Во второй половине 30-х гг. государственное управление и государственное строительство основывались на Конституции 1936г.
Страна серьезно изменилась, поэтому ЦК ВКП (б) было принято решение о принятии новой Конституции. Главными целями Конституции 1936г. было:
- дальнейшая демократизация избирательной системы;
- проведение изменений в Конституции согласно сложившимся классовым силам в стране: формирование новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы Советского общества и т.д.
Проект разрабатывали: Сталин, являющийся председателем конституционной комиссии, Калинин – зам. Председателя, Бухарин, Орджоникидзе, Гамарник, Тухачевский и др.
5 декабря 1936 г. проект Конституции СССР был единогласно утвержден Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР. День принятия Конституции – 5 декабря – объявили всенародным праздником.
Согласно Конституции СССР Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, который избирался на 4 года. Он осуществлял законодательную власть и состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты в одинаковой мере обладали законодательной инициативой. Законы считались утвержденными, если они принимались простым большинством голосов обеих палат.
Конституцией гарантировалась неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Их невозможно было арестовать или привлечь к судебной ответственности без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями – без согласия Президиума Верховного Совета.
Конституцией устанавливался сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. В период между сессиями верховным органом власти был Президиум Верховного Совета СССР, который избирали обе палаты на совместном заседании.
Глава V Конституции 1936 г. определяла компетенцию правительства СССР, в которое входил Совет народных комиссаров, являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он подчинялся Верховному Совету СССР, а в период между сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В обязанности СНК входило объединение и направление работы общесоюзных и республиканских народных комиссариатов, а так же других хозяйственных и культурных учреждений, ему подведомственных. Согласно Конституции 1936 г. существовало 8 общесоюзных наркоматов. Народные комиссары СССР руководили отраслями государственного управления, находящимися в компетенции СССР. Они в границах своей компетенции издавали приказы и инструкции, а так же проводили проверки исполнения постановлений СНК СССР.
Глава IX «Суд и прокуратура» Конституции 1936г. закрепляла принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. Согласно Конституции правосудие в СССР осуществляли: Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик и автономных областей, окружные суды, специальные суды СССР.
Глава Х закрепляла основные демократические свободы и права граждан СССР, к которым относились:
- право на демократические права и свободы граждан СССР;
- право на труд и отдых;
- право на материальное обеспечение в старости и в случае болезни и потери трудоспособности;
- право на образование;
- право на равноправие граждан независимо от пола, национальности, расы и пр.
Конституция 1936 г. не только формально фиксировала права граждан, но и давала пояснения гарантий этих прав. в частности, при провозглашении права на труд, в Конституции устанавливалось, что данное право обеспечивает социалистическая организация народного хозяйства, неуклонный рост производительных сил Советского Союза, ликвидация безработицы. Право на материальное обеспечение гарантировало развитие социального страхования рабочих и служащих, производящиеся за счет государства, а так же бесплатная медицинская помощь трудящимся и предоставляемая в широкое пользование сеть курортов.
Конституция 1936г. закрепляла не только права, но и обязанности граждан СССР:
- обязанность соблюдения Конституции;
- обязанность исполнения законов;
- обязанность укрепления общественной социалистической собственности.
Читать дальше
Основным содержанием развития права в России в XVIII в. являлось формирование его как сословного. В определенной мере единым осталось только семейное право, которое определялось христианскими канонами.
В течение этого времени действовали нормативно-правовые акты разных этапов истории России. Юридической силой все еще обладали законодательство Петра I и Соборное уложение 1649 г., которые были созданы в то время, когда в России ничего частного не было и интересы, как целого общества, так и отдельного человека полностью подчинялись интересам государства. Но с другой стороны, вторая треть XVIII в. характеризуется обретением дворянами гражданских прав, в во второй половине XVIII в. эти права, хоть и в меньше объеме, приобрели горожане, а в начале XIX в. государство сократило свое вмешательство в дела духовенства. В итоге в правовых источниках возникла путаница. В ней пытались разобраться и преодолеть Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета, Екатерина, Александр I. Но так как социально-экономические условия жизни в стране, по сути, не менялись, ни один из самодержцев сделать этого не смог. Исходя из этого, содержание русского права XVIII в. было ближе ко времени правления Алексея Михайловича и Петра I, чем к законодательству «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Что касается чужих территорий, которые были присоединены к России, то их законодательство осталось без изменения:
- гетменские универсалы, Литовские статуты и гембургско-хелмское право действовали на Украине почти до конца XVIII в.;
- немецкие законы и «Шведское уложение» 1734г. действовали в Прибалтике;
- соборная грамота Маврокордата и собрание законов Донича действовали в Бесарабии;
- нормы Корана и шариата применяли мусульманские регионы страны.
Во второй половине XVII в. основным источником право являлось Соборное уложение 1649 г. Но развитие социально-экономических процессов в этот период ускорилось, поэтому на свет появилась целая серия новых законов: Новоторговый устав (1667 г.), Новоуказанные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах (1669 г.), Новоуказанные статьи о поместьях (1676 г.) и др.
