В настоящее время большую значимость приобретает внедрениям инновационных технологий. Основное назначение этих технологий развитие творческих способностей у детей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТРИЗ. Уже много в детских садах используют технологию ТРИЗ. Большое количество приемов и методов включает в себя технология ТРИЗ. Эти методы в первую очередь помогают развивать в детях фантазию и логическое мышление, а так же, что не менее важно и актуально мыслить системно и понимать суть происходящих процессов. Педагогический поиск, одно из самых основных средств работы с детьми. Отличительной особенностью технологий ТРИЗ является не давать детям готовое решение, а обучение детей самостоятельно находить его. Когда дети задают вопрос, мы привыкли правильно на него отвечать, не давая при этом ребенку возможность попробовать самому найти ответ, порассуждать, выслушать его мнение. А ведь мы должны научить детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Задача педагога наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не проявляет активности и не задает вопросов, то педагог должен самостоятельно смоделировать ему проблемную ситуацию, из которой ребенок должен путем своих рассуждений найти выход.
Один из интересных методов ТРИЗ – это «мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Этот метод может быть смоделирован незапланированно при решении какой-либо познавательной задачи. Преимущество этого метода в том, что дети самостоятельно рассуждают и по ходу своих рассуждений самостоятельно или с корректной помощью педагога корректируют высказывания и делают выводы, анализируют. обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их.
На первом этапе детей необходимо ознакомить в игровой форме с компонентами, что поможет детям увидеть противоречия и помочь им их сформулировать.
Читать дальше
В моей исследовательской работе нам удалось изучить многие стороны Теории решения изобретательских задач. Затронуты такие направления как: ТРИЗ - педагогика, цели ТРИЗ в образовательном процессе, основные формы работы с детьми; достигнуты условия успешной реализации методики. Таким образом, мне удалось выявить, доказать и обосновать положительное влияние на внедрение теории ТРИЗ при обучении детей, что положительно влияет на успешное развитие и обучение ребенка.
В конце ХХ столетия Г.С.Альтшуллер, И.М.Вепткин констатировали, что ТРИЗ давно превратилась в комплекс: ТРИЗ-ТРТЛ (теория развития творческой личности) - РТВ (развитие творческого воображения). Теория ТРИЗ поистине безгранична и необъятна. Если все эти заключения принять за комплекс развития, то на данный момент, этот комплекс не имеет своего достойного названия. ТРИЗ сегодня - это система, которая непрерывно развивается и совершенствуется, все сильнее проникая в повседневную работу воспитателя и занимает в ней свое устойчивое, по праву заслуженное место, охватывая все новые и новые области.
В исследовании была вложена не малая доля личной заинтересованности, поскольку сама Теория решения изобретательских задач включает те понятия, которые могут пригодиться не только в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием, но и в обыденной жизни при столкновении с трудностями и при решении различного рода задач.
Читать дальше
1) Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. - Миск, 1970. - 24
2) Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7
3) Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. - М., 1992. - 104 с.
4) Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с. ISBN 5-7755-0772-X
5) Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. - М., 2004. - 364 с. ISBN 5-276-00554-0
6) Клеймихина Т.В., Креинина С.А. От Незнайки до…/ Худ. О.Р.Гофман. - С-Пб., 1996. - 174 с. ISBN 5-88375-022-2
7) Нестеренко А.А. Страна загадок. / А.А.Нестеренко. - Ростов-на-Дону, 1993. - 32 с. ISBN 5-7507-0964-7
8) Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова. - М., 2003, вып. 1(12) ISSN 1726-5304
9) Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практики решения изобретения задач). / Г.С. Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В. Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев, 1989. - 380 с. ISBN 5-362-00147-7
10) Селевко Г.К. Энциклопедия педагогических технологий. В 2 т. Т.2. М.: НИИ Школьных технологий, 2006.- 816с. ISBN 5-87953-227-5
11) Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. / А.А.Толмачев. - 2004. - 496 с. ISBN 5-98408-004-4
12) ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. - Саратов, 2007. - 104 с. ISBN 978-5-9758-0495-2
13) Ширяева В.А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ - педагогика как креативная технология образования: Учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2003. - 80 с. ISBN 5-93888-232-Х
14) Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006. - 72 с. ISBN 5-9758-0183-4
15) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
16) Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.
17) Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.
1993. -№4. -С. 23-26.
18) Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 20911-72с
19) Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:
№ 8 (1988 г.);
№ 5, 6 (1989 г.);
№ 1, 2, 3, 5 (1990г.);
№ 4 (1993г.);
№ 1 (1994 г.);
№ 5 (1996 г.);
№ 11 (1997 г.);
№ 5, 9 (1998 г.).
20) Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.)
Читать дальше