Сфера управленческих рисков представляет собой значимое понятие в деятельности государственных органов власти, поскольку в современном мире с определенными рисками связаны многие аспекты управления – политика, промышленность, сельское хозяйство (гибель урожая в результате принятия неправильных или несвоевременных решений) и многие другие.
Актуальность работы связана с тем, что исследования управленческих рисков в деятельности государственных органов власти важны для органов исполнительной и законодательной власти, принимающих решения в стране или регионе. Также информация о риске необходима банкам, фирмам, организациям, предполагающим инвестировать капитал в какие-либо страны (регионы страны). Наличие разноплановых интересов к проблематике управленческого политического риска предопределяет и существование разных аспектов изучения этого явления. В частности, можно выявить три таких аспекта. Управленческий риск в деятельности государственных органов является:
1) объектом исследования со стороны государственных учреждений, которые рассматривают его как средство развития межгосударственных и межрегиональных отношений;
2) элементом бизнеса, вследствие чего изучается корпорациями и компаниями во многих странах мира;
3) предметом академических теоретических исследований политологией, социологией, философией, психологией.
В связи с данными аспектами целью работы является изучение особенностей управленческих рисков в деятельности государственных органов власти.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- краткое рассмотрение основных терминов в исследуемой сфере;
- изучение особенностей и исторических аспектов политических управленческих рисков;
- рассмотрение составляющих управленческих рисков в деятельности органов государственной власти и их классификация;
- подведение итогов по изученному вопросу.
Структура работы строится в соответствии с задачами работы:
В первой главе рассматриваются основные понятия с точки зрения научного подхода различных ученых, как отечественных, так и зарубежных.
Во второй главе происходит изучение исторических аспектов политических управленческих рисков, в связи с их проявлением в различных сферах.
В третьей главе раскрываются особенности основных составляющих политического управленческого риска и их классификация. Раскрываются особенности методологии менеджмента риска и другие связанные с данным понятием аспекты.
В заключении кратко подводятся итоги работы, связанные с выводами по всем главам.
Читать дальше
Для наиболее полного раскрытия вопроса требуется осветить важные понятия в сфере принятия управленческих и политических рисков в действиях органов государственной власти.
Управленческие риски - риски, при которых главной проблемой является сопротивление руководителей разного уровня [6].
В связи с особенностями проявления рисков в области государственной политики сделаем определение политического риска на основании примеров мнений различных ученых.
Политический риск – действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискации собственности иностранных компаний (В. Вестон и Б. Сорж) [4, C. 346].
Политический риск – изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающими в ходе политического процесса (Д. Джодис) [4, C. 346].
Политический риск – непредвиденные обстоятельства, возникающие в политической среде и принимающие обычно форму ограничений (С. Кобрин) [4, C. 346].
Политический риск – это события, которые могут (или не могут) привести к изменениям в правительственной политике внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях. (Г. Райс, И. Махмуд) [4, C. 346].
Политический риск – вероятность нежелательных политических событий (В. Б. Тихомиров) [4, C. 346].
Государственные органы власти – субъекты и объекты, предназначенные для управления государством на разных уровнях.
Читать дальше
В начале данной главы отметим исторические аспекты управленческого политического риска.
С научных позиций проблематика управленческого политического риска стала исследоваться в зарубежной литературе с конца 1960-х годов. В России первые работы о политическом риске в связи с деятельностью государственных органов власти появились во второй половине 1980-х годов. В последующие годы в нашей стране публикуются статьи, защищаются диссертации, где раскрываются особенности управления политическим управленческим риском в иностранных корпорациях, предлагаются методики оценки странового риска (риска на уровне социально-политической стабильности страны), анализируется связь инвестиционного и политического риска, анализируется взаимодействие риска с управленческой деятельностью.
Политический управленческий риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например: уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы. Именно от этих факторов зависит величина предполагаемой прибыли, стоимость проектов, вероятность потери капитала[3, C. 96].
Политический управленческий риск – феномен, разнообразно проявляющий себя в различных сферах социума.
Во-первых, он включает в себя как вероятные неблагоприятные, так и положительные последствия политической деятельности. События, происходящие, например, в стране размещения инвестиций, могут повлечь за собой не только возможность потерь, но и «открыть» новые возможности. Наличие в политическом риске возможных потерь и благоприятных последствий позволяет говорить о риске как об ориентации субъекта деятельности и на успех, а не только на неудачу.
Читать дальше
Отметим, что управленческие риски в деятельности государственных органов власти, как структурное явление, включают в себя следующие основные компоненты, которые могут быть также названы разновидностями. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это правовой или законодательный риск. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов, на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе) [2, C. 10].
Помимо правового аспекта, политический управленческий риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации инвестиций, имущества данной компании; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; ограничения конверсии национальной валюты в валюту платежа; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, увеличение безработицы, а также противодействие оппозиции деятельности правительственных органов, повышение уровня коррупции, преступности и т. д.
Знание этих разновидностей политического управленческого риска необходимо для решения практической задачи по отбору неэкономических факторов (переменных), определения их структуры и проведения их системной оценки, то есть для проведения процедур анализа и оценки политического управленческого риска.
Классификация типов и разновидностей политического управленческого риска осуществляется по разным основаниям. Например, существует деление политического риска на региональный, страновой, международный, а также на микро-, макро- и мегариски.
Читать дальше
Отметим, что управленческие риски в деятельности государственных органов власти, как структурное явление, включают в себя следующие основные компоненты, которые могут быть также названы разновидностями. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это правовой или законодательный риск. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов, на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе) [2, C. 10].
Помимо правового аспекта, политический управленческий риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации инвестиций, имущества данной компании; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; ограничения конверсии национальной валюты в валюту платежа; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, увеличение безработицы, а также противодействие оппозиции деятельности правительственных органов, повышение уровня коррупции, преступности и т. д.
Знание этих разновидностей политического управленческого риска необходимо для решения практической задачи по отбору неэкономических факторов (переменных), определения их структуры и проведения их системной оценки, то есть для проведения процедур анализа и оценки политического управленческого риска.
Классификация типов и разновидностей политического управленческого риска осуществляется по разным основаниям. Например, существует деление политического риска на региональный, страновой, международный, а также на микро-, макро- и мегариски.
Читать дальше
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – Новосибирск. : Сибирское университетское издательство, 2014. – 48 с. – ISBN: 978-5-4374-0446-1.
2. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева [Текст] : информ.-аналит. журн. / учредитель Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева. – 2012, март – Астана, 2012. - ISSN 2380-2923. 2012, № 3.
3. Иванов И.Н. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие [Текст] /И.Н. Иванов, И.Ю. Дашкова, И.М. Ткаченко, В.Н.Костылев. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 416 с. - ISBN 978-5-222-22845-6.
4. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление [Текст]: учебник: в 2 ч. / Л. В. Сморгунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л. В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. – 381 с. - ISBN 5-8243-0597-8.
5. Фирсова И.А.Управленческие решения. Учебник для бакалавров. Гриф МО [Текст] /И.А. Фирсова, О.В.Данилова, С.В.Карпова. – М.: Юрайт, 2013. – 399 с. - ISBN: 978-5-9916-1895-3, 978-5-9916-2650-7.
6. Центр поддержки разработчиков [Электронный ресурс] // Внедрение корпоративного портала. Управленческий риск. Web-мастер Б.Н. Сидоров. - Электрон. дан. - М., [2005?]. - Режим доступа: http://dev.1c-bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=53&LESSON_ID=258, свободный. - Загл. с экрана.
Читать дальше