Рады, что вам понравилась статья 😊
Будущий философ Ансельм Кентерберийский родился в 1033 в городе Аоста в северо-западной Италии. Его отец происходил из Ломбардии, а мать состояла в родстве с Савойской династией. Город Аоста управлялся савойцами.
Ребенок из небогатой семьи не ожидал наследства. В 15 лет стал монахом. Во время странствий искал смысл жизни, недолго жил в Бургундии, обучался в школах при французских церквях. В 1060 местом его пребывания стал нормандский Бекский монастырь, находившийся под влиянием Ланфранка — уроженца Павии и епископа Кентербери.
В период жизни, связанный с Нормандией, Ансельм вступил в орден бенедиктинцев. В 1078 занял должность аббата.
Первые философские труды относятся к периоду аббатства. Благодаря «Монологиону» Ансельм Кентерберийский получил известность в богословской сфере. Нормандия представляла герцогство, а ее правитель с 1066 года занимал престол Англии. Бекский монастырь к 1080 году стал влиятельной церковной структурой в рамках англо-нормандской монархии.
Ансельм часто посещал Англию и встречался с Ланфранком.
Кентерберийское архиепископство имело такую особенность — доходы от церковных земель могли идти в казну королевства, если никто не занимал высшую церковную должность.
В 1093 году, после четырехлетнего перерыва, больной король назначил Ансельма архиепископом. После недолгих колебаний представителя духовенства, его избрали. Первые годы работы получились сложными из-за посягательств монарха на финансовые интересы церкви. Королевская власть пыталась получить деньги от духовных феодалов, которые не желали идти на уступки.
Король Вильгельм II в плане характера отличался жестокостью и цинизмом, а внешнюю политику направил на расширение континентальных владений.
В последние годы жизни короля возник конфликт с архиепископом. Представители духовной и светской власти разошлись в следующем:
Второе требование монарху не понравилось, поскольку он поддерживал Климента III. Последний вошел в историю как «антипапа», противостоявший понтификам, опираясь на поддержку разных европейских королей. Резиденция Климента в 1090-е — римский замок Святого Ангела.
Конфликт монарха и архиепископа вылился в разрыв отношений. Правитель королевства не скрывал ненависти к архиепископу. Придворные нравы не отличались благочестием, что вызывало неприязнь церкви.
В 1095 г. конфликт дошел до того, что епископ Даремский предложил изгнать Ансельма из королевства.
Король принял папского легата и договорился о признании Урбана II, но в обмен потребовал, чтобы все священники с континента прибывали в государство только с согласия правителя.
В конце 1097 Ансельм, не спросив короля, уехал в Рим, а доходы от архиепископства снова пошли в казну. В «итальянский» период жизни он находился в городе Беневенто к юго-востоку от Рима. Ансельм завершил работу над основным философским трудом «Почему Бог стал человеком»?
В 1098–1099 гг. принимал участие в церковных соборах, связанных с запретами на продажу церковных должностей и браки священников.
Находясь в хороших отношениях с понтификом Урбаном II, Ансельм не получил поддержки в конфликте с английским монархом.
Богослов переехал из Беневенто в Лион и дождался там смерти Вильгельма II в 1100 году.
✏ ЗаметкаВильгельм II, второй король Нормандской династии, правил в 1087–1100 гг. С 1100 по 1135 гг. государством правил его младший брат Генрих I. После смерти началась борьба за власть, трон занял король из династии Плантагенетов.
В сентябре 1100 года Ансельм вернулся в Англию и при новом монархе занял пост архиепископа. Очередной период жизни совпал с распространением «клюнийской реформы». Название она получила от монастыря во Франции. На месте движение за реформу представляло борьбу против светской инвеституры на церковные владения. Право на инвеституру было у монарха и Генрих I не хотел от него отказываться. Римский папа выступал против участия представителя светской власти в процедуре назначения епископа.
В ходе противостояния Ансельм ездил в Рим. Переговоры с главой католической церкви не дали ожидаемого результата, поэтому архиепископу пришлось опять удалиться в город Лион.
Новый виток конфликта между духовной и светской властью относится к 1105 году. Понтифик отлучает от церкви епископов Англии, обладавших инвеститурой от монарха. Ансельм решил повлиять на Генриха I угрозой отлучения.
Примирение наступило в 1105 г. Король согласился на возвращение доходов от земель церкви архиепископу. Подписание в 1107 г. соглашения стало одной из основ подписанного спустя 15 лет конкордата между главой католической церкви и императором Священной Римской империи. Он получил название Вормского, поскольку подписали в одноименном городе на Рейне.
Последние два года жизни Ансельм провел в городе Кентербери в качестве архиепископа. Датой смерти стало 21 апреля 1109 г. Спустя 385 лет — канонизирован, а в 1720 папа римский провозгласил Ансельма Кентерберийского одним из Учителей Церкви. Обладателей звания — всего 36 человек. В том числе, Августин Блаженный, Григорий Богослов, Григорий Великий и Фома Аквинский.
Иллюстрация: образ Англии XIII века, NeuralWriter
Богослов утверждал, что основа рационального познания — вера. Его доказательства бытия Бога относятся к онтологическим:
Ансельм исходил из того, что Бог по величине превышает мыслимое, следовательно, существует вне общества и вне окружающего мира. По факту рождения индивида Бог закладывает в его разуме идею о своем существовании.
Вкладом Ансельма в средневековую христианскую философию является и систематическое изложение сути учения об искуплении. Для этого он использовал юридические определения.
Рассуждения он сформулировал в труде «Почему Бог стал человеком»:
Теория заинтересовала православных богословов. В Синодальный период истории русской православной церкви (XVIII – начало XX вв.) учение об искуплении дополнено идеей о благодати, как способе исцеления.
Творчество Ансельма Кентерберийского относилось к схоластике. Современные ученые гуманитарного профиля классифицируют ее не как философию, а как философствование.
Ансельм жил в период после раннего средневековья. Окончание античности означало и упадок философской мысли в появившихся на карте варварских королевствах. Сотни лет представители церкви за пределы догм христианства не выходили. Труды Ансельма относятся к экзегезе — толкованию христианских текстов.
Свободная философия уровня Сократа и Аристотеля находится выше экзегезы.
Рене Декарт и Ансельм Кентерберийский — два выдающихся мыслителя, чьи философские системы оказали значительное влияние на развитие западной философии. Однако их подходы и цели существенно различаются. Давайте рассмотрим основные сходства и различия между ними.
Общие черты:
Основные различия:
Рене Декарт и Ансельм Кентерберийский — два философа, которые внесли важный вклад в философию, но их подходы и методы различаются. Ансельм был философом-схоластом, который стремился показать рациональность веры, тогда как Декарт был рационалистом, стремившимся построить систему знаний, независимую от догм и авторитетов. Ансельм строил свою философию на сочетании веры и разума, в то время как Декарт начинал с сомнения, чтобы найти истинные основания для знания.