1. Важны отношения в коллективе (более 60% ресторанов имеют друзей среди коллег);
2. К нам относятся с уважением.
Там, где речь идет о нематериальной мотивации, роль менталитета весьма заметна (особенно когда речь идет о многонациональном коллективе).
Если рациональная приверженность сотрудника компании – это ответ на вопрос, начинающийся со слов «потому что», – то, насколько сотрудник считает, что менеджеры, команда или организация способны выполнить его ожидания (финансовые, карьерные, профессиональные), то эмоциональная привязанность – это нечто другое. Это когда ты веришь, ценишь, получаешь удовольствие от работы и в большинстве случаев не можешь объяснить, «почему».
Эмоциональную привязанность получить гораздо сложнее: ее нельзя потрогать руками, она апеллирует к внутренним ценностям и нормам. Именно из-за нее сотрудники не только не уходят из компании, но берут на себя дополнительные обязанности, ищут способы улучшить результаты.
Сложно понять, каковы ценности каждого конкретного человека, но большинство людей, выросших в одной национальной культуре, разделяют ценности и именно поэтому их важно знать, чтобы выстроить эффективную программу мотивации.
В данном отношении интересен пример нашей компании, которой, несмотря на то что она является международной корпорацией, основанной в Америке, удается сочетать в своей корпоративной культуре систему ценностей, которые близки людям разнообразных национальностей, в том числе русским: вера в людей, признание достижений, работа в команде. При этом система мотивации в компании построена сбалансированно, с учетом как материальной, так и нематериальной компоненты. И если с точки зрения материальной мотивации мы следуем тенденциям рынка, а именно регулярно проводим анализ компенсаций и льгот в нашем сегменте, то с точки зрения нематериальной мотивации мы используем уникальный подход, который характерен только нашей компании и отличает нас от основных конкурентов. Во главе угла нашей мотивационной системы стоит сотрудник и знаменитая на весь мир Культура Признания. Мы верим во всех людей, и мы признаем всех и каждого, даже за маленькие победы. Любой сотрудник KFC, не только руководитель, может высказать признание любому сотруднику компании. Насколько часто? Чем чаще, тем лучше, не нужно благодарить по графику.
Основной принцип: всегда искать повод для того, чтобы отметить успехи и достижения своих коллег и воспринимать это как часть своей жизни. Нельзя упускать случая похвалить человека. Как выразить свое признание? У нас есть специальные карточки признания, которые любой сотрудник компании может подписать и вручить своему коллеге, подчиненному или руководителю. У каждого руководителя есть свой личный приз, который он вручает своим подчиненным и коллегам за важные для компании достижения. Свой личный приз руководитель придумывает самостоятельно, приз должен символизировать один из элементов корпоративной культуры, при вручении обязательно подписывается – кому и за что. Например, личным призом генерального директора компании «Ям» является ракета «Восток» и слоган «Цельтесь в луну». Этим призом он награждает сотрудников, которые не побоялись поставить перед собой амбициозные цели и добились результата.