Огромный объем новых законов появился в царствование Петра I. За 1700–1710 гг. Петр I подписал 500 законов, за 1711–1720 гг. – 1238, за последующие пять лет – почти столько же. Для законодательства его времени было характерно следующее:
− оно стало менее казуальным и более четким по форме,
− ранее русское законодательство, в основном, было межотраслевым («Русская правда», «Псковская судная грамота», «Судебник Ивана III» и т.д.). Теперь началась отраслевая дифференциация законодательства,
− обязательной стала публикация законов,
− появился один из важнейших принципов правоприменительной практики – «закон не имеет обратной силы».
Читать дальше
В течение первой половины XVI в. социальные процессы усложнились, и государство должно было отреагировать на эту ситуацию созданием новых правовых норм для всех социальных слоев. Импульсом к установлению этих норм стали городские восстания конца 40-х гг. Подлинник Судебника 1550 г. не сохранился. Однако до нашего времени дошло 13 списков XVI в, что позволяет полностью реконструировать первоначальный вариант.
В Судебнике 99 статей. Они содержат нормы процессуального, уголовного и гражданского отраслей права.
Порядок статей Судебника 1550 г. говорит о том, что власть стремилась к достижению социальной стабильности. На первом месте для нее по степени важности стояли вопросы взаимоотношения с обществом. На основе социальной целесообразности и справедливости князь и его окружение пытались усовершенствовать судопроизводство, защитить население от государственных служащих среднего звена, помышлявших о наживе больше, чем о своих обязанностях. Правда, при определении приоритетов Судебник однозначно отдает предпочтение общегосударственным интересам перед частными.
Новый Судебник, именуемый еще «царским судебником», был принят в годы правления Ивана IV Грозного и издан при участии его братьев и бояр. Юридической силой Судебник стал обладать только в 1551 г., после того как был утвержден на Стоглавом соборе.
К предпосылкам появления Судебника относились:
- реформы Ивана IV Грозного;
- неактуальность Судебника 1497 г. и потребность в его конкретизации.
Источниками Судебника 1550 г., являлись:
- Судебник 1497 г.,
- обычаи,
- судебная практика,
- Судебник Василия III;
- другие ранние законодательные акты Руси.
Судебник 1550 г. не содержал заголовков, в нем находились нормы, которые регламентировали внесенные дополнения в Судебник.
К видам наказания согласно Судебнику 1550 г., относились все наказания, содержащиеся в Судебнике 1497г, а так же смертная казнь – битье палками на торговой площади, так же применялся штраф. Нововведение стало тюремное заключение.
К составам преступления относились:
- крамола,
- подым,
- поджог с целью причинения большого ущерба,
- головная татьба.
Читать дальше
Петр Аркадьевич Столыпин (2 [14] апреля 1862 - 5 [18] сентября 1911) являлся государственным деятелем Российской империи. В разные годы он занимал должности уездного предводителя дворянства в Ковно, Саратовского и Гродненского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра.
П. А. Столыпин являлся реформатором и государственным деятелям , сыгравшим большую роль в подавлении революции 1905 – 1907 гг. В 1906 г. П.А. Столыпину поступило предложение от императора Николая II занять пост министра внутренних дел России. в дальнейшем правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин занял пост нового премьер-министра.
Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она была избрана на основе августовских Манифеста и Положения. Левые партии представляло еще большие количество депутатов, чем в первой Думе.
Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, которые были приняты в период между первой и второй думами. Столыпин старался сотрудничать с Думой. Им были изложены основные направления будущего реформирования:
- равноправие крестьян,
- крестьянское землеустройство,
- реформирование местных управлений и судов,
- необходимость легализации экономических стачек и профсоюзов,
- необходимость сокращения рабочего времени,
- финансовая и школьная реформы и др.
Оппозиция думы критически относилась к предлагаемым реформам. Реализация законов правительства натолкнулась на жесткое сопротивление.
Вторая Государственная дума была разогнана Правительством 2 июня 1907 г. Дума просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска послужило сближение думской фракции социал-демократов и военной организации РСДРП, которая готовила восстание в войсках.
Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. основанием для выборов являлся новый избирательный закон — Положение о выборах от 3 июня 1907 г.
Избирательный закон был издан с нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г. В соответствии с этими законами царь не обладал правом внесения изменений в законы, если это не одобрит Государственная дума и Государственный совет.
Целью изменения избирательного закона было стремление правительства найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы, являвшиеся представителями Союза 17 октября. Незначительное количество депутатов представляло крайне правых и левых. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.
Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., который предоставлял право крестьянам закреплять свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г., которое регулировало работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.
Читать дальше
1. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»).
2. История отечественного государства и права Земцов Б.Н. Уч-мет. компл. М.: 2009. – 336 с.
3. История отечественного государства и права. ч. 1 под ред. Честякова 2005. 3-е изд – 197с.
4. Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005г – 73с
5. История государства и права России Дудкина Л.В. Электронный ресурс. http://www.be5.biz/pravo/i004/20.htm
6. Симонова М. С. Столыпинская аграрная реформа. БСЭ
7. Сидоровнин Г. П. Глава XII. Поездка в Сибирь и Поволжье. Кооперация и студенчество // Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862—1911). — М.: Поколение, 2007. — 720 с
8. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции // — М.: РОССПЭН, 2001—384 с.
9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — Т. 20.
Читать дальше