересы Фридриха сформировались под влиянием деятельности отца. Его родитель был видным протестантским священником, а также добился определенного успеха в теологии и сумел стать профессиональным лингвистом. Все это отразилось на мышлении юного философа, который с детства мечтал заняться изучением философии и созданием научных концепций.
В 10 лет Шеллинг получил начальное образование, что позволило ему без проблем поступить в латинское училище Нюртенгена. Спустя год его переводят в Бебенхаузенскую семинарию, а дальнейшее получение научных знаний решает продолжить в институте Тюбингена.
Фото: Fusion Brain
Обучение в Тюбингенском учебном теологическом заведении заняло у Шеллинга 5 лет. За время учебы он обрел новый круг знакомых и единомышленников: среди ближайших его друзей были Гельдерлин и Гегель. На 3 году обучения в институте в 1792 году Фридрих успешно защитил магистерскую диссертацию, которая представляла собой исследование по духовному вопросу — там описывался библейский миф о грехопадении.
Но на этом знакомство с великими учеными не закончилось: Фридрих Шеллинг смог сдружиться с видным философом того времени Фихте, который научил его основам своего наукоучения. На основании полученных знаний и закрепленных идей Фридрих начал развивать свои собственные концепции, правда, первые работы пока что нельзя было назвать полностью авторскими, ведь они имели характерно выраженный «фихтеанский уклон».
В 1793 году Шеллинг решил заняться публикацией своих первых трудов. Из них попали в свет такие работы, как «Я как принцип философии», «О возможности формы философии вообще», «Письма о догматизме и критицизме» и ряд других. В последних трудах Фридриха все чаще стали просматриваться его авторские мысли и доводы — такие работы активно публиковались в 1795 году.
Фото: Fusion Brain
Оригинальная философская мысль Шеллинга приходила с годами. Конечно, она была сформулирована под влиянием его знакомого Фихте, но все же в ней присутствует большое количество уникальных тенденций. Но чуть позже Фридрих заявил, что его настоящей заслугой является объединение философских мыслей Спинозы и Фихте, в результате чего получилась новая концепция. Она объединяла в себе научные представления об устройстве природы, а также динамический идеализм.
После небольшого перерыва Шеллинг публикует свою работу под названием «Идеи к философии природы», тем самым демонстрирует начало создание собственной философской системы. Спустя некоторое время, в 1798 году Фридрих также выпускает в свет еще несколько выдающихся трудов: «О мировой душе», «Первый набросок системы натурфилософии», а также последующая дополнительная часть — «Введение к наброску системы натурфилософии». В 1800 году Шеллингом была опубликована «Всеобщая дедукция динамического процесса».
Стоит подметить, что Фридрих Шеллинг не только старался создавать свои уникальные философские труды, но и также работал над усовершенствованием старых работ, причем не принадлежащих ему. Так, на протяжении нескольких лет немецкий философ занимался переработкой фихтевского наукоучения, тем самым создав более уточненный его вариант —- «Трансцендентальная философия».
Фото: Fusion Brain
Первое время Шеллинг был сторонником пантеизма, поэтому ученые охарактеризовали первый период его философии как пантеистический. Однако спустя продолжительное время он заметно поменял взгляды и убеждения, став приверженцем мысли об ассимиляции и объединении всего сущего в одну дуалистическую систему, что привело к появлению отдельного философского труда под названием «теория тождества».
Первые шаги в покорении философской науки Фридрих решил сделать в натурфилософии — это течение занимается изучением природы.
Приверженцы натурфилософских взглядов, как и сам Шеллинг, старались путем научных исследований определить сущность всего мира, а именно разобраться, как работает природа, ее различные и неподконтрольные явления и т. д.
Однако через некоторое время натурфилософия пришла в значительный упадок, а на ее место встала классическая физика. В отличие от предыдущих взглядов на строение мира, философия науки подтверждала только доказанные гипотезы при помощи механистического подхода, при этом всячески отвергая чьи-либо философские догадки или необоснованные мнения.
С новыми философскими тенденциями Фридрих Шеллинг был категорически несогласен, поэтому у него не оставалась другого выбора, как сделать свою собственную натурфилософскую систему. Основные принципы он хотел брать из других естественных наук (в том числе медицины), однако считал, что имеет полное право трансформировать их под индивидуальное миропонимание.
В процессе создания философских трудов и многочисленных исследований Шеллинг сформулировал 2 вопроса, касающихся натурфилософского течения того времени:
Сформулировав эти два вопроса, Фридрих положил начало созданию новой системы, которой свойственна жизнь с неразрывной связью неорганических явлений и творческого обожествления природы. Такой подход привел к развитию теории тождества.
В философии тождества Фридриха Шеллинга прослеживается следующее: то, как мы осознаем мир первично — не существует. Это означает, что нет никакого бытия и сознания, однако они тесно взаимосвязаны. Тождество природы и духа возникает при помощи разума, а в сознании закрепляется связь между субъектом и объектом. Такое тождество имеет различия, причем количественные, но не качественные. Однако не стоит забывать, что и количественным различиям свойственно погашение и полное исчезновение.
Второй период Шеллинговской философии характеризуется углубленным изучением религии. Труды здесь представлены в виде философии откровения.
В отличие от первого периода, во втором Фридрих Шеллинг сделал полный уклон на мировоззрение теизма, тем самым полностью проигнорировав пантеистические взгляды. Под началом продвижения теистической философии понимается прежде всего попытка немецкого философа возродить бывшую теорию тождества, а для достижения своих целей был выбран путь изучения христианской веры.
Ученые пришли к выводу, что содержание философии откровения можно поделить на две части:
В результате продолжительного труда Шеллингу удалось прийти к ряду умозаключений. Они имели следующее содержание:
Такой подход к философской науке сделал Фридриха Шеллинга одним из самых неординарных приверженцев немецкого идеализма.
Философская деятельность Фридриха Шеллинга имела огромное влияние не только на последующих немецких философов, но также и на русских мыслителей. Одновременно с этим в первой половине XIX столетия данный философ вызывает особое впечатление у приверженцев русской литературной эстетической мысли, что приводит в движение российский романтизм и переворачивает сознания сторонников его философских взглядов.
Особое значение в народ принес его труд о теории тождества, относящийся к первому периоду. Эти философские взгляды включали в себя не только догадки о совместном тождестве реального и идеального, находящегося в Абсолюте, но и обоснованные сведения о наличии в природе мыслящего и животворящего принципа. Исходя из мнения Шеллинга, следовало, что природа — это ни что иное, как уникальное место, где объединяются между собой человеческий и божественный уровни.
Умозаключения Фридриха привели в движение несколько сторон тогдашней естественной науки, но наибольшее влияние его философские работы оказали на саму философию и литературу.
Особенное значение труды Фридриха Шеллинга имели для русской духовной культуры. Одновременно с проникновением в Россию Шиллинговского течения происходило неизбежное изменение в сознании русских людей. Сторонники брали за основу главные принципы этого немецкого философа и внедряли их в свое мировоззрение.