Аристотель выделял в речи пять частей: (инвенция, меморио, диспозиция, элокуция и акцио). Термин «акцио» подразумевает собой пятый заключительный этап классической риторики, включающий в себя непосредственное выступление перед слушателями. Но следует обратить внимание на то, что это не просто озвучивание текста, это предъявление его говорящим определенной аудитории, что часто приводит к тому, что изначальный текст трансформируется, при этом реализуются импровизационные навыки говорящего. Текст оживает с помощью оратора, его мимики, жестов. [2]
Только после данного этапа можно судить о том, насколько удачно прошло выступление, были ли достигнуты поставленные цели, был ли найден контакт с аудиторией, смогли приведенные доводы найти отклик в сердцах слушателей.
Читать дальше
Образ оратора складывается из нескольких составляющих. Одной из них является нравственный облик.
Нравственный облик, личность, поведение выступающего, его способность влиять на толпу еще с древних времен привлекали внимание людей. Ораторскому искусству учили в специальных школах, считая при этом, что школа ораторства должна прививать человеку и нравственные нормы. Так как только тот человек, который стремится убедить других в добродетели, должен изначально нести ее в себе.[1]
В момент, когда оратор произносит речь, он выражает свое отношение к теме с помощью мимики, жестов, отбора слов для выражений. Соответственно слушателю сразу становится ясна истинная позиция говорящего. Обмануть слушателей можно, но только один раз. Другого раза не получится. Тогда обманувшего ожидают только насмешки, презрение и невнимание.
Каковы же качества оратора, необходимые для успешного общения?
Рассмотрим их более подробно.
Во-первых, оратор должен быть уверен в том, что говорит. Должен хорошо разбираться в предмете. Иначе как он сможет убедить аудиторию в истинности своих слов.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон[3]
Во-вторых, важное качество оратора-дружелюбие. Проявляется данное качество в том, какова тональность речи, в выражении глаз, мимике, интонации. В случае положительного настроя к аудитории, выступающего непременно ждет успех.
В-третьих, важным качеством для успешной деятельности оратора является искренность. Только искренне настроенный оратор сможет легко завладеть аудиторией, передать ей свое настроение, свою уверенность, своё дружелюбие.
Читать дальше
Коммуникативная деятельность подразделяется на несколько этапов: предкоммуникативный (в него входит процесс подготовки речи, коммуникативный(само выступление и посткоммуникативный (анализ выступления). Нашей задачей является рассмотреть более подробно два этапа: предкоммуникативный и коммуникативный.
При подготовке к выступлению любой человек должен руководствоваться определенным алгоритмом, который можно кратко охарактеризовать ключевыми словами: для кого данное выступление? какова цель выступления? как будет проходить выступление?
Изначально определяется тема выступления, которая потом разбивается на блоки: микротемы, анализируется возраст аудитории, для которой данное выступление готовится. Затем ставятся цели, ориентирующие на конечный результат.
Определив для себя тему, возраст участников, следует обратиться к литературным источникам. Отбирается литература, материал просматривается, анализируется, выстраивается в определенную схему (опорный конспект). Текст проговаривается про себя, в него вносятся определенные исправления, дополнения и т.д.
Читать дальше
1. Т.В. Анисимова; Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика. М.: Воронеж, 2004. - 432 с. http:Электронная книга. bookre.org›reader?file=174159
2. Интернет ресурс: ayp.ru›Библиотека›…-osnovy-teorii/5341
3. Интернет ресурс: http: citaty-i-aforizmy.info
4.И.А.Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж. «Истоки», 2011
Читать дальше