В современных условиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды предприятия маркетинг становится одним из главных моментов для игроков рынка, таких, как розничные продавцы товаров и услуг, исследователи маркетинга и прочие. Для того чтобы успешно выполнять свою работы им требуются знания, такие как описание рынка, деление его на сегменты, а также оценка потребностей и нужд потенциальных потребителей. Также им требуется придумать товар или услугу, а также провести его испытания в реальных условиях и прочее.
Главной же всех реформ, которые проводятся в нашей стране, является построение открытой рыночной экономики. Для успешного развития экономики рыночного типа в первую очередь необходимо, чтобы главным ориентиром продажи и производства товаров и услуг стали именно потребности определенных групп потребителей. Очень эффективная работа на внешнем и внутреннем рынке требует знания и учета основных рыночных законов, а также умение организовывать использование важной информации, способности повысить конкурентоспособность своих товаров или услуг.
Все вышеуказанное является не чем иным, как элементами маркетинга, а значит и одной из наиболее эффективных факторов рыночной экономики. В основном на основе результатов маркетинговой деятельности проводятся практически все коммерческие операций на внешнем и внутреннем рынке. Все это обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день маркетинг развивается в условиях особенно глобальных перемен, как в политической, так и в экономической жизни. Все это требует пересмотра его ключевых целей, методов.
Сегодня, те стратегии, которые вчера приносили прибыль и успех, могут оказаться только к банкротству. Можно сказать, что одной из тенденций в развитии современного маркетинга является некоторое расширение сферы его использования именно за счет различных некоммерческих организаций, а это учебные заведения, больницы, музеи, правительственные и общественные организации, религиозные объединения, политические партии.
Еще одной существенной тенденцией развития современного маркетинга является определенный бум информационных технологий. Наиболее значительным инновационным успехом последнего десятилетия стал особенно быстрый рост продуктивности применения различных возможностей цифровой обработки, передачи данных в различных сферах жизнедеятельности общества.
Читать дальше
Теория маркетинга всегда старалась использовать достижения многих экономических доктрин. Вообще теория маркетинга зародилась в США во второй половине XIX века. В то время экономические кризисы заставляли ученых задуматься о проблеме перепроизводства и несоответствии системы обращения товаров и услуг возросшим запросам потребителей.
Обострение данной проблемы произошло именно на фоне сдвигов в экономике, которые были связаны с монополизацией различных отраслей. Тогда произошли серьезные изменения в сфере обращения. Масштабы производства, которые были достигнуты к тому времени, позволили фирмам-монополистам применить разнообразные методы учета емкости рынка, а также осуществлять в ограниченных пределах и его прямое регулирование.
Как теоретическая концепция маркетинг был призван произвести радикальные перемены. Популярность маркетинга все больше росла, и он стал одной из главных частей программы подготовки будущих бизнесменов.
В начале прошлого века была основана первая коммерческая исследовательская фирма по маркетингу. А уже в 1911 г. появились первые отделы маркетинга в наиболее крупных предприятиях. В 20-е прошлого века в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы. Она в скором времени вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, которая была сформирована в 1937 г.
Прорыв в развитии маркетинга, по мнению ученных и исследователей, пришелся именно на 60 – 80-е гг. прошлого века. Это в первую очередь было связано с переходом развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Новый период был характерен тем, что производство перестало быть массовым и крупносерийным. Оно все больше стало ориентироваться на индивидуализированные запросы покупателей, рынки стали дифференцироваться, существенно возросла роль научно-технической информации и прочее.
Читать дальше
Маркетинг, который рассматривается как философия, является именно результатом практики и теории различных школ. Он развивался в ходе коллективного творчества многих ученых и исследователей, а также предпринимателей и менеджеров.
Современный маркетинг можно определить как очень сложное социально-экономическое явление, которое рассматривается именно как совокупность факторов деятельности. Основным назначением маркетинга и главной его целью является формирование, а также постоянное развитие процесса обмена. Маркетинг определяет такие наборы товаров, которые используются отдельными предприятиями в конкретных условиях, это дает возможность использовать ресурсы, которые имеются у предприятия именно для удовлетворения этих потребностей в пользу обеих сторон.
Главным в маркетинге является двуединый и взаимодополняющий подход. То есть это означает, что с одной стороны, это тщательное изучение целевого рынка, вкусов и предпочтений потребителей, ориентация производства на эти требования, то есть адресность производимых товаров. С другой же стороны – это активное воздействие на целевой рынок и спрос на нем. Как и любая система, система маркетинга также обладает определенными свойствами и закономерностями функционирования. Она имеет свои цели и задачи, которые обусловлены характеристиками каждого субъекта этой системы применительно к внешней среде. В данном контексте маркетинговая система определяется как совокупность элементов рыночного пространства среды, каждое из которых обладает целостностью и находится в непрерывном взаимодействии между собой.
Формирование маркетинговой системы происходит только в определенной окружающей среде, создаваемой под влиянием условий рынка и ограничений со стороны политических, социально-экономических, а также культурных и прочих факторов. Любая маркетинговая деятельность осуществляется с целью достижения какого-либо конкретного результата. Цели маркетинговой деятельности связаны в первую с целями организации в целом и способствуют их достижению.
Читать дальше
Учеными и исследователями выделен определенный набор функций маркетинга. Назовем некоторые из них:
1. Исследование рынков сбыта, а также проблем, которые связаны с осуществлением маркетинга, изучение спроса покупателей, их требований к качеству производимой продукции и ее технико-экономическим параметрам.
