28.10.2024
#Философия
42

Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия Бога

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Кто такой Ансельм Кентерберийский?
  2. Ансельм Кентерберийский: четыре доказательства бытия Бога
  3. Сравнение с Рене Декартом
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Кто такой Ансельм Кентерберийский?

Будущий философ Ансельм Кентерберийский родился в 1033 в городе Аоста в северо-западной Италии. Его отец  происходил из Ломбардии, а мать состояла в родстве с Савойской династией. Город Аоста управлялся савойцами. 

Ребенок из небогатой семьи не ожидал наследства. В 15 лет стал монахом. Во время странствий искал смысл жизни, недолго жил в Бургундии, обучался в школах при французских церквях. В 1060 местом его пребывания стал нормандский Бекский монастырь, находившийся под влиянием Ланфранка — уроженца Павии и епископа Кентербери.

В период жизни, связанный с Нормандией, Ансельм вступил в орден бенедиктинцев. В 1078 занял должность аббата.

Первые философские труды относятся к периоду аббатства. Благодаря «Монологиону» Ансельм Кентерберийский получил известность в богословской сфере. Нормандия представляла герцогство, а ее правитель с 1066 года занимал престол Англии. Бекский монастырь к 1080 году стал влиятельной церковной структурой в рамках англо-нормандской монархии.

Ансельм часто посещал Англию и встречался с Ланфранком. 

Кентерберийское архиепископство имело такую особенность — доходы от церковных земель могли идти в казну королевства, если никто не занимал высшую церковную должность.

В 1093 году, после четырехлетнего перерыва, больной король назначил Ансельма архиепископом. После недолгих колебаний представителя духовенства, его избрали. Первые годы работы получились сложными из-за посягательств монарха на финансовые интересы церкви. Королевская власть пыталась получить деньги от духовных феодалов, которые не желали идти на уступки.

Король Вильгельм II в плане характера отличался жестокостью и цинизмом, а внешнюю политику направил на расширение континентальных владений.

В последние годы жизни короля возник конфликт с архиепископом. Представители духовной и светской власти разошлись в следующем:

  • вернуть церковные земли, отнятые королем;
  • дать архиепископу решающее слово в признании Урбана II главой католической церкви.

Второе требование монарху не понравилось, поскольку он поддерживал Климента III. Последний вошел в историю как «антипапа», противостоявший понтификам, опираясь на поддержку разных европейских королей. Резиденция Климента в 1090-е — римский замок Святого Ангела.

Конфликт монарха и архиепископа вылился в разрыв отношений. Правитель королевства не скрывал ненависти к архиепископу. Придворные нравы не отличались благочестием, что вызывало неприязнь церкви.

В 1095 г. конфликт дошел до того, что епископ Даремский предложил изгнать Ансельма из королевства.

Король принял папского легата и договорился о признании Урбана II, но в обмен потребовал, чтобы все священники с континента прибывали в государство только с согласия правителя.

В конце 1097 Ансельм, не спросив короля, уехал в Рим, а доходы от архиепископства снова пошли в казну. В «итальянский» период жизни он находился в городе Беневенто к юго-востоку от Рима. Ансельм завершил работу над основным философским трудом «Почему Бог стал человеком»?

В 1098–1099 гг. принимал участие в церковных соборах, связанных с запретами на продажу церковных должностей и браки священников.

Находясь в хороших отношениях с понтификом Урбаном II, Ансельм не получил поддержки в конфликте с английским монархом. 

Богослов переехал из Беневенто в Лион и дождался там смерти Вильгельма II в 1100 году.

✏ Заметка

Вильгельм II, второй король Нормандской династии, правил в 1087–1100 гг. С 1100 по 1135 гг. государством правил его младший брат Генрих I. После смерти началась борьба за власть, трон занял король из династии Плантагенетов. 

В сентябре 1100 года Ансельм вернулся в Англию и при новом монархе занял пост архиепископа. Очередной период жизни совпал с распространением «клюнийской реформы». Название она получила от монастыря во Франции. На месте движение за реформу представляло борьбу против светской инвеституры на церковные владения. Право на инвеституру было у монарха и Генрих I не хотел от него отказываться. Римский папа выступал против участия представителя светской власти в процедуре назначения епископа. 

В ходе противостояния Ансельм ездил в Рим. Переговоры с главой католической церкви не дали ожидаемого результата, поэтому архиепископу пришлось опять удалиться в город Лион. 

Новый виток конфликта между духовной и светской властью относится к 1105 году. Понтифик отлучает от церкви епископов Англии, обладавших инвеститурой от монарха. Ансельм решил повлиять на Генриха I угрозой отлучения. 

Примирение наступило в 1105 г. Король согласился на возвращение доходов от земель церкви архиепископу. Подписание в 1107 г. соглашения стало одной из основ подписанного спустя 15 лет конкордата между главой католической церкви и императором Священной Римской империи. Он получил название Вормского, поскольку подписали в одноименном городе на Рейне.

Последние два года жизни Ансельм провел в городе Кентербери в качестве архиепископа. Датой смерти стало 21 апреля 1109 г. Спустя 385 лет — канонизирован, а в 1720 папа римский провозгласил Ансельма Кентерберийского одним из Учителей Церкви. Обладателей звания — всего 36 человек. В том числе, Августин Блаженный, Григорий Богослов, Григорий Великий и Фома Аквинский.

