В условиях современного развития, согласно конституциям разных государств, исполнительная власть принадлежит главе страны и/или правительству. В некоторых странах, например, в США, ею наделен только глава государства (президент). В других государствах исполнительная власть принадлежит только правительству. Передается она (делегируется) должностным лицам и органам низшего ранга.
Во многих государствах на деле главе (президенту или монарху) лишь формально принадлежит исполнительная власть. В конституционных монархиях и республиках (парламентских) ее осуществление лежит на правительстве. В полупрезиденстких республиках (смешанного типа) правительство отчитывается перед главой страны, в чьих руках сконцентрирован общий контроль над исполнительной деятельностью, при этом сама исполнительная власть, согласно конституции, может находиться лишь у правительства.
Задачи этой ветви управления включают выполнение законов. Другими словами, исполнительная власть – это власть правоприменительная.
Органы, входящие в структуру этой управленческой ветви, не ограниченны только лишь выполнением законов. Они осуществляют и распорядительную деятельность. Это, в свою очередь, необходимо для обеспечения исполнительских задач. Кроме того, органы структуры исполнения издают нормативные документы по осуществлению и применению права и закона.
Вместе с этим, исполнительные органы наделены и самостоятельными полномочиями по созданию норм, которые могут выходить за пределы распорядительной и исполнительной деятельности в отношении применения закона . Часто такие нормативные акты обладают большим, нежели закон, значением. Таким образом, отдельные виды органов исполнительной власти (президент, министры, правительство) обладают регламентной властью (властью регулировать внутреннюю жизнь страны) и создают большое количество актов и норм по контролю над важнейшими социальными сферами.
Читать дальше