2. Определение наилучшего ассортимента производимых товаров и услуг на основе экономического обоснования.
3. Принятие взвешенных решений по эффективной организации производства товаров и услуг.
4. Тщательная проработка сбытовой политики предприятия на основе определения выгодных каналов сбыта, а также системы товародвижения и послепродажного обслуживания.
5. Формирование внутрифирменной политики ценообразования на выпускаемые товары и услуги.
6. Обеспечение маркетинговых исследований качественной информацией.
7. Управление маркетинговой деятельностью, а также ее контроль.
Знание принципов и закономерностей процесса маркетинга на предприятии может позволить создать целостное видение системы маркетинга и более четко представить роль и значение маркетинга при организации деятельности предприятия в целом.
Принципы маркетинга можно определить как основополагающие положения, требования и обстоятельства, лежащие в основе маркетинга и раскрывающие его сущность. В соответствии с сущностью маркетинга можно выделить следующие принципы:
производить только то, что хочет приобрести покупатель;
Читать дальше
Хотелось бы отметить, что сегодня имеют место определенные качественные изменения в продуктовом наполнении рынка. На сегодняшний день все сложнее добиться некоторой дифференциации продукта, так, например, новые стиральные порошки компании «Проктер энд Гэмбл» уже лучше не стирают, а радиоэлектронная продукция известных производителей по своим определенным потребительским свойствам совсем не отличается друг от друга. Сегодня выпускается огромное количество продуктов, которые похожи друг на друга. То есть они становятся недифференцированными. Выпускаются так называемые продукты-имитаторы. Именно эти обстоятельства существенно сокращают весь жизненный цикл продукции. Именно поэтому происходят различные изменения. Появляется большое количество традиционных подходов к выбору некоторых стратегий рыночной деятельности. В первую очередь здесь имеются в виду стратегии дифференциации продуктов по определенным критериям степени их адаптации под конкретные запросы групп потребителей, цены. Совсем недавно обычным считалось то, что некоторый рост степени адаптации атрибутов продукции к индивидуализированным запросам покупателей приводит к увеличению цены на данную продукцию, и, соответственно, наоборот. Именно поэтому при позиционировании продукции по этим критериям выбирали различные стратегии, ориентации на индивидуальные запросы покупателей или же на выпуск однотипных продуктов, однако продаваемых по достаточно низкой цене.
Тогда считалось, что данные две стратегии являются противоречивыми, а также не могут реализовываться одновременно. Но маркетинговая практика последних нескольких лет показала, что определенного успеха в современных условиях может добиться компания, которая реализует продукты, одновременно обладающие особенно высоким качеством, признанным имиджем, а также имеющие приемлемые цены, достаточно хороший уровень сервиса. Постепенное ослабление дифференциации всех торговых марок может приводить также к постановке не совсем реалистичных рыночных целей. Это в свою очередь приведет к перепроизводству, падению уровня доходов, а также направлению меньшего количества средств на разработку совершенно новых продуктов. Можно сказать, что отсюда вытекает недостаточная загрузка всех производственных мощностей компании, а также снижение дохода, уменьшение инвестиций в дифференциацию торговых марок. Также сегодня имеет место существенное усиление конкуренции, а также ее качественное изменение. То есть она становится намного более жесткой. Сегодня в качестве ключевых двигателей успеха компании в бизнесе рассматриваются инновационная технология, а также знания персонала. Различные стратегии достижения определенных конкурентных успехов в большей степени сегодня фокусируются не на предприятии, а именно на сетях организаций, которые осуществляют совместный бизнес.
Читать дальше
Увеличение значения маркетинга также связано с этапом научно-технической революции. Производственный процесс продукции теперь усложнился до такой степени, что покупатель не в состоянии различить усилия предприятия, которые направлены на повышение качества товара или услуги. Именно по этой причине многие предприятия переключили свое внимание с практики повышения качества самого товара именно на повышение качества обслуживания покупателя.
Современный маркетинг можно определить как очень сложное социально экономическое явление, которое рассматривается именно как совокупность факторов деятельности. Основным назначением маркетинга и главной его целью является формирование, а также постоянное развитие процесса обмена.
Знание принципов и закономерностей процесса маркетинга на предприятии может позволить создать целостное видение системы маркетинга и более четко представить роль и значение маркетинга при организации деятельности предприятия в целом. Принципы маркетинга можно определить как основополагающие положения, требования и обстоятельства, лежащие в основе маркетинга и раскрывающие его сущность.
Таким образом, можно говорить о том, что современный маркетинг должен основываться именно на быстром, а также гибком планировании инноваций, а в их центре должен быть именно потребитель. Существенное возрастание роли инноваций, а также уделение огромного количества внимания разработке совершенно новых продуктов является велением времени. У новых продуктов есть возможность создать совершенно новые рынки, а на уже существующих рынках они помогают потеснить фирм-конкурентов.
Читать дальше
1. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 2009. – 416с.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 2010. – 379 с.
3. Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 2009. – 276 с.
4. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации, 2012. – 210 с.
5. Родин В.Г. Основы маркетинга. – М: 2007. – 290 с.
6. История развития и значение маркетинга в современных условиях. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.barmashovks.ru/page72/index.html
7. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/golubkov_marketing/00.aspx
8. Основы маркетинга: теория и практика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.good-reklama.ru/osnovymarketinga/138.html
9. Современные тенденции развития маркетинга. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2004/1/319.html
Читать дальше