образ Англии XIII века

Иллюстрация: образ Англии XIII века, NeuralWriter

Ансельм Кентерберийский: четыре доказательства бытия Бога

Богослов утверждал, что основа рационального познания — вера. Его доказательства бытия Бога относятся к онтологическим:

  • Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо.
  • Все ограничено и имеет некий верхний предел — это и есть Бог.
  • Бытие целое по какой-то причине — причина в божественном.Бог — это совершенство.

Ансельм исходил из того, что Бог по величине превышает мыслимое, следовательно, существует вне общества и вне окружающего мира. По факту рождения индивида Бог закладывает в его разуме идею о своем существовании.

Вкладом Ансельма в средневековую христианскую философию является и систематическое изложение сути учения об искуплении. Для этого он использовал юридические определения.

Рассуждения он сформулировал в труде «Почему Бог стал человеком»:

  • Оскорблением Бога является первородный грех. Его следует трактовать как преступление против Божественного миропорядка.
  • Оскорбление Бога трактуется как бесконечно великое. Дело в том, что Творец тоже велик и бесконечен.
  • Все человечество греховное и не может принести удовлетворения за совершенный грех.
  • Принести удовлетворение может только Творец, так как является бесконечным существом. Это в событиях, описанных в Новом завете, Бог вочеловечился в лице Сына Божия, который пострадал на Кресте. 

Теория заинтересовала православных богословов. В Синодальный период истории русской православной церкви (XVIII – начало XX вв.) учение об искуплении дополнено идеей о благодати, как способе исцеления.

Творчество Ансельма Кентерберийского относилось к схоластике. Современные ученые гуманитарного профиля классифицируют ее не как философию, а как философствование.

Ансельм жил в период после раннего средневековья. Окончание античности означало и упадок философской мысли в появившихся на карте варварских королевствах. Сотни лет представители церкви за пределы догм христианства не выходили. Труды Ансельма относятся к экзегезе — толкованию христианских текстов. 

Свободная философия уровня Сократа и Аристотеля находится выше экзегезы.

Сравнение с Рене Декартом

Рене Декарт и Ансельм Кентерберийский — два выдающихся мыслителя, чьи философские системы оказали значительное влияние на развитие западной философии. Однако их подходы и цели существенно различаются. Давайте рассмотрим основные сходства и различия между ними.

Общие черты:

  1. Интерес к вопросу о бытии Бога. Оба философа разрабатывали аргументы в пользу существования Бога. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим аргументом, который утверждает, что понятие Бога как высшего существа подразумевает его существование. Рене Декарт также предложил онтологический аргумент, вдохновленный идеями Ансельма, но использовал его в рамках своей рационалистической философии. Декарт доказывал, что существование Бога следует из идеи совершенства, присущей самому понятию Бога.
  2. Рационализм. Оба философа использовали разум как основной инструмент для поиска истины. Ансельм считал, что вера и разум взаимодополняют друг друга. Он стремился обосновать религиозные истины с помощью логики. Декарт, основатель модерного рационализма, настаивал на том, что разум является основой для достижения всех знаний и сомнение должно быть отправной точкой для познания.

Основные различия:

  1. Исторический контекст. Ансельм Кентерберийский (1033–1109) был схоластом Средневековья и католическим теологом. Его философия тесно связана с христианской догматикой и направлена на объединение веры и разума. Декарт (1596–1650), напротив, был философом эпохи Возрождения и Нового времени, который стремился создать новую философскую парадигму, основанную на сомнении и разуме, и не зависеть от средневековых религиозных догм.
  2. Философские цели. Ансельм стремился доказать, что «вера рациональна». Его главная цель заключалась в укреплении христианской веры через философские аргументы, такие как онтологическое доказательство существования Бога. Декарт же хотел создать независимую от авторитетов систему знания, основанную на методе радикального сомнения и выявлении абсолютной истины. Его знаменитое утверждение «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») стало основой его философской системы.
  3. Подход к доказательствам Бога. Для Ансельма существование Бога было логическим следствием его определения: Бог — это существо, более великого которого нельзя помыслить. Он полагал, что существование — необходимое качество Бога, поэтому он должен существовать в реальности, а не только в разуме. Декарт, основываясь на рационализме, утверждал, что сама идея совершенства, присутствующая у нас в разуме, не могла быть создана несовершенным существом (человеком), поэтому она должна быть вложена Богом, который, следовательно, существует.
  4. Методология. Ансельм использовал схоластический метод, сочетая веру и разум для обоснования религиозных догматов. Его философия основывалась на логических доказательствах, направленных на обоснование веры. Декарт же разработал метод радикального сомнения, суть которого заключалась в том, чтобы сомневаться во всем, что не является абсолютно достоверным. Этот метод позволил Декарту прийти к фундаментальной истине о собственном существовании.
  5. Эпистемология. Ансельм утверждал, что вера является отправной точкой для познания, его кредо было «Верую, чтобы понимать» («Credo ut intelligam»). Вера предшествует разуму и является основой для дальнейшего понимания. Декарт, напротив, настаивал на том, что знание можно получить только через разум, начиная с радикального сомнения и обнаружения неопровержимых истин.

Рене Декарт и Ансельм Кентерберийский — два философа, которые внесли важный вклад в философию, но их подходы и методы различаются. Ансельм был философом-схоластом, который стремился показать рациональность веры, тогда как Декарт был рационалистом, стремившимся построить систему знаний, независимую от догм и авторитетов. Ансельм строил свою философию на сочетании веры и разума, в то время как Декарт начинал с сомнения, чтобы найти истинные основания для знания